Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.08.2024 |
Мне остаётся только горько плакать, фигурально выражаясь
|
||
09.08.2024 |
Поэт-сатанитст Дмитро Корчинский
|
||
07.08.2024 |
|
||
05.08.2024 |
|
||
03.08.2024 |
Ух, и уел же меня Никита Михалков
|
||
01.08.2024 |
Анекдот с попыткой госпереворота
|
||
31.07.2024 |
|
||
30.07.2024 |
Грех перед поэзией у грешного по жизни, если он грех не воспевает
|
||
28.07.2024 |
Культурная гегемония Запада над Россией
|
||
27.07.2024 |
|
||
26.07.2024 |
Сам я пишу плохо, но судить других берусь
|
||
24.07.2024 |
|
||
22.07.2024 |
Проколы Венедикта Ерофеева в его «Об Иосифе Бродском»
|
||
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
||
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
||
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
||
19.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (3-е продолжение)
|
||
10.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (2-е продолжение)
Хорошо! Не надо искать, о чём писать. "Бродский по мнению многих западных филологов отъявленный ксенофоб, антифеминист, гомофоб, периодически милитарист, короче, чудовище” (https://www.youtube.com/watch?v=XDp1rx8PRcM). И интонация Прилепина поясняет, что говорящий этого мнения не разделяет. Но смех в том, что иным и не может быть ницшеанец, ненавидящий весь Этот мир, если автор-ницшеанец не слишком маскирует своё самое сокровенное. Жаль, при запросе в ГУГЛЕ на английском его фамилии и тех определений, что перечислил Прилепин, поисковик ничего не выдал. Тогда я спросил: “what is Joseph Brodsky like as a person with flaws" (каков Иосиф Бродский как человек с недостатками). – Вот, что я надыбал (перевод машинный): "Он имеет дело с неприятными, враждебными истинами и является реалистом наименее утешительного и удобного толка. Все хорошее, что вы хотели бы, чтобы он думал, он не думает… …писал Виктор Эрлих. “Его преследующим грехом было <…> тотальное и в целом тихо-недемонстративное отчуждение от советского этоса”… … заметил Том Симмонс в Christian Science Monitor. Бродский, по его словам, “это <…> человек с чувством все более затемненной возвышенности человеческой жизни… … характерное для Бродского чувство “отходить в сторону и в замешательстве вглядываться” в жизнь…” (https://www.poetryfoundation.org/poets/joseph-brodsky). Это не противоречит мнению, что подсознательный идеал воспринимается подсознаниями восприемников, и они, отзываясь, как-то эту невидимку всё же отражают. Если Прилепин наврал на западных филологов и натянул на них собственное крайнее мнение, то я теряюсь. Слишком это тонко думать одно, притворяться перед нами, выдавая другое… * Пересказы Прилепина нельзя принимать некритически. Смотрите: "Однажды у Бродского спросили, почему он христианин, на что он в своей манере ответил: потому что я не варвар”. Что было на самом деле: "- Многие ваши стихи так или иначе связаны с христианством. Тому есть особая причина или же вы используете как основу или в качестве фона? - Не знаю. Возможно, этому одно объяснение… Наверное, я христианин, но не в том смысле, что католик или православный. Я христианин, потому что я не варвар. Некоторые вещи в христианстве мне нравятся. Да, в сущности, многое. - Поясните это, пожалуйста. - Мне нравится Ветхий Завет, ему я отдаю предпочтение, поскольку книга эта по своему духу более возвышенна и… менее всепрощающа. Мне нравится в Ветхом Завете мысль о правосудии, не о конкретном правосудии, а о Божьем, и то, что там постоянно говорится о личной ответственности. Он отвергает все те оправдания, которые дает людям Евангелие. - Значит, вам нравится сочетание правосудия из Ветхого Завета и сострадания и всепрощения из Нового? - В Евангелии мне нравится то, что развивает идеологию Ветхого Завета. Вот почему я написал стихотворение о переходном этапе между этими двумя книгами. К примеру, мне нравится в Новом Завете замечание Христа, страдающего в саду. Когда он говорит, что он делает то, о чем говорится в Писании. Все, чему надлежало произойти, уже было описано и предсказано. Потому он и умирает. Он был распят, потому что ничего больше о нем не говорилось в книгах, которые он читал. Как будто Ветхий Завет был сценарием и он играл отведенную ему роль. И дальше ничего не было. Это была последняя страница сценария.” (Интервью Анн-Мари Брамм. Осень 1974 года. https://vk.com/@history_porn-iosif-brodskii-ya-hristianin-no-ne-v-tom-smysle-chto-pravosl). С точки зрения той, что идеал ницшеанства, метафизическое иномирие не были даны сознанию Бродского, важны в его ответах самое начало и самый конец: "Не знаю” и "И дальше ничего не было. Это была последняя страница сценария”. Христос поступил как ницшеанец: Этот мир плох – предопределённостью всего – ну так смерть. Это могло нравиться ницшеанцу. Ну и метафизичность: "возвышенна”. Варварство как бы приземлённо по сравнению с христианством. Языческие боги – вот они, рукой протянуть – дотронешься . * "Начиная с “Рожденческого романса” 1961 года, Бродский из года в год сочинял христианские стихи”. Христианин, мол, Бродский (там паче, что крещён двухлетним). А я заранее уверен, что Прилепин неверно понял стихотворение. А ну… Рождественский романс Евгению Рейну, с любовью
Сколько лет Бродскому было в 1961 году? – 21 год. – Трудное время – молодость… Я, припоминаю, аж дошёл до нелюбви к праздникам. Я был внешне непривлекательный. А внутренняя интересность моя была не нужна окружению. Перспективы – никакой. Я на Новый год год за годом загадывал одно желание: узнать, что делать. Пить я не мог – усыпал. На работу после института попал такую, что её мог исполнять и старшеклассник. Но я дотерпел, не скис. А Бродского – в видах ницшеанства – надо понимать крайне разочаровавшимся. – Чем? – Да всем. – Хоть бы соседством красоты и низости. Куда как красив кораблик над Адмиралтейством, ан… отражается он в луже на кирпичном тротуаре Александровского сада в Питере. Я даже нашёл фото лужи на каменном тротуаре этого сада (в ней, правда, отражался купол Исаакиевского собора) и думал картинку эту присобачить между соответствующими строками стихотворения. Но особняки Ордынки (для второго куплета) меня не пленили. И я от иллюстрирования отказался. Бессвязность перед нами непереносимая. 6 куплетов, собственно, одной и той же несуразицы. Мало, конечно, для нагнетания, как у ницшеанца Чехова, предвзрыва, - предвзрыва такой силы, что вышвырет тебя вообще вон из Этого мира. “Плывет в тоске необъяснимой” повторено 4 раза, просто "Плывёт” повторено ещё 4 раза. – Надоело? – Расчёт был, чтоб надоело… Слов с негативной аурой – 23. Слаб-с пока Бродский. А Прилепина можно простить. Ведь чувствуется, что вон куда-то тянет лирического “я” из всего этого чего-то ленинградско-московского. 14 июня 2023 г.
|
||
08.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (Продолжение)
|
||
07.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не занимался ничем иным, кроме сочинения художественных произведений
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"