TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.08.2024
19:53

Мне остаётся только горько плакать, фигурально выражаясь

    Читатель! Вы имеете перед собой трагикомическую личность – меня, самодеятельного критика. Я самообразовался и стал кем-то читаемым в эру интернета. На меня даже, . . .

09.08.2024
18:17

Поэт-сатанитст Дмитро Корчинский

    Бог шельму метит Надо же… “Опять встретились”. Заочно, конечно. По ТВ. Первый раз во время какой-то из чеченских войн. Одесское ТВ транслировало его призыв к . . .

07.08.2024
13:10

Стыдно до слёз

     

    А тот, кто читает меня не первый день, будет смеяться. Он помнит, какие пафосные речи я закатывал во славу художественности по Выготскому, про которую все художники инстинктивно догадываются, а все теоретики искусства, критики и т.д. в упор не хотят ею пользоваться. Этакий Всемирный Заговор…

    Я не сразу дошёл до таких острых филиппик.

    Для меня это было такое большое откровение (шутка сказать: то, что видят наши глаза не есть то, что хотел нам “сказать” автор), что я при каждой встрече с таким произведением как праздник справлял.

    Сам Выготский (в 1925 году он это открыл, в диссертации), что б не загудеть с работы или ещё куда подальше, публиковать вещь не стал. Её опубликовали в 1965 году, но – всё равно, что и не опубликовали: применять никто не стал. Мера массовой подлости учёных, кто книгу прочёл, не поддаётся моему объяснению (но я простец, и этим всё сказано).

    Я сперва стеснялся лапидарности её пересказа. Надувал щёки. Потом позволил себе…

    Теория состоит из двух предложений.

    Первое – такое: применение противоречий.

    В обычной выразительности, образной, этого нет. Там ЧЕМ-ТО выражается ЧТО-ТО. (ЧЕМ-ТО и ЧТО-ТО не одинаковости, конечно, но и не противоречия.)

    А в катарсической выразительности противоречия есть (Стрекоза и Муравей).

    В тексте Выгосткого приводятся чувства гимназистов царской гимназии Крыловского времени, так сравнения были не в мою пользу: я был начисто лишён художественного вкуса. Я был зол на Стрекозу за тунеядство. Советский мальчик послевоенный. А дворянчики – метались.

    Хочется перейти ко второй части предложения, описывающего теорию. Но подожду.

    Выготский сам его выдал в особой части книги.

    Дело в то, что, пока он козырял первой частью, он оставался в пределах материализма и психологии как естественной науки. Даже ЧЕМ ЧТО, выходя уже в литературоведение, всё ещё это оставалось материалистичной наукой при поисках, каким ЧЕМ, какие ЧТО соответствуют (это элементы духа времени создания – конец Просвещения для “Стрекозы и Муравья”). Текстовые противоречия рождали духовные противочувствия. И они были оба одинаково хороши! Красота и Польза!

    Надо иметь вкус хоть бы в чутье одинаковости (я-пацан вкуса не имел, а дворянчики начала 19 века имели.).

    А во второй части закона Выготского формула его переходит в идеализм!

    Противочувствия сталкиваются в душе воспрпиемника и порождают третье переживание, почти всё для воспрпиемника подсознательное. Сознанию не данное. Разве что какое-то тёмное возбуждение или плач.

    Мне как толкователю, обязанному это перевести в слова, такое даётся уже за пределами акта восприятия искусства. И – озарением.

    Никакая логика не связывает посылки со следствием. И никакие физические процессы этому акту не соответствуют. (То же происходит и при сочинении у автора. Подсознания его и моё приходят в контакт. Вкус – торжествует свою победу.)

    Содержательно это третье переживание было поворотом духа времени с Просвещения и романтизма к реализму.

    То есть я, может, и врал про “никакие физические процессы”.

    Вы, читатель, может, тут чувствуете, что я становлюсь слишком независимой величиной для власти, не такой вострой, как я. И что стоит теорию зажать.

    Я же неосторожно свои занятия продолжал, и довёл до банальности.

    Понимаете… Сперва эта деятельность представлялась тончайшей и одухотворённой. Не описать моих радостей при удачах, и бессонниц при неудачах.

    А вот я посмотрел фильм Андрея Козлова “Письмо на фронт” (2020), особенный успех в 2023-м.

    И. Как мне ни стыдно… Но он вполне укладывается в схему. Мне оказалось достаточным чуть-чуть подумать и тут же объяснилось, как попала мистика в современный фильм.

    Думал я, правда, после просмотра, и хоть тем себя обелил. Ибо, пока смотрел, непрерывно плакал от столкновения противочувствий: какие хорошие мальчики были в 1943 и какие плохие – теперь. Теперь они занимаются киносъёмками пранкерами. Снимают, как неожиданно стаскивают штаны с человека в людном месте и т.п. Хулиганство. Сесть можно.

    Был единственный вариант для случаев ужасов, мистики. Это христианоподобный идеал благого для всех свехбудущего. Во времена Шекспира тёмным ужасом, надвигавшимся на планету был капитализм, таким словом ещё не называвшийся. Он шёл со страшным развратом. И без мистики было не спастись, казалось. И этот идеостиль маньеризм. Вот то же в подсознании Козлова, подумалось. Приходит посткапитализм.

    И стало стыдно: начётник же? (Типов же подсознательных идеалов только 6. Легко подобрать подходящий.)

    Плакал – ещё стыднее (тогда, правда, ещё не подобрал).

    Козлову скажут про посткапитализм – он обхохочется.

    Что я пропагандирую?...

    30 июня 2023 г.

05.08.2024
17:43

Tik Tok таки враг России

    Я как-то мельком слышал, что Tik Tok – социальная сеть для пустоголовых. А у меня есть внучка переходного возраста. Она и всегда была бунтарка, а теперь и вовсе… Тут я . . .

03.08.2024
12:59

Ух, и уел же меня Никита Михалков

    Я заранее извиняюсь перед теми, кто любит распланированное повествование. Ибо я принимаюсь описывать свою, воинствующего атеиста, душевную смуту, в какую меня . . .

01.08.2024
09:02

Анекдот с попыткой госпереворота

    Пишется это в день объявления контртеррористической операции из-за Пригожина, подбившего часть своей частной военной компании “Вагнер” на военный переворот . . .

31.07.2024
21:15

Гайдай нас ненавидел

    В самой последней глубине души. См. тут. Собственно, подсознательно ненавидел, из-за связанности с подсознательным идеалом коммунизма, которому не бывать с . . .

30.07.2024
13:34

Грех перед поэзией у грешного по жизни, если он грех не воспевает

    Не все украинцы нацисты, явно. Укронацисты – сатанисты. Они перещеголяли Гитлера, не успевшего сменить у народа христианство на что-то языческое, более жестокое, . . .

28.07.2024
17:40

Культурная гегемония Запада над Россией

    Так получилось, что я думаю, что в области культуры я наиболее что-то понимаю в живописи, в изобразительном искусстве. Оно не требует знания иностранных языков (а . . .

27.07.2024
22:45

Читая Янгфельдта о Бродском

    Я авантюрный человек в смысле свободы мысли. Мне с моей кочки зрения представляется, что как-то не принято Иосифа Бродского называть ницшеанцем. Я было подумал . . .

26.07.2024
14:59

Сам я пишу плохо, но судить других берусь

    Потому берусь, что с совершенно неожиданной точки зрения рассматриваю произведения, про которых думают, что они художественные: каков подсознательный идеал . . .

24.07.2024
10:23

Можете меня засмеять

    Но я, наткнувшись на слова: "…"Выступление В.И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Западный фронт 5 мая 1920 года", Исаак Бродский . . .

22.07.2024
15:04

Проколы Венедикта Ерофеева в его «Об Иосифе Бродском»

    В конце 1987 года Венедикт Ерофеев написал коллекцию непанегирических частного порядка откликов в СССР на присуждение Бродскому Нобелевской премии и сделал 3 . . .

21.07.2024
20:32

Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)

    Можно сказать, что меня Прилепин даже удивляет. Как тетерев. Не замечает, что ли, как докатывается до… (ну какое слово написать, чтоб его поклонникам было не очень . . .

21.07.2024
20:30

Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)

    Можно сказать, что меня Прилепин даже удивляет. Как тетерев. Не замечает, что ли, как докатывается до… (ну какое слово написать, чтоб его поклонникам было не очень . . .

21.07.2024
20:29

Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)

    Можно сказать, что меня Прилепин даже удивляет. Как тетерев. Не замечает, что ли, как докатывается до… (ну какое слово написать, чтоб его поклонникам было не очень . . .

19.07.2024
16:49

Вот лучше б Прилепин не… (3-е продолжение)

    "В деревне Норинской он жил. То есть жил, как все селяне, среди людей… просто жил, как жила вся русская советская страна. Если б не было этой ссылки, прямо говоря, . . .

10.07.2024
12:21

Вот лучше б Прилепин не… (2-е продолжение)

    Хорошо! Не надо искать, о чём писать. "Бродский по мнению многих западных филологов отъявленный ксенофоб, антифеминист, гомофоб, периодически милитарист, . . .

08.07.2024
10:16

Вот лучше б Прилепин не… (Продолжение)

    Меня просили не продолжать. Из-за чрезвычайной сложности постижения. Но я такие просьбы не привык удовлетворять. Они исходят от, по-моему, очень уж тёмных людей. А . . .

07.07.2024
22:40

Вот лучше б Прилепин не занимался ничем иным, кроме сочинения художественных произведений

    Сразу оговорюсь, что “Письмо товарищу Сталину” – сатирическое произведение, а потому – не художественное. Что и в теории отражено, мол, сатиру: "…теория . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100