TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.11.2024
21:30

3-е продолжение уныния с Чеховым

    Читаю всё ту же книгу Катаева “К пониманию Чехова” (2018) – https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19, а огорчает он меня всё по-новому. "Ещё одно направление филологии - . . .

23.11.2024
19:47

Филологический восторг

    Я прочитал рассказ Чехова “Толстый и тонкий” (1883) по наводке теоретика Шмида, самого Шмида не читая, и ничего в рассказе не понял. Вернее, не увидел, как тут можно . . .

21.11.2024
20:59

Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие

    Решетников. Опять двойка. 1952. Ведь семья эта по тому времени очень зажиточная. Один велосипед для малого чего стоит. А часы какие богатые, деревянные. Платяной . . .

19.11.2024
19:47

Провал Льва Толстого

    Он “Смертью Ивана Ильича” опустился к прикладному искусству, осуществив замысел сознания: плохо жить индивидуалистом, надо жить не для себя. Доказательство? – . . .

16.11.2024
21:33

Проследим за логикой искусствоведа

    Он, Попов, Алексей Валентинович, рассуждает о таком портрете: Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971. И пользуется сравнением с такими картинами: Салахов . . .

14.11.2024
21:30

Продолжение уныния с Чеховым

    Кто читал начало (тут), знает, что уныние – от беспомощности некоего Катаева адекватно понимать произведения Чехова. И это в довольно свежей книге “К пониманию . . .

08.11.2024
18:50

Наверно, не попала под репрессии картина

    Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал . . .

07.11.2024
21:08

Моя китайская месть Губерману

    Месть простая. (Смейтесь, если хотите.) Я ж считаю что человечество когда-нибудь примет моё предложение резко отличать от произведений неприкладного искусства . . .

06.11.2024
15:04

Как «Антифейк» Первого канала не смог искусствоведчески побороться с измышлениями украинских националистов

    Что врут на Украине? "Украинец, ставший одним из лучших художников XIX века . Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это . . .

04.11.2024
21:21

Мой провал

    Озаглавил после того, как написал до конца. Я пишу для рафинированных любителей искусства. А в России – разделение людей: на Уралвагонзавод и креативный класс . . .

02.11.2024
19:25

Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели

    Антисоветчики в СССР были правые и левые. Левые считали социализм лжесоциализмом и дорогой к реставрации капитализма в качестве ужаса, правые – в качестве . . .

01.11.2024
15:56

Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году

    Я немного обижен на мою маму. Когда она умерла, на её лице застыла горькой складкой губ обида. Она в 73 года умерла. Могла б, может, и дольше прожить, если б медицина . . .

29.10.2024
21:46

Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал

      Попалась книга о чеховских произведениях – Катаев. “К пониманию Чехова” (2018). Одной страницей - https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19. "Если "Чайка" - это пародия на . . .

28.10.2024
21:29

Академизм – это стабильность

    Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в . . .

28.10.2024
20:27

Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!

    "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет космополитизма”. Я начну издалека для разгона. На излёте первой . . .

19.10.2024
20:05

С точки зрения имеющего политический темперамент

    Обжёгшись в молодости на головокружительных красавицах, я перестал их воспринимать вообще. Без всякой натуги это произошло. Я их перестал уметь запоминать, . . .

16.10.2024
21:35

Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!

    Я эту фантастическую изворотливость впервые заметил у литературоведов, посещая научную Пушкинскую комиссию при Одесском Доме учёных. Например, известно, что . . .

14.10.2024
10:04

Любовь к трудности

    Вот попалось мне на глаза такое стихотворение. Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, . . .

11.10.2024
14:10

Ляп Эйзенштейна

     

    На меня иногда нападают приступы очень неприятного сомнения, правильно ли я поступаю в своей искусствоведческой деятельности…

    Дело в том, что я взялся что-то делать, чтоб теория художественности по Выготскому была принята наукой об искусстве, а за нею – всеми.

    Можете смеяться, но додумался я, что надо для этого публиковаться в специальных рецензируемых журналах лишь несколько лет назад (а “взялся что-то делать” – 60 лет назад). Естественно, я потерял время: наступила старость и утрата сил. Я ещё прыгнул выше себя и сумел настолько приблизиться к научному стилю, что во втором журнале статью не отвергли сразу из-за его отсутствия, как в первом журнале. Но агрессивность я всё же не унял, и меня за то отвергли, плюс я в отчаянии от отказа в первом журнале, послал похожую статью в журнал обычный, и совпадающие текстовые куски были зафиксированы рецензентом с помощью программы поиска плагиата, и статья была отвергнута. За всё же агрессивность стиля, думаю. Взбесил я рецензента, и он мне плагиата у самого себя не спустил. Главред журнала выразила надежду на всё же продолжение сотрудничества, но я в себе сил преодолеть эту злосчастную агрессивность уже не нашёл. – Меня слишком ужасает тот факт, что я не встретил более чем за полвека чтения специальной литературы ни одного учёного или критика, кто б упомянутую теорию применил для практики, тогда как художники – впечатление – чуть не все её стихийно применяют.

    Ну и в этой своей агрессивности я дошёл до того, что стал себе много позволять. Во первых, я считаю, что так как “рукописи не горят”, до моих писаний учёные в будущем докопаются. Во-вторых, я считаю свои писания имеющими эвристическую ценность. Поэтому, в третьих, я могу себе позволить ошибаться, что меня расковывает.

    Но тут я впадаю в противоположную крайность, в угрызения совести, не стыдно ли так распоясываться.

    Чему способствует сама суть теории художественности по Выготскому.

    .

    Надо, наверно, для тех, кто не в курсе совсем, сказать пару слов о сути этой теории. Она, образно говоря о творце как зеркальном отображении восприемника, такая: художественный смысл – как геометрическая сумма двух сил.

    2 противочувствия – от двух текстовых противоречий. Они осознаваемые. Их столкновение рождает в душе восприемника третье переживание, в основном подсознательное. Только иногда беспричинные слёзы или дрожь или ещё что-то физиологическое доходит до сознания, да смутное переживание, что тебе сказали ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    У творца какой-то похожий обратный процесс, который я не знаю, как изобразить. От подсознательного идеала рождаются текстовые странности, которые сознание творца не в силах не пропустить в текст, тем паче, что, когда они туда прорвались, сознание творца испытывает глубокое удовлетворение и переживание удачи в выражении того, что не было дано ему в сознании, а только неопределённо вдохновляло.

    .

    Всю сумму описанных переживаний Выготский назвал художественностью. Она существует только в двух душах: автора и восприёмника. Больше нигде. Ни на страницах книги в литературе, ни на холсте в живописи, ни в вибрациях воздуха в музыке. Только в душах. Катарсис почти никогда не даёт перевести себя в слова. И, если это насколько-то адекватно удаётся толкователю-критику, то не вследствие логического вывода словесного содержания катарсиса из осознаваемых противочувствий, а… не известно почему.

    Это и есть то слабое место, которое запускает во мне приступы угрызений совести: а вдруг я неправильно угадал? Особенно – когда я хамлю и позволяю себе не слишком проверять результат.

    А проверить можно бесконечным числом действий. Катарсис же – это какой-то нюанс духа времени. Оно много чем осознаваемым даёт о себе знать. Даже если автор реалист (с идеалом истины, чем он похож на учёного) и угадывает в социуме то, что ещё никто не чувствует. Особенно хорошо тогда проверять спустя какое-то время, когда то увидят в социуме другие. То же происходит с выразителями других идеалов, например, с высоквозрожденческим идеалом гармонии низкого и высокого (о содержании этого идеала все, кажется, согласились; тем пример хорош; он ещё хорош тем, что его выразители быстро получали признание; правда, плох этот пример для согласия, что идеал этот был подсознательным, раз признание бывало быстрым; можно, правда, отбиться: искусствоведы нагло обманули всю-всю публику и скрыли, что до Высокого Возрождения царил стиль так называемой – по Лосеву – обратной стороны титанизма, с воспеванием разврата (что было необходимо для сбрасывания с себя религиозных цепей, которое, в свою очередь, было необходимо для чувствования себя свободным предпринимателем в республиках Италии); идеалу гармонии низкого и высокого было не просто пробиться к сознанию развратных современников, и он рождался только у единиц, у гениев: Леонардо, Микеланджело, Рафаэля). Вообще же общим местом является трудное восприятие выражения подсознательного идеала автора. Часто автора признают только после смерти.

    Вживание в дух времени, в его нюансы очень трудное дело. Легче замотать. Отчего многие искусствоведы избегают толкований. Запросто можно ошибиться и испортить карьеру. – Я не боюсь (её у меня нет), зато посещают сомнения. Особенно – из-за этого вдруг-озарения, в чём именно (словами) состоит катарсис.

    Особенно, когда ты – белая ворона: никто ж противочувствия и катарсис не имеет своими инструментами. (Лишь буквально днями я впервые встретился с текстом, вспоминающим Выготского на счёт вдруг-озарения: "…не есть ли это произведение та самая “вспышка короткого замыкания”, которая и запускает эстетическую реакцию, по теории Л. Выготского” - {Е. Андреева. https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/115490-ekaterina-andreeva-vse-i-nichto-simvolicheskie-figury-v.html.)

    При всеобщем замалчивании и игнорировании этой теории наукой в жизни бытует как бы противоположное. При слове “искусство” всем в первую очередь приходит в голову то искусство, которое нам сказало ЧТО-ТО, словами невыразимое. Противоположно прикладному искусству (рождаемому замыслом сознания, полностью понятное потому и призванному усиливать в общем-то знаемые переживания).

    Но так – сейчас.

    А было время, когда часть художников – сознанием своим, по крайней мере – считала это буржуазным пережитком. Авангардисты в начале ХХ века.

    Одним из них был Эйзенштейн, автор так называемого интеллектуального кино.

    Для меня лично парадоксальным кажется то, что он “технологию” катарсиса, получаемого из противочувствий (не зная о ней) применил для кино с самозаданием, противоположным достижению контакта подсознаний автора и восприемника:

    "Моим художественным принципом было и остается: не интуитивное творчество, но осознанное конструктивное построение воздействующих элементов; воздействие должно быть заранее рассчитано и проанализировано, — это самое важное” (https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52669/1/iurp-2017-165-18.pdf).

    Так хорошо, если расчёт – удачный. Например, шпик Лиса в “Стачке” подан понятно. После долгого экспонирования списка шпиков, следящих за настроением рабочих, видно, что там есть, скажем, шпик Лиса. И потом идёт смотр шпиков. Так касательно шпика Лисы сперва на экране появляется лиса.

    Потом наплывом лиса сдваивается с лицом того, у кого такая кличка.

    А потом – и само его лицо.

    И завершается надписью “Лиса” на весь экран. – И ясно, что режиссёр "сатирически высмеивает врагов рабочего класса” (https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52669/1/iurp-2017-165-18.pdf). Это – мыслеэмоция, которой не было на экране. Но которая была придумана до того, как выполнено такое выражение.

    А что, если расчёт оплошал? Ведь "интуитивное творчество” Эйзенштейн сам себе запретил. А слаб ум без подсознания (не того, что подсознательный идеал, а другого, обеспечивающего, чтоб каждый элемент работал на замысел сознания, и про что говорят: не надо выпивать море, вкус его можно узнать по одной капле).

    И тогда, - при слабости ума по сравнению с подсознанием, - например, в фильме “Октябрь” (1927-28):

    "После выступающего на трибуне меньшевика показывались руки, перебирающие струны арфы, речь эсера монтировалась с балалайкой. Однако вместо интеллектуальных сравнений сладкозвучного меньшевика с арфой, а болтливого эсера с балалайкой (как были задуманы эти метафоры) у зрителя возникало недоумение: откуда на съезде Советов взялись эти музыкальные инструменты” (https://www.stud24.ru/art/istoriya-razvitiya-intelektualnogo-i-pojeticheskogo/71215-227334-page2.html).

    Вот, до чего доводит максимализм и чёрно-белое мышление, дескать, раз победила социалистическая революция, то надо выбросить с корабля истории искусство эксплуататорских эпох.

    .

    Не уподобляюсь ли я дурастым авангардистам, назначая прикладному искусству второсортность из-за впадания в полемическое преувеличение из-за того, что неприкладное официально не называется рождённым от подсознательного идеала из-за неприятия наукой теории художественности по Выготскому с её подсознательным катарсисом?

    3 августа 2023 г.

     

02.10.2024
12:31

Ну как это назвать? Крохоборством?

    Я занимаюсь разработкой своего, пардон, открытия, что в подсознательном идеале (наверно, прекрасной революции) у футуристов была подсознательная часть – . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100