TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.10.2024
21:46

Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал

      Попалась книга о чеховских произведениях – Катаев. “К пониманию Чехова” (2018). Одной страницей - https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19. "Если "Чайка" - это пародия на . . .

28.10.2024
21:29

Академизм – это стабильность

    Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в . . .

28.10.2024
20:27

Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!

    "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет космополитизма”. Я начну издалека для разгона. На излёте первой . . .

19.10.2024
20:05

С точки зрения имеющего политический темперамент

    Обжёгшись в молодости на головокружительных красавицах, я перестал их воспринимать вообще. Без всякой натуги это произошло. Я их перестал уметь запоминать, . . .

16.10.2024
21:35

Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!

    Я эту фантастическую изворотливость впервые заметил у литературоведов, посещая научную Пушкинскую комиссию при Одесском Доме учёных. Например, известно, что . . .

14.10.2024
10:04

Любовь к трудности

    Вот попалось мне на глаза такое стихотворение. Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, . . .

11.10.2024
14:10

Ляп Эйзенштейна

    На меня иногда нападают приступы очень неприятного сомнения, правильно ли я поступаю в своей искусствоведческой деятельности… Дело в том, что я взялся что-то . . .

02.10.2024
12:31

Ну как это назвать? Крохоборством?

    Я занимаюсь разработкой своего, пардон, открытия, что в подсознательном идеале (наверно, прекрасной революции) у футуристов была подсознательная часть – . . .

30.09.2024
13:16

Есть только мои ощущения?

    Есть такая Лёля Городная. Захотелось её не только покритиковать за пустой трёп о живописи (или молчание), но поблагодарить дистанционно (она меня заблокировала . . .

27.09.2024
21:31

Чудо прикладного искусства

    Оно, вообще-то, не должно создавать впечатление чуда, ибо создаётся из головы, а не из подсознательного идеала с естественной для такой “мути” недопонятностью. А . . .

22.09.2024
20:03

Я похож на курицу

    Она в куче мусора что-то выклёвывает, и я… в массе каляк-маляк Розановой. Каких только безобразий для глаза она ни накалякала, но однажды я наткнулся на каляки, в . . .

20.09.2024
18:49

Ограничения на публикацию о Высоцком

    Дзен-портал, мол, святее папы римского. . На день смерти Высоцкого я выпустил заметку (см. тут, там я сравнивал украинский и русский варианты песни “Правда ведь, . . .

18.09.2024
10:54

Хватаюсь за соломинку

    - Вы мне выглядите как человек, по неведению открывший математический анализ через 350 лет после Ньютона. Зам. директора Одесского музея западного и восточного . . .

15.09.2024
16:55

Предчувствие победы угнетённых

    Да простится мне, если я где-то натяну… А я не нашёл достойную репродукцию, при которой написаны были пронзительные слова: "Критик о контррельефе “Ночная . . .

14.09.2024
12:27

Я какой-то выродок?

     

    Плачу, понимаете, над стихотворением и главное, что мне надо – понять какие элементы этого стихотворения сложились в противочувствия по теории художественности Выготского, чтоб выдавить у меня из глаз слёзы…

    Кто автор вот этого: то ли Светлана Кравцова, то ли Екатерина Ромащук, то ли ещё кто – не знаю…

     

    На листочке в клетку из тетради

    я рисую наш уютный дом,

    пса Тимошку, птичку на ограде,

    яблоньки, растущие кругом…

    .

    Я подарок маме рисовала ―

    будет ей в больнице веселей.

    Выберемся только из подвала,

    отнесу я свой подарок ей.

    .

    Ничего, что врач отрезал ногу,

    я же буду маме помогать.

    Врач сказал: "Осколков слишком много ―

    бесполезно все их вынимать".

    .

    Папа наш звонил из ополченья.

    Мамочка ему не говорит,

    что наш дом разбили в воскресенье,

    и что ножка у неё болит.

    .

    Снова баба Феня тихо плачет.

    Тихо ― чтоб меня не огорчать.

    Утром я нашла в завалах мячик ―

    жаль, не сможем с Колькой поиграть!

    .

    Кольку Градом в тот же день убило,

    когда нас бомбили поутру.

    Закопали всех в одну могилу ―

    Кольку, его маму и сестру…

    .

    Вновь вверху бабахнуло так громко ―

    прилетели нас бомбить опять!

    Что злым дядям сделали ребёнки?

    Для чего им Кольку убивать?!

    .

    Баба Феня начала молиться.

    Я не буду плакать и кричать.

    Баба Феня ― старая, боится.

    Я рисунок буду продолжать.

    .

    Дорисую маму на дорожке ―

    как встречает папу у ворот.

    Я ей нарисую обе ножки ―

    пусть она счастливая идёт…

    .

    "Баба Феня! Бахнуло так страшно!"

    Баба Феня крикнула: "Беги-и-и!!!"

    Кто плеснул мне в глазки красной краской?

    Мамочка, мне больно! Помоги!..

    *****

    Между балкой и плитой подвала

    средь руины в битом кирпиче

    детская ручонка вверх торчала,

    сжав листочек грязный в кулачке…

    И ещё. Это безумно трудно: анализировать – ну, так мне очень хочется победить трудность.

    А что ТАМ гибнут люди – мне как-то наплевать.

    Вспоминается такая притча, как во время осады Сиракуз римлянами Архимед сидел во дворе и чертил палочкой что-то на песке. И вдруг на чертёж пала тень римлянина с поднятым вверх мечом. Архимед поднял на него голову и крикнул: “Только не трогай моих чертежей!”

    Мы с Архимедом, видите ли, живём не для себя, а для человечества…

    .

    Бьёт по глазам ляпами. Девочка рисовала, сидя в подвале: "Выберемся только из подвала, / отнесу я свой подарок ей”. Ракета, настигшая девочку в подвале, пробила всё, что ли? Но с какой стати "Баба Феня крикнула: "Беги-и-и!!!"”? Из подвала, что ли, бежать? И потом, раз она с бабой Феней перекрикиваются, а потом девочку убивает, значит, вторая ракета прилетела? – Или не важно. Живописуется изменённое психическое состояние и внутренняя жизнь. – Там – каша.

    И сталкиваются это изменённое и жизнь. Вот и противочувтвия.

    Изменённое – это один из механизмом психологической защиты, называемый “Всемогущий контроль”.

    "Бессознательно человек уверен в том, что может всё контролировать в этом мире… можно управлять вселенной силой мысли” (https://help-point.net/articles/psikhologicheskie-zashchity-lichnosti/).

    Маме, которой отрезали одну ногу…

     

    Дорисую маму на дорожке ―

    как встречает папу у ворот.

    Я ей нарисую обе ножки ―

    пусть она счастливая идёт…

    И маскируется это всесилие осознаваемым вдохновением при рисовании: что захочу, то и нарисую.

    Для того и противопоставление девочкой себя бабе Фене, которая боится. А девочка сильная.

    А она… непереносимо бессильная… во всесилии: рисунок с девочкой не погиб.

     

    Между балкой и плитой подвала

    средь руины в битом кирпиче

    детская ручонка вверх торчала,

    сжав листочек грязный в кулачке…

    Тут уже другой механизм психологической защиты. У образа автора. Называется он “изоляция”.

    "…больно, и тогда он изолирует эти чувства, как бы не проживает их, осознаёт, но не чувствует. Женщина, пережившая насилие, рассказывает об этом спокойно без эмоций и истерик” (Там же).

    А жизнь состоит в том, что жизнь (главное – Россия), остаётся по результату безразличной к тому, что творится геноцид на Донбассе.

    Столкновение противочувствий даёт обиду на Россию. “Почему не спасаешь!?”

    Собственно, и начав СВО в виде именно СВО, не спасает: Донецк продолжают ежедневно обстреливать. Всего 300 тысяч послали освобождать Украину от нацистов. А разве можно таким числом такую большую страну освободить?

    (Я подозреваю, что в 2014-м не стали спасать потому, что донбасский сепаратизм имел просоциалистическую окраску, а Россия – капиталистическая страна. Ей надо было выдавить из Донбасса просоциалистические элементы сначала. Только в 2022-м стало не опасно Донбасс включать в Россию.)

    Но жалок тот, кто всё предвидит…

    Остаётся какая-то фальшь и в СВО. И она не даёт патриотизму силы, что выражается в какой-то вымученности песни “Встанем” (2022) Шамана, сочинённой, поверим, 2 января 2022 года, чуть не за 3 месяца до вторжения на Украину.

    Встанем

     

    Встанем

    Пока ещё с вами мы живы и правда за нами

    Там сверху на нас кто-то смотрит родными глазами

    Они улыбались, как дети, и в небо шагали

    Встанем

    И ближе к ним станем

    .

    Встанем

    Пока с нами рядом господь и истина с нами

    Мы скажем спасибо за то, что победу нам дали

    За тех, кто нашёл своё небо и больше не с нами

    Встанем

    И песню затянем

    .

    Встанем

    И бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами

    Встанем

    Герои России останутся в наших сердцах

    До конца

    .

    Встанем

    И вспомним всех тех, кого в этом огне потеряли

    Кто шёл умирать за свободу, а не за медали

    Я знаю, что мы обязательно встретимся с вами

    Встанем

    И снова затянем

    .

    Встанем

    И бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами

    Встанем

    Герои России останутся в наших сердцах

    До конца

    .

    Мы встанем (х3)

    .

    Встанем

    И бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами

    Встанем

    Герои России останутся в наших сердцах

    До конца

    Пусть истошность крика в этой песне обращена к Путину, всё не спасающему и не спасающему донечан. Но. Она сочинена после предъявления ультиматума России США о предоставлении ей гарантий безопасности, - ультиматума, выдвинутого в декабре 2021 года на фоне скопления российских войск у границ Украины и сообщений в западных СМИ о подготовке вторжения России на Украину. И на фоне парадоксального ухода России вперёд по новому оружию. Мелькала догадка, дескать, вот почему в 2014-м не вмешались: не было такого оружия, способного противостоять натовскому (которое неизбежно на Украине появится). – То есть песня-призыв оказалась вторичной. Шаман почувствовал, что можно теперь накричать на Путина, что он донечан не спасает. Тот и сам, похоже, решил начать спасать. – То есть трусоват Шаман.

    И как-то режется с прямотой аж крика какая-то дипломатичность: наши мёртвые-де нас позвали. Не опасность обвально массового оборудования военных баз НАТО на Украине. То есть неоткровенен Шаман.

    И просто режут глаз его дреды. – Как он не понимает, что патриотической песне они противопоказаны?

    Ведь намечается 2 января 2022-го явное, военное цивилизационное столкновение: Запада и России, вседозволенности и традиционализма. И дреды соответствуют вседозволенности, а не традиционализму.

    Да, имя, написанное латиницей, выбор имени (Шаман – входящий в исступление), дреды, чрезвычайная громкость исполнения и отсутствие знаков препинания в напечатанном тексте со вседозволенностью сходятся. Да, вседозволенность не чужда и русскому менталитету (воля). Но тогда надо было песню эту сочинять ДО ультиматума Путина. Тогда она б была против Путина и имела б шанс волновать, потому что это было б выражением подсознательного идеала удирания от крайнего разочарования (в Путине).

    А так – она не волнует.

    Всмотреться же в слова: выпедрёж не редок. Спасение, что слова в стихах и песнях всегда ощущаются темно.

    "Пока ещё с вами мы живы” - мы это россияне, вы – донечане. Сегодняшние. "…правда за нами” - это антинацизм. Отсюда естественная ассоциация с антнацистами, нашими прадедами ("Там сверху на нас кто-то смотрит родными глазами”). Но почему ТОГДА "Они улыбались, как дети, и в небо шагали”? Грехи, что ли, отпускаются павшим за родину, и они предстают перед Богом, как дети безвинные? – Это как-то по-мусульмански, мне кажется. Ибо у православных это было лишь при изгнании патриарха в Никею – давно. А советские и вообще атеистами были.

    Сомнительно слово "Пока” в соединении с последующими словами: "с нами рядом господь и истина с нами”. – Что: имеется в виду: что мы подвергаемся непрерывной эрозии в своём традиционализме? (Слово "господь” с маленькой буквы на традиционализм намекает, а не на православие? И к традиционализму относится непредательство нашей Победы, раз "Мы скажем спасибо за то, что победу нам дали”?) Но разве русские либералы – как то, во что мы перерождаемся – в массовом порядке отказываются от Победы? (В том суть сомнительности "Пока”.)

    Или имеется в виду наше предательство Русской весны осенью 2014 года в этом: "За тех, кто нашёл своё небо и больше не с нами / Встанем”?

    Темно. Дипломатично.

    Хорошо. Но точно не очень хороша тавтологическая рифма "…на с нами / не с нами”, и плохо, что "бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами”. – Ибо где: "в груди” или "между нами”?

    И потом… Сколько можно талдычить про одно и то же? И похожими словами… И даже одними и теми же "нами” (6 раз!)…

    Ну, разве что эта песня для ограниченных людей.

    .

    Почему меня так резанула эта песня? Мало ли ерунды проскакивает под флагом моды? – Меня не оставили равнодушным слова Шамана, которыми и я пропагандирую теорию художественности по Выготскому:

    "Честно признаюсь… За 15 лет я песен 200 написал… И это первая песня была, на такой тематике… Я не знаю, что меня сподвигло, но… ааа… Вообще, музыка это ж… Это голос Бога. И мы, музыканты, как… ааа… проводники. И вот что нам сверху даётся… Ну, в общем-то… мы и поём. Да? Пришло мне слово “встанем” в голову”… И я понял, что из этого может получиться очень мощная песня” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1450&start_record=2023-07-25-16-30).

    Он описал действие подсознательного идеала (вседозволенности в данном случае). И я верю Шаману. Но он изменил этому идеалу, пока сочинял слова дальше, - изменил с собственным сознанием. Что и вызвало моё отторжение.

    26 июля 2023 г.

12.09.2024
19:20

Сколько там лет со дня смерти Высоцкого? – 43 года

    Мне пришла в голову дикая мысль: а как там, на Украине, Высоцкому? – Я спросил Яндекс: “Володимир Висоцький в Україні тепер”, - получил его перевод: Адже правда, . . .

11.09.2024
12:21

И опять, и опять: фальшь нового Городницкого

    Мне возразил один… Статьёй, на несколько месяцев опередившей мои две (см. тут и тут), где я Городницкого упрекаю как поэта: только, мол, от неискренности . . .

07.09.2024
20:40

Бедная Украина

    Как кто, а я чувствую обязанность просматривать стихи о войне на Украине. Вот спросил ЯНДЕКЕС: "(горькие | пронзительные | трогательные) стихи про войну на . . .

06.09.2024
20:28

Истерика против поверхностности

    Истерика – моя, поверхностность – кинорежиссёров Дмитрия Томашпольского и Алёны Демьянченко. Фильм – “Маяковский. Два дня” (2011 – 2013). Маяковский как поэт . . .

05.09.2024
10:46

Зачем именно сказка?

    Затем, что только в сказке добро побеждает зло. А в действительности – не так. Потому и нужно дистанцироваться, выбирая жанр сказки для Мальчиша-Кибальчиша, и . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100