Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.11.2020 |
|
18.11.2020 |
|
15.11.2020 |
|
14.11.2020 |
|
13.11.2020 |
Единство власти и народа: массам - темноту
|
12.11.2020 |
|
09.11.2020 |
|
07.11.2020 |
А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова
|
06.11.2020 |
Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку
|
05.11.2020 |
|
04.11.2020 |
Ух, накажет меня Бог за гордыню...
|
03.11.2020 |
Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.
|
31.10.2020 |
|
29.10.2020 |
Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным
|
28.10.2020 |
Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот
|
27.10.2020 |
|
24.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.
|
23.10.2020 |
"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."
|
22.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.
|
21.10.2020 |
Бедный автор Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова “Мы вышли покурить на 17 лет...” (2012)] по-своему хорош. Они про любовь, про измену, про одиночество, про путешествия и про безнадежный опыт схватки с миром, который все равно тебя победит” (https://ru-elizarov.livejournal.com/281126.html). И зачем тогда пишу я? – Затем, что я люблю вникать, как получается “сказать” то, что словами не сказано. Если переиначить вывод Басинского, то, раз всё есть плохо – суета сует, то идеал – какой-то пробуддизм в глубине души автора. И, как художник, он это прячет, а на гора выдаёт всякие сюжетные фейерверки и словесные брызги шампанского. Вон, хотя бы – название какое. А в середине есть и мат. В пику вспоминается фильм Эдуарда Пари “Жили были” (2018). – Как хорошо жить по накатанной дорожке. – Брошенная деревня. Осталось 3 старика и одна старуха (один умер по ходу). И – какая по-своему полная жизнь. Своя минисуета. Чуть не страсти. У всех чистенько. Не опустились. Невзгоды – неизменно преодолеваются. – Никакого пробуддизма. Я считаю своей находкой формулу для импрессионизма: хвала абы какой жизни среди суеты сует. А тут и суеты сует нету. Хвала автоматизму, что ли? Так нет. Каждый день какие-то новые свои проблемы. То коза на крышу забралась, надо снимать, то хорошо уродившуюся капусту грызёт, надо защищать, то провалилась в подпол, надо вытаскивать, то на плот зашла, и её уносит река, надо выручать. То трансформатор (старый) выходит из строя, надо чинить. Или даже вообще ветряк построить, чтоб давал электричество. То телевизор замолчит… Вот такой моралью и спасётся человечество от смерти из-за прогресса (перепотребления). А вовсе не на вечную недостижительность России намекается. (Недостижительностью презрительно называют либералы эту ментальную черту русских, появившуюся в народе много веков назад из-за географических и исторических причин.) А что у Елизарова? В рассказе “Готланд” Германия, Дания и Швеция показаны такими необустроенными, как это ожидаешь от российских писателей в показывании России. Всюду, мол, на планете плохо. Отыгрывает разве что-то финальная фраза всё хлопотавшего весь рассказ “я”-повествователя, единственная позитивная в рассказе: "И я действительно был там счастлив, в городе Висбю на острове Готланд”. Нет. Или эта его же, “я”-повествователя, похотливая курортная суета в рассказе “Паяцы”. И суета самих этих затейников, норовящих подзаработать даже на отдыхе. Или хапнуть эротики по ходу дела этой затейничихе, пока муж ныряет. Какая яркая убогость: "…Вадим Рубенович. К подбородку он приладил седой козлиный локон, а на переносицу самодельное, из проволоки, пенсне. Халат и шапочка были поварские. Чтобы превратить их в одежды сказочного лекаря, на шапочке губной помадой нарисовали жирный крест”. А слушатели затейников не доверчивые дети, а… "В пионерский лагерь “Дельфин” вместо настоящих малышей администрация согнала подростков. Бессовестных, шумных, омерзительного пыльно-копченого цвета – июльская смена подходила к концу. Похожие на павианов, они по-собачьи улюлюкали и не желали участвовать и подпевать. Я смотрел на Марину Александровну и Вадима Рубеновича, испытывая чувство беспомощного стыда”. А тем хоть бы хны. Но… А как было стыдно “я”-повествователю, когда Вадим Рубенович застукал его с Мариной Александровной. А каково тем дальше жить, вроде, как ни в чём не бывало. Ужас же, что это за жизнь кругом! И так весело и оживлённо показывается. Всё – наоборот. Читаете о чём-то – знайте, художник всегда хотел сказать не то, что вы читаете буквами. Это "чувство беспомощного стыда” бледнеет на фоне "по-собачьи улюлюкали” и "губной помадой нарисовали жирный крест”. А как (изнутри: "Заноза ощутил, как в груди заворочался тяжелый горчичный жар”) сладостно Занозе в рассказе “Заноза и Мозглявый” вести дело к избиению Мозглявого, которого он узнал: вчера видел по телевизору. Тот, Мозглявый, интеллигент же. Как не побить? Вспоминаю, как мы, в СССР, командированные в Курск, два литовца и я пошли гулять в воскресенье в парк. И было, наверно, как-то видно по литовцам, что они не русские. Так только моя панибратская эквилибристика спасла их от побоев. – Я радовался, как я сумел. А ведь – ужас. И так – из рассказа в рассказ. – Бедный автор… Он ещё молодой, и ему рано остепениться. 30 мая 2019 г.
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"