TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.10.2020
20:35

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.

    Как ни рискованна была моя затея попробовать проверить, не совпадает ли мой вкус со вкусом Дягилева, всё же совпадения наблюдаются по ходу чтения и наблюдаются . . .

17.10.2020
20:23

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.

    Теперь Дягилев перекинулся на организацию для французов концертов симфонической музыки. "Из Чайковского [а он же для меня ницшеанец] в программу включили не . . .

16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию . . .

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном?

    "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет искусство… Савинова…

    В 1906 году Савинов пишет картину “Девушка и парус” (х., м.; 94х95; ГТГ),

    Савинов. Девушка и парус. 1906.

    которая может быть рассмотрена как своеобразный романтический символ характерных для периода 1910 годов поисков художника в области эмоционально-образного и стилистического целого произведения. Цветущая провинциальная тишина саратовского садика – авансцена поэтически настроенной души, зримо затаившейся в абрисе женской фигуры, – словно исток мечты, уводящий в голубую даль Волги, ставшей самым ранним символическим образом влекущего горизонта, который возникает в творчестве Савинова. Жизнерадостный элегизм, проникающий светом и воздухом колористический строй работы, вполне оправдан” (Давыдова. http://artstudies.sias.ru/upload/2012_3-4_322-360-davidova.pdf).

    Я уж не говорю, что Давыдова "горизонта” на картине не видит. Ладно. Он – имеется в виду – виден персонажу картины (если можно применить слово “горизонт” к другому

    берегу Волги в Саратове). Но как Давыдова увидела "Жизнерадостный элегизм” в этой нарочито тусклой картине? Забором и сеткой (для хмеля или винограда) отгораживающей персонажа от осуществления пусть даже и предполагаемой (лица-то, взгляда – нет) мечты.

    А вот я – вижу. Вижу кавардак лодок (двух причаленных, одной вытащенной на берег и одной плывущей, неестественно малой величины). Всё – сикось-накось как-то. – Отрицание.

    И тогда я вспоминаю признаки тогдашнего стиля модерн:

    "В модерне выражена человеческая, какая-то антимашинная, свобода… антииндустриальность…” (Александров. Стиль модерн. http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).

    В России, может, гнёт индустрии (он был ещё внове и для Европы) не так остро ощущался, но как верить Давыдовой, что "Париж – столица XIX века… объясняет… вариант модерна, который представляет искусство… Савинова”? Там же индустрия! Эйфелева башня... Конки… Шум…

    Ещё один признак модерна:

    "…неживое в модерне живет активно, а живое — мертвеет и застывает. Отсюда проистекает потаенная “жуткость” стиля, которую не сразу осознаешь” (Там же).

    Что у нас живое-человеческое на картине? – Волосы девушки. (Анекдот: я по привычке – найдя репродукцию {так случилось} в малом формате – стал искать, где там лицо, и успел за доли секунды нафантазировать профиль, удивляясь, чего он такой тёмный; а потом долгие несколько секунд не мог разобрать, что это за халат такой, что распахнут он на спине; а оказалось, что это длиннейшая коса и полностью не видно лица; такие вот волосы). – Так вот эти волосы как-то мертвы, а халат (из-за узоров) как-то живёт вроде. Да и остальная бездушная природа естественная (весенние цветы вишенок, ералаш берега и моря) и искусственная (забор и разнонаправленные лодки) – как-то живёт.

    А теория Выготского говорит, что тут столкновение живого и мёртвого рождено у художника подсознательным идеалом иномирия, то есть ницшеанством, и то же, но без осознания и слов рождается в зрителе как не вполне осознаваемый катарсис; метафизическое иномирие, осознаваемое еле-еле как “жуткость”.

    Вспомните тут "Жизнерадостный элегизм” Давыдовой.

    Наконец, модерн – это индивидуализм.

    "На первом месте здесь стоит свобода воли человека, отталкивающая любые формы общественного диктата… В пределе такая “освобожденная личность”… согласна гордо отгородиться от всех превратностей мира “в башне из слоновой кости”, но такую судьбу она подразумевает только для себя лично (идеология Ф. Ницше)” (Там же).

    Вот почему в картине забор и сеть для хмеля.

    Супериндивидуализм.

    Символизм же – это коллективизм, это благое для всех сверхбудущее где-то там.

    А Ольга Давыдова кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств.

    14 сентября 2020 г.

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100