Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
18.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.
|
17.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.
|
16.10.2020 |
|
15.10.2020 |
Фильм "Ржев" Копылова - провокация
|
14.10.2020 |
|
13.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.
|
12.10.2020 |
|
11.10.2020 |
|
09.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.
|
08.10.2020 |
|
07.10.2020 |
|
05.10.2020 |
Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...
|
04.10.2020 |
Почему художник мечется и туда и сюда
|
03.10.2020 |
|
02.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.
|
01.10.2020 |
Великий Стасов рвёт и мечет Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости цветов. Поиск был только не с целью соревнования с жизнью, "с природой в насыщенности и яркости тонов” (Википедия), а, наоборот, для выражения… ценности смерти. – Ну в самом деле… Положенные рядом дополнительные цвета (в какой-то "традиционной RYB-модели”) оранжевый и синий и жёлтый и фиолетовый повышают их взаимную контрастность. А у Якунчиковой как-то нет. Она для этого что: нарочно загрязнила оранжевый и жёлтый? И сдвинула синий к фиолетовому? Как и нарочно выбрала некрасивую женщину? Она славит уход из жизни? Я тем, кажется, объяснил сам себе мимоходом, почему б я, человек целеустремлённый (я даже почти никогда не скучаю), не обратил бы внимания на этот офорт на выставке среди других произведений: я весь на Этом свете, даже когда на секунды – не дольше – вживаюсь в воспевание того света христианства и ему подобных мироотношений или в образ ницшеанского иномирия (противоположного тому свету). Так мне теперь интересно покопаться в работе Якунчиковой из-за того, что я недавно для себя вывел (у меня всё не просто, а через причинно-следственный вывод), что зря называли многие произведения искусства декадентскими, упадочными, спокойно-позитивно или хваля приемлющими смерть и Зло. Зря. И уж совершенно зря декадентские таки вещи считали выдающимся искусством. Вывел я это на стихотворении Бодлера (см. тут). Он же обращается к обычным людям, к смерти и Злу относящимся негативно. То есть хвалить смерть и зло таким людям нужно позитивными словами. Так? А он то и дело срывается и хвалит словами негативными. – То есть плохо справляется с хвалой. Плохой поэт, когда воспевает Зло. Я его срыв в плохого поэта объяснил тем, что от головы, а не от души сочинено. Если выразиться точнее – от вдохновения осознаваемым идеалом Зла он пишет свои “Цветы зла” (это вот словосочетание как раз качественное). А не от вдохновения подсознательным (и потому могучим) идеалом. Более того, у меня получилось, что сатанизм (декадентство) и не может стать подсознательным идеалом. Ибо подсознательность идеала естественна. Она произошла одновременно с человеком и искусством. То в тот момент было синкретичным (и прикладным и неприкладным). Ибо сознание только-только происходило. (Кто меня читал ранее, знает, что прикладным я называю порождённое знаемым, а неприкладное – подсознательным идеалом.) Вот. Потом искусство из своего синкретичного состояния раскололось на прикладное и неприкладное. Неприкладное исторически изменялось по кругу: одного и того же типа идеалы следовали всегда в одном порядке друг за другом путём незаметных постепенных превращений друг в друга. И их считанное число, сосчитать можно на пальцах двух рук. И они – естественные. А то, что знаемого происхождения – бесконечно числом. Так сатанизм в число естественных не попадает – он против жизни. Против жизни можно быть только противоестественно, сознанием, но не в качестве подсознательного идеала это иметь. Т.е. Бодлер был обречён стать плохим поэтом, когда жизнь его довела до воспевания Зла. И вопрос теперь, можно ли не поэта, а живописца (Якукнчикову) поймать на плохости из-за осознанности своего замысла? Грязность цвета можно приравнять – как с Бодлером – негативным (для обычных людей) словам? Впечатление, что можно. Тогда прав Стасов: "…стоило ли г-же Якунчиковой жить и учиться в Париже, чтобы рисовать нелепую декадентскую женскую головку, не то что рыжую, но просто с красными волосами, у которой под носом торчит какой-то цветок или орнамент, словно он выпал у ней из носу”. Тогда рушится моё предположение (тут и тут), что Стасов (испорченный поветрием пронародной идейности), нападающий на Дягилева, всегда не прав (ибо за прикладное искусство), а Дягилев всегда прав (ибо за неприкладное). Стасов-то критикует выбор Дягилевым для выставки вещи Якунчиковой. А та, оказывается, не от души декадентка, а от ума. Или Дягилева можно простить: и на старуху бывает проруха… Дягилева, впрочем, можно понять. Его ж, индивидуалиста, угнетал не только утилитаризм предыдущего искусства (передвижников, болевших за угнетённый народ), но и того, искусства, коллективизм. А сатанизм (декадентство, как его вид), хоть и утилитарно (обслуживает в общем-то знаемое – хвалу Злу), зато индивидуалистично (я исключаю из внимания коллектив таких индивидуалистов, которые сообща хотят покончить собой {такое, наверно, было}). Дягилев сознанием был за красоту. А за красоту можно считать умение чем-то выразить что-то, пусть и знаемое в общем-то. Якунчиковой же удалось выразить приятие смерти (если я правильно понял её вещь). 10 сентября 2020 г.
|
30.09.2020 |
|
28.09.2020 |
"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца
|
27.09.2020 |
Как я пишу статью с гарантированной новизной
|
26.09.2020 |
Почему Ванецов не православный художник
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"