TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.12.2019
16:46

Опыт над собою

    Опыт будет состоять в том, что я беру совершенно ничего не говорящую мне картину…

    А. Куприн. Мальвы на чёрном фоне. 1910.

    И начинаю втискивать элементы картины (если их найду) из описания её здорово впечатлившим меня автором, - втискивать в то, что у меня выведено ранее об объединении “Бубновый валет”. А именно – в пробуддизм. (Автор меня впечатлил тем, что косвенно подтвердил мой вывод о пробуддизме валетовцев.)

    Для Куприна пробуддизм светит мне из такой фразы:

    "А. Куприн использует в натюрмортах принцип наиболее экономного выражения пластической формы” (https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf).

    В чём эта экономия, я из репродукции не вижу. Смотрите на ёмкость. Сколько там оттенков цвета от самого тёмного места к самому светлому? – Слева направо: 1) серо-сине-зелёное, 2) светло-зелёное внизу, грязно-жёлтое вверху, 3) исключим из рассмотрения тень от чего-то – голубое вверху, белое чуть пониже, грязно-жёлтое ещё ниже, коричневое ещё ниже. – Уйма, а не экономия.

    Может, дальнейший текст поможет?

    "Затемняя цветовые пятна к краю картины, подчеркивая их стыки, художник обнажает ритмический строй полотна, его живописную конструкцию. Одновременно происходит и поляризация цветовых отношений, в натуре выделяются главные красочные пятна. Цвета, образующие предмет, разъединяются и контрастно сталкиваются друг с другом. Интенсивность колорита, построенного на контрасте “теплых” и “холодных” тонов, обновляет восприятие предметной формы”.

    Может уйма получилась от подчёркивания стыков пятен? – Нет. Для рассмотренного места ёмкости это не проходит. Там очень плавно серо-сине-зелёное (1) переходит в светло-зелёное внизу (2).

    Вверху, правда, стык от серо-сине-зелёного к грязно-жёлтому отграничен светло-серым мазком. – Хм. Теперь я заметил, что такой же отграничивает и внизу серо-сине-зелёный от грязно-жёлтого. – Та-ак. Оказывается, сразу отграничение можно и не заметить.

    Можно ли согласиться, что в ёмкости есть ритм красок?

    Хм. Да! – Она ж, казалось бы, гладкая ёмкость. Тем не менее, в ней заметны 9 вертикальных полосок.

    То есть Куприну плевать на гладкость ёмкости. Главное – то, что замечено для других валетовцев: "все предметы… содержательно нейтральные". Ёмкость – не ёмкость, а что? – А то, что в нирване: почти Ничто, "ритмический строй полотна”.

    Таак, однако…

    А что такое "Затемняя цветовые пятна к краю картины”?

    Хм. Тоже есть-таки! – И что из того? – Опять "обнажает ритмический строй полотна”.

    Надо же!

    А что такое "выделяются главные красочные пятна”?

    Так, что ли? – Белый, зелёный, красный и синий. И всё на тёмном. – И что это даёт, выделение? – Написано, чтоб не испугать: "обновляет восприятие предметной формы”. Но какое там "обновляет”? – Уничтожает. Всё есть в сущности Ничто: пятна цвета. Тёмного и белого, тёплого (красного, жёлтого) и холодного (синего, зелёного). В том и экономия.

    Колоссально!

    И пусть мне поют после этого баламуты от искусствоведения про “Бубновый валет”:

    "прокаленная земля”, “могучие камни старинных аббатств”, “кроны зеленых деревьев”, “неистощимую жизненность природы”, “Тонкость созвучий, оттенков”, “необыкновенную остроту и эмоциональность восприятия” (http://articult.rsuh.ru/articult-29-1-2018/articult-29-1-2018-krivtsun.php). Хоть и тут прорвался "эффект “замирания времени””.

    А дальше уже без прорывов к истине:

    "Триумф материи и плоти, радостного и сочного живого мира натуры”, “мотива свежего душистого хлеба”, “магнетизм натуры”, “Выразительная лепка всевозможных караваев и калачей”, “самодовлеющей материальностью”, “сочностью, весом, внушает ощущение вкуса и запаха”, “ощущением тактильного прикосновения”, “состояние дикарски-наивного любования вещами”, ““сакрализации” вещи”, “чувственные холсты”, “слияние азартной энергии творца с волнующе-дерзкой энергией натурного мотива”, “размах жизнерадостного темперамента”, “гипнотическое чувство земли и плоти”.*

    Старые голландские мастера должны в гробах переворачиваться от зависти.

    Под конец: "Такого рода искусство, как мы видим, обладало огромной силой внушения”.

    Что принципиально неверно для неприкладного искусства вообще. У Льва Толстого был теоретический залёт (он не замечает, что ограничивается прикладным искусством “при” войске, “при” танце, “при” церкви):

    "Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла” (Крейцерова соната).

    Он и статью об этом написал:

    "Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его” (http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/chto-takoe-iskusstvo/glava-v.htm).

    А в своих художественных произведениях он силён не образами, а противоречивостью текста, рождающей катарсис по Выготскому. Самый плохой человек, Николай Ростов (он “будет” подавлять восстание декабристов), изображён самым обаятельным, а чтоб сказать “фэ” Западу и наступающему капитализму, индивидуализму, Толстой сделал воплощение их, Андрея Болконского, таким, что в него влюблялись школьницы, Платон же Каратаев, надежда России, сделан замухрышкой.

    Вот и у А. Куприна… Отвергаемый модный улётный заоблачный символизм и любимый мещанством академизм с их натуроподобием, минус-приёмом напрочь отсутствующие в “тексте” картины (1), сталкиваются в душе квалифицированного зрителя с наличествующими большими деформациями натуры в изображении (2) и рождают подсознательный катарсис – "содержательно нейтральные” околобуддистские переживания (3). Что очень естественно для совсем разочаровавшихся в действительности с её непрекращающимися поражениями Справедливости (народников, революции 1905 года) и жестокостью власти…

     

    Можно спросить: а не излишнее ли это усложнение художественности – вместо двухчастного образа (чем – что выражено {подчёркнутыми стыками цветовых пятен – нейтрализация содержания, или пробуддизм}) применять трёхчастное (символистское натуроподобие {улёт сверхвверх от плохой действительности, всем известный, хоть и отсутствующий тут}) + деформация натуры (радикальное отвергание* этого улёта) = пробуддизм (улёт субвниз из-за радикальности отвегания сверхверха)?

    Я думаю, что такое усложнение полезно.

    Смотрите, как не попадает в истину с Лентуловым, интерпретатор А. Куприна:

    "В творчестве А.Лентулова наиболее ярко проявилась попытка выразить средствами живописи звуковые и музыкальные ассоциации. В качестве главной “музыкальной темы” своей живописи художник, как правило, избирает древнерусские храмы, концентрированно-образное представление о которых дается на основе полукубистических красочных вариаций… Путем смещения архитектурно-предметных форм на полотне художник формирует своего рода ритм качания всего образа, подчеркивая его живую подвижность”.

     

    Если в “Звоне (Колокольне Ивана Великого)” ещё можно уловить волновые деформации, в то в “Соборе Василия Блаженного” их что-то не видно.

    Интерпретатор, желая остаться в образности (чем выражено что), вынужден: 1) забыть про "содержательно нейтральные” переживания (ведь колокольный звон содержательно не нейтрален, а возвышает), 2) сделать натяжку про наличие волнообразности для другой картины с церковью, 3) сделать ещё одну натяжку: есть же у Лентулова не только полукубистически деформированные церкви, где музыка не мыслима.

    Тогда как негатив (деформацией) + (к) высокому (церквам) = низкое (бесчувствие)*.

    Он Отечественную войну 1812 года (высокое) негативом* (деформацией) тоже привёл к малочувствию.

    10 декабря 2019 г.

    *- Но ведь у Выготского сталкиваются 2 хорошо (или 2 плохо), а не хорошо с плохо.

    - Пожалуй, соглашусь.

    11.12.2009.

10.12.2019
13:48

Инерция

    Великая Октябрьская революция имела свою инерцию. В 1922-23 годах уже можно было видеть, что Мировой Революции не будет (ради чего имела смысл революция в России – . . .

09.12.2019
15:45

Пусть я и ошибся, не будучи специалистом или Читая Шварцбанда о "Повести временных лет"

    Читаю в книге “Витражи”, Иерусалим, 2015. Шварцбанд исходит из верной общей посылки про: "хронологическую ненадежность летописных записей” (С. 106). И максимизирует: . . .

07.12.2019
20:26

В упор не заметно

    Есть такой парадокс с произведениями искусства – в упор не заметны противоречия в них. Самое знаменитое произведение “Джоконда” Леонардо да Винчи таково. – Нет, . . .

05.12.2019
13:54

О подсознательном идеале вообще и ницшеанстве в частности

    Проблему подсознательного идеала в скрытом виде – словами “сокровенное мироотношение” – поставил Атанас Натев, вникая в различие явлений, воздействующих на . . .

04.12.2019
15:33

Скучно

    Мой соученик-одноклассник (что-то зажились мы с ним на этом свете) сказал мне на днях по телефону, что будь он бог, он бы назначил всем жить, скажем, до 75-ти лет, а . . .

02.12.2019
13:18

**

    Как-то резко запомнились слова одного соученика по поводу того, как я взялся объяснить сокурснице нечто, ею не понятое: “Ты понял и пошёл дальше. А она не поняла. И . . .

30.11.2019
12:08

Ну как пройти мимо такой картины?!.

    Никак. Маторин. Жаркий день. 1955. Картон, гуашь. Сделанность её, отказ от иллюзорности так и кричит. – Крайнее правое облако… угловатое и не имеет теней. Трава – не . . .

28.11.2019
12:39

На рожон

    Недавно случилось прочесть про большой скачок в Китае. Там были в отчаянии. СССР скатился в оппортунизм, пошёл перерождаться в капитализм (и оказались правы . . .

26.11.2019
13:39

Я оскорблён

    Наверно, чтоб было понятно, чем я оскорблён, надо ввести в курс дела, что собой представляю я. Я в отрочестве проявлял две склонности: к рисованию и к школьным . . .

22.11.2019
21:36

Какой позитив стоит за негативом?

    Расскажу о ловушке, которая меня подстерегает. Я внутренне поклялся, разбирая произведения искусства, определять для себя, художественно каждое из них или нет. А . . .

22.11.2019
13:47

Ну что это?

    Аж досадно. Вот это – Галкина. Без названия. 2015. не имеет уж точно, я думаю, никаких шансов быть растолкованным. Я вообще потратил массу времени, чтоб найти в . . .

20.11.2019
20:52

Ну что поделать...

    Ну что поделать? Человек сам вынес на публику свою боль… Сам согласился принять премию Кандинского… Гайсумов. Номера. 2017. Это сохранившиеся номерные знаки . . .

19.11.2019
16:27

Панпсихизм?

    Мне приходится ввести понятие подсобная картина. Ни много, ни мало… Иванов. Ветка. 1835-40. Иванов. Дерево в тени над водой в Кастель-Гандольфо. Конец 1840-х. Вполне . . .

17.11.2019
12:45

Страдания с современным искусством

    Они начинаются с того, что не удаётся найти в интернете произведение представителя современного искусства, место, где была б репродукция произведения, название, . . .

15.11.2019
12:49

Контрики

    В этом году исполнилось 50 лет с показа на Каннском фестивале положенного в СССР на полку гениального фильма Тарковского “Андрей Рублёв”. Контрики – это я про . . .

14.11.2019
16:05

Серость

    Недавно один недоброжелатель заметил публике, как много у меня в статьях личных местоимений 1-го лица. Я огрызнулся ссылкой на Матюшкина, промодулированного мною, . . .

11.11.2019
22:44

Я в ужасе

    Почти 60 лет тому назад я объявил в душе своей войну искусствоведам, возмущённый непонятностью их талдычения об искусстве. Живописном, в первую очередь. Я поклялся . . .

10.11.2019
13:30

Трудности

    Люблю нарываться на трудности. Сейчас перед вами, читатель, будет сеанс ультраискренности. Раз я решил монетизировать своё умение, как я считаю, вскрывать, каким . . .

08.11.2019
17:23

Понять значит простить

    Я говорю о фильме Звягинцева “Изгнание” (2007). Всё, что я пишу, надо понимать как намёк и попытку приближения к истине. Приближение к которой в принципе не . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100