TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

21.01.2020
13:39

Глубина или натяжка?

    Когда-то я стал писать из-за возмущения, как непонятно пишут искусствоведы. Самообразовался, и тогда стало видно, что я ещё и с принципиально других . . .

20.01.2020
23:29

Вынужден

    Я вынужден писать о фильме “Бык” (2019). Почему вынужден? – Я предпочитаю выявлять художественный смысл. А им я считаю следы подсознательного идеала автора . . .

17.01.2020
21:51

Актуальность Берлиоза

    В августе 1830 года революция во Франции кончилась. "7 августа палата депутатов предложила корону герцогу Орлеанскому, которую тот принял 9 августа и был . . .

15.01.2020
20:42

К ограничению понятия авангард

    Уважаемые читатели! Разрешите представиться. Я – хулиган в искусство- и литературоведении. Так меня назвал когда-то, сравнивая с литературоведом Чумаковым, тоже, . . .

06.01.2020
13:51

Нахальство

    Нахальство – это у меня. Я вот берусь сейчас, читатель, у вас на виду показать, что испанские этюды Сурикова – это произведения ницшеанца. Суриков. Севилья . . .

05.01.2020
11:26

Берусь доказать

    Вот удастся мне подобрать то, о чём – я задумал – пишет Сартр в “Тошноте” (1938)? Начну с той страницы, на которой мне показалось, что этот мотив повторяется – с 5-й . . .

30.12.2019
21:30

Живёт!

    И любим-то мы с Орловым в этом народе одно и то же, любим в этом народе его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещенную истинным христианством душу, которая . . .

28.12.2019
20:16

Почему шкипер и почему бухгалтер

    Это будет статья о киносценарии Шпаликова “Причал” (1960). Но – с огромными нелирическими отступлениями. Шкипер – командир несамоходного речного судна, жених . . .

24.12.2019
22:50

Вопреки общему мнению

    Я не специально, а так получилось… Услышал по телевизору, что Сталин распорядился в 1943 году отправить в Тегеран на конференцию с Рузвельтом и Черчиллем, прошедшую . . .

16.12.2019
13:27

Демонизм-разрушение и демонизм-созидание

    Я вышел на набережную и присел отдохнуть. Передо мной была табличка: “Опасно – обрыв”. Сколько раз я её видел… А в этот раз смотрю – она безвкусная. Буквы – . . .

12.12.2019
16:46

Опыт над собою

    Опыт будет состоять в том, что я беру совершенно ничего не говорящую мне картину… А. Куприн. Мальвы на чёрном фоне. 1910. И начинаю втискивать элементы картины (если . . .

10.12.2019
13:48

Инерция

    Великая Октябрьская революция имела свою инерцию. В 1922-23 годах уже можно было видеть, что Мировой Революции не будет (ради чего имела смысл революция в России – . . .

09.12.2019
15:45

Пусть я и ошибся, не будучи специалистом или Читая Шварцбанда о "Повести временных лет"

    Читаю в книге “Витражи”, Иерусалим, 2015. Шварцбанд исходит из верной общей посылки про: "хронологическую ненадежность летописных записей” (С. 106). И максимизирует: . . .

07.12.2019
20:26

В упор не заметно

    Есть такой парадокс с произведениями искусства – в упор не заметны противоречия в них. Самое знаменитое произведение “Джоконда” Леонардо да Винчи таково. – Нет, . . .

05.12.2019
13:54

О подсознательном идеале вообще и ницшеанстве в частности

    Проблему подсознательного идеала в скрытом виде – словами “сокровенное мироотношение” – поставил Атанас Натев, вникая в различие явлений, воздействующих на . . .

04.12.2019
15:33

Скучно

    Мой соученик-одноклассник (что-то зажились мы с ним на этом свете) сказал мне на днях по телефону, что будь он бог, он бы назначил всем жить, скажем, до 75-ти лет, а потом – умереть. Это он – глядя на мающегося скукой своего отца, где-то далеко за сто лет прожившего. Я ему возразил: “Нет, ну что ты. Вот мне предложи две жизни прожить, я б согласился. Я ж чуть не каждый день по статье пишу. Люди в фейсбуке мне за них лайки ставят, сердечки, перепечатывают…”.

    И вдруг я подумал, что две жизни – это слишком.

    Подумал, прочитав рассказ Лимонова “Смерть рабочего” (1988).

    Эту вещь я стал читать с подачи Татьяны Москвиной:

    "Лимонов – один из лучших писателей России. Может, и лучший…

    Закройте ваш вечно распахнутый для возражения рот и прочтите рассказ “Смерть рабочего”… Это совершенная проза… пронизанная тем, что мы называем человечностью, когда хотим похвалить эту тварь, человека…” (“Отверженный” в кн. “Культурный разговор”. М., 2016. С. 73-74).

    Как в воду глядела – возражаю: полную чушь изрекла. По крайней мере – про этот рассказ.

    Лимоновым выдана нуда бесполезности человеческой жизни. Причём жизни, осознанно сделанной автором полностью бесполезной. – Почему осознанно? – По такой цитате:

    "Одно дело, когда умер Юло Соостэр… Он оставил после себя детей, картины… А слесарь, ему, должно быть, очень страшно идти в ледяной мир из этого ледяного мира, где он был посторонним и чужим, только соседом. Ни детей, ни картин…”.

    То есть ценностью для повествователя является хоть какая-то победа над временем. Дети обеспечат память об отце аж у внуков, а может, и дальше. А картины, если хорошо впечатлят души зрителей, могут и совсем долго волновать людей. То есть Надвременность есть пафос Лимонова.

    Одно это сразу говорит, что он ницшеанец. То есть ему отвратителен Этот мир, и не может быть и речи о "похвалить эту тварь, человека”. Тем более, если человек такой, каким сделан рабочий Толя.

    Что на Отрицание Толи работает? И то, что он заводской рабочий. То есть – никакого творчества, способного победить время. И то, что у него детей нет. Он молчун исключительный. Из-за этого его бросила жена. Не выдержала молчания. И то, что нет того злодея, который бы его испортил. Даже голодуха войны не обязана была ему обеспечить рак желудка. В санаторий его, вон, отправлял завод – подлечить что-то там с желудком (власть-то – рабочих). Просто ТАК плоха Эта жизнь. Для выражения такой мысли подобраны такие особенности этого Толи.

    Точно известно, что чем выражать. Ницшеанству уже было 100 лет в 1988 году. И если Лимонова угораздило во всём-всё-всём разочароваться, то, пожалуйста, ницшеанствуй!

    Тогда надо нуду возбуждать в читателе. – Пожалуйста: в сюжете ничего не происходит, кроме медленного умирания Толи от рака. Чтоб что-то всё же писать, сделана для Толи одна почти противоестественность. Его тянет в соседу, Эдику. (Тот изрядный кобель. Живёт – мгновением. А не, как Толя, "Баб боялся”.) Эдик эту тягу принимает (тем более что Толя его, изрядно бедного, поначалу подкармливал). И вот это общение и даёт материал для нагнетания нуды.

    Соответствен заданию и сухой, протокольный язык повествования. Яркость – чрезвычайно редка.

    "— Врешь ты все, — лицо Смерти изобразило что-то вроде улыбки. Череп заулыбался. — Кобелить отправляешься…”.

    Даже ритм – монотонный – выражает нуду.

    "Сорокачетырехлетний слесарь Толик сидел на кухне старого дома на Погодинской улице мощным медведем, голый по пояс, и лениво ел яичницу прямо из чугунной сковородки”.

    Первое предложение. 24 слова. "…дается избыточная для читателя информация о персонаж[е] с большим количеством деталей и уточнений” (Шалыгина. Время в художественных системах А.П. Чехова… http://shaligina.narod.ru/disser_1.htm).

    "Кухня, окрашенная в цвет цикорийного кофе, пахла как много лет не убиравшаяся клетка с дикими животными”.

    Третье предложение. 16 слов.

    "Между тем три семьи, населявшие квартиру, меняясь каждая раз в неделю, убирали кухню, прихожую и службы”.

    Четвёртое предложение. 16 слов.

    Нам это всё надо?

    Разве – чтоб терпеть.

    И во всём этом видно знание, как выражать ницшеанство. Для меня, давно знающего эти приёмы (по разборам Чехова), Лимонов ничего не открывает. Скучно. Я не мыслю, чтоб экстремист по натуре, Лимонов, которого с юности тянуло сочинять стихи, не понял Чехова (а многие в СССР не поняли, ибо неэкстремисты и способны других понимать только по себе), - Чехова, который тоже ведь экстремист по подсознательному идеалу.

    То есть по крайнеё мере этот рассказ – иллюстрация знаемого – ницшеанства, а не написан он ради ЧЕГО-ТО, чему слов не подобрать.

     

    Если б я был с аналитической мощью Шалыгиной и не знал о существовании Чехова, я б открыл для себя ницшеанца-Лимонова. А так… Я в нём ницшеанца просто узнал. Бледное повторение Чехова. Скучно.

    И что с такой осведомлённостью много о чём в искусстве мне делать во второй жизни, если б она мне была дана? Особенно, вспомнив, что по-моему ж типы идеалов повторяются в веках. По кругу. Одно и то же. Один и тот же набор. Как что до крайности плохо в мире – так ницшеанство голову поднимает. Как надежда засияет – повторятся тип идеала, как в Высоком Возрождении – Гармония.

    Скучно.

    Разве что долбить и долбить то, что вот уже десятки лет мне известно, а пробить я никого не могу. Но, мол. Вдруг капля по капле и камень точит… И я б во второй жизни заметил, наконец, что я не зря долбил одно и то же.

    7 апреля 2019 г.

02.12.2019
13:18

**

    Как-то резко запомнились слова одного соученика по поводу того, как я взялся объяснить сокурснице нечто, ею не понятое: “Ты понял и пошёл дальше. А она не поняла. И . . .

30.11.2019
12:08

Ну как пройти мимо такой картины?!.

    Никак. Маторин. Жаркий день. 1955. Картон, гуашь. Сделанность её, отказ от иллюзорности так и кричит. – Крайнее правое облако… угловатое и не имеет теней. Трава – не . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100