Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.01.2020 |
|
22.01.2020 |
|
21.01.2020 |
|
20.01.2020 |
|
17.01.2020 |
|
15.01.2020 |
К ограничению понятия авангард
|
06.01.2020 |
|
05.01.2020 |
|
30.12.2019 |
|
28.12.2019 |
Почему шкипер и почему бухгалтер
|
24.12.2019 |
|
16.12.2019 |
Демонизм-разрушение и демонизм-созидание
|
12.12.2019 |
|
10.12.2019 |
|
09.12.2019 |
Пусть я и ошибся, не будучи специалистом или Читая Шварцбанда о "Повести временных лет"
|
07.12.2019 |
|
05.12.2019 |
О подсознательном идеале вообще и ницшеанстве в частности
|
04.12.2019 |
|
02.12.2019 |
|
30.11.2019 |
Ну как пройти мимо такой картины?!. Никак. Маторин. Жаркий день. 1955. Картон, гуашь. Сделанность её, отказ от иллюзорности так и кричит. – Крайнее правое облако… угловатое и не имеет теней. Трава – не трава, а поток краски. Стволы – не стволы, а намёки на них, с наглыми белыми бликами, которых у сосны не может быть – только у берёз белилами блики рисуют. И не может быть таким незеркальным мыслимое зеркальным отражение сосен в воде. Вот кусты справа, да, отражаются зеркально. Зато почти нет там того, что должно быть отражено. Нарисован не простой пейзаж, а пейзаж души. Суть которой – раззудись, плечо, размахнись, рука! Как часть формулы русского менталитета (формулы от укороченного мною изречения Феофана Затворника: “Дело не главное в жизни, главное - настроение сердца”). В этот миг оно разудалое настроение. Странно, что Маторин назвал картну “Жаркий день”. Хотя… Может он жаркий для границ северного ареала распространения сосен, например, в республике Коми. "Средняя температура июля: +11 °C (в северной части) и +15 °C (в южной части)” (http://trasa.ru/region/komi_clim.html). – Россия ж (а Маторин всегда любовь к России выражает) скорее северная страна, чем иначе. Потому там жара без суши и без марева пара. Зелень – кричаще сочная, воздушной перспективы – нет. Есть ли у Маторина ещё хоть одна такая же яркая картина дня (Россия ж страна скорее неяркая, чем яркая)? – Нет ни одной! Все – более или менее блеклые. – Как же это его тут угораздило? Ведь чем она останавливает внимание? Чуть не ядовитым, каким-то ослепительным оттенком зелени, освещённой солнцем – в первый миг, и контрастом её с зеленью травы же и особенно сосен в тени. А контраст – признак юга, что с Россией не ассоциируется. Зато контраст ещё и образ радикализма, которому страна ой, как не чужда… Только яркой вспышкой идеократии можно объяснить победу 10 лет назад над исключительным и по идее (не только по материальной силе) германским нацизмом. Вот и сейчас. Мир нежится в покое. А взрывчатая сила России есть, дремлет, но всегда при ней. То есть я хочу сказать, что, как и в других произведениях, у Маторина любовь к России дана как бы на подразумеваемом фоне других стран, которых Россия – лучше! – А именно – гимн традиционализму. В те годы начинался постиндустриальный мир, в котором стране вскоре предстояло отстать, а государству – распасться. Но – остаться всё же огромной Россией. Так это её бессмертие из-за величины тоже отдаёт традиционализмом, коль скоро о бессмертии речь. Не зря тут нет следа цивилизации. Россия не тем сильна и вечна. 23 сентября 2019 г.
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"