TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

21.01.2020
13:39

Глубина или натяжка?

    Когда-то я стал писать из-за возмущения, как непонятно пишут искусствоведы. Самообразовался, и тогда стало видно, что я ещё и с принципиально других . . .

20.01.2020
23:29

Вынужден

    Я вынужден писать о фильме “Бык” (2019). Почему вынужден? – Я предпочитаю выявлять художественный смысл. А им я считаю следы подсознательного идеала автора . . .

17.01.2020
21:51

Актуальность Берлиоза

    В августе 1830 года революция во Франции кончилась. "7 августа палата депутатов предложила корону герцогу Орлеанскому, которую тот принял 9 августа и был . . .

15.01.2020
20:42

К ограничению понятия авангард

    Уважаемые читатели! Разрешите представиться. Я – хулиган в искусство- и литературоведении. Так меня назвал когда-то, сравнивая с литературоведом Чумаковым, тоже, . . .

06.01.2020
13:51

Нахальство

    Нахальство – это у меня. Я вот берусь сейчас, читатель, у вас на виду показать, что испанские этюды Сурикова – это произведения ницшеанца. Суриков. Севилья . . .

05.01.2020
11:26

Берусь доказать

    Вот удастся мне подобрать то, о чём – я задумал – пишет Сартр в “Тошноте” (1938)? Начну с той страницы, на которой мне показалось, что этот мотив повторяется – с 5-й . . .

30.12.2019
21:30

Живёт!

    И любим-то мы с Орловым в этом народе одно и то же, любим в этом народе его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещенную истинным христианством душу, которая . . .

28.12.2019
20:16

Почему шкипер и почему бухгалтер

    Это будет статья о киносценарии Шпаликова “Причал” (1960). Но – с огромными нелирическими отступлениями. Шкипер – командир несамоходного речного судна, жених . . .

24.12.2019
22:50

Вопреки общему мнению

    Я не специально, а так получилось… Услышал по телевизору, что Сталин распорядился в 1943 году отправить в Тегеран на конференцию с Рузвельтом и Черчиллем, прошедшую . . .

16.12.2019
13:27

Демонизм-разрушение и демонизм-созидание

    Я вышел на набережную и присел отдохнуть. Передо мной была табличка: “Опасно – обрыв”. Сколько раз я её видел… А в этот раз смотрю – она безвкусная. Буквы – . . .

12.12.2019
16:46

Опыт над собою

    Опыт будет состоять в том, что я беру совершенно ничего не говорящую мне картину… А. Куприн. Мальвы на чёрном фоне. 1910. И начинаю втискивать элементы картины (если . . .

10.12.2019
13:48

Инерция

    Великая Октябрьская революция имела свою инерцию. В 1922-23 годах уже можно было видеть, что Мировой Революции не будет (ради чего имела смысл революция в России – как запал Мировой). Но – инерция!..

    Это я вывел для себя, перечитав своё же о Петрове-Водкине. А о том я стал читать из-за таких слов:

    "Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).

    Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества” (Википедия).

    Новый мир должен был быть, - представлялось, - каким-то из ряда вон выходящим (отсюда – сферическая перспектива), а в то же время крепко усвоено, что не надо чересчур залетать (бытовое мытьё головы в тазу и непрезентабельные краски). – Это я о дипломной работе Самохвалова.

    Самохвалов. Головомойка. 1922-1923. Холст, масло, темпера.

    Вот и получаются противочувствия, столкновения которых дают что? – Гармонию низкого и высокого. Вопреки очевидной несграбности изображения. Казалось бы, запрещающей видеть тут аналог того же типа идеала, что и в Высокое Возрождение, с его иллюзорностью зеркала. – Но что поделать, если принцип требует. Благо, есть понятие не только стиля, но и идеостиля. Стили, да, разные, но идеостиль один и тот же.

    28 лет человеку. Вроде, приличный возраст. Мог бы уже не быть вовлечённым в инерцию здорово опростоволосившейся за 5 лет революции… С другой стороны, и через 100 лет у некоторвх инерция ещё сохраняется.

    Но. Сомнительно, сомнительно. Сферическую перспективу – просто позаимствовал у Петрова-Водкина… Очень похоже не на творчество, а на иллюстрацию уже известного.

    Разве что оправдывает неясность, какой же он – новый мир, и очень уж он желанен…

    Но тогда он оппозиционер власти, которой всё ясно: "построение экономической базы социализма” (http://artpoisk.info/article/obraz_molodosti_v_zhivopisi_aleksandra_samohvalova/).

    Или всё же не оппозиционер? Базу-то базу, но это строительство было ж связано с политической духовностью. Со-ци-ализм же строим! – Надо взять и ввернуть в свою живопись духовность древних "фресок в церквах Болотова поля и Ковалева” (Там же).

    "…роспись эта была закончена перед Куликовской битвой. Надо сказать, что вот это какое-то, как предчувствие подъёма в какой-то мере отразилось и на этих росписях. Тут вся северная часть храма, нижний ярус занимают изображения воинов… юный воин наиболее известен по публикациям довоенным. Это лик воина, но сколько в нём чистоты и благородства. Нет в нём такой вот зверской воинственности совершенно. Да, он решительный, он безусловно может на бой пойти, всё. Но всё равно. Вот эта вот юность в нём. Насколько она в нём выражена ярко” (https://www.youtube.com/watch?time_continue=1007&v=bojVq3dE1s8&feature=emb_logo).

    А Самохвалова впечатлило, кроме психологии, нечто: "При мягко выявленном объеме фигуры живопись в целом остается плоскостно-локальной, лишенной каких-либо элементов иллюзорности, но в то же время конкретной и реально-предметной” (http://artpoisk.info/article/obraz_molodosti_v_zhivopisi_aleksandra_samohvalova/).

    Опять заимствование: плоскостное + реально-предметное = предчувствие подъёма страны.

    Самохвалов. Работница табачной фабрики. 1928. Холст, масло.

    То плевать, что девушка чуть ли не карикатурная дурнушка. А такие низы и строят социализм не просто экономически (очень сомнительна нужность социализму табака), а духовно (энтузиастка, наверно {красный платок}, граждански активная). – Не на мещанский вкус.

    Леонардо да Винчи тоже не зря, наверно, для своего шедевра шедевров, “Джоконды”, выбрал о-очень далёкую от красоты женщину… Ему нужно было, чтоб зритель, подумав на секунду, что Джоконда живая, смутился её прозорливости относительно того, что он, зритель, успел подумать о ней. Если б она была красавица, зрителя б несло сладострастие и только. А подсознанию Леонардо нужно было зрителю протелепать в душу Гармонию.

    Не зря и эта табачница о-очень аппетитна где-то.

    Не случайно и то, как я узнал об этой репродукции. Мне её прислал один, и спросил: “Как тебе барышня ?))…”.

    А это мещаннейший человек. Ясно, что он насмехается над персонажем Самохвалова, да и над ним самим. Даже не подозревая, насколько он оказался правым в своём мещанском неприятии автора, охваченного в 20-х годах бодростью предчувствия скорого наступления всеобщего счастья-по-новому.

    Ему не известно, что для искусства не имеет значения жизненная правота автора. Леонардо тоже дожил до краха Высокого Возрождения (см. тут). Это не отрицает ценности его “Джоконды”. Которая, ценность, по-моему, состоит в том, что идеал Гармонии был не осознаваемым, а подсознательным идеалом Леонардо. Сознательно иллюзорно живую Джоконду он нарисовал во имя истины, а не для того, чтоб она смущала морально грязных зрителей, каковыми славился тот век освобождения от нравственных оков веры, освобождения под руководством безнравственной Церкви (аж религиозную войну начали протестанты из-за безнравственности католической церкви).

    Вот только как убедиться, что Самохвалов подсознательно нарисовал свою работницу по наитию, разгадываемую мною как плоскостное + аппетитная пухлость = предчувствие подъёма страны?

    Неужели подсознание моего адресанта почуяло подсознательный идеал (даёшь гармонию социализма!) Самохвалова?

    2 декабря 2019 г.

09.12.2019
15:45

Пусть я и ошибся, не будучи специалистом или Читая Шварцбанда о "Повести временных лет"

    Читаю в книге “Витражи”, Иерусалим, 2015. Шварцбанд исходит из верной общей посылки про: "хронологическую ненадежность летописных записей” (С. 106). И максимизирует: . . .

07.12.2019
20:26

В упор не заметно

    Есть такой парадокс с произведениями искусства – в упор не заметны противоречия в них. Самое знаменитое произведение “Джоконда” Леонардо да Винчи таково. – Нет, . . .

05.12.2019
13:54

О подсознательном идеале вообще и ницшеанстве в частности

    Проблему подсознательного идеала в скрытом виде – словами “сокровенное мироотношение” – поставил Атанас Натев, вникая в различие явлений, воздействующих на . . .

04.12.2019
15:33

Скучно

    Мой соученик-одноклассник (что-то зажились мы с ним на этом свете) сказал мне на днях по телефону, что будь он бог, он бы назначил всем жить, скажем, до 75-ти лет, а . . .

02.12.2019
13:18

**

    Как-то резко запомнились слова одного соученика по поводу того, как я взялся объяснить сокурснице нечто, ею не понятое: “Ты понял и пошёл дальше. А она не поняла. И . . .

30.11.2019
12:08

Ну как пройти мимо такой картины?!.

    Никак. Маторин. Жаркий день. 1955. Картон, гуашь. Сделанность её, отказ от иллюзорности так и кричит. – Крайнее правое облако… угловатое и не имеет теней. Трава – не . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100