Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
16.02.2019 |
|
||||||||||
15.02.2019 |
Три преступления против культуры
|
||||||||||
13.02.2019 |
|
||||||||||
10.02.2019 |
|
||||||||||
03.02.2019 |
Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи
|
||||||||||
01.02.2019 |
|
||||||||||
31.01.2019 |
|
||||||||||
29.01.2019 |
|
||||||||||
28.01.2019 |
|
||||||||||
25.01.2019 |
О песнях Высоцкого цитатами из Богданова
|
||||||||||
23.01.2019 |
|
||||||||||
22.01.2019 |
|
||||||||||
17.01.2019 |
|
||||||||||
16.01.2019 |
|
||||||||||
14.01.2019 |
|
||||||||||
11.01.2019 |
|
||||||||||
10.01.2019 |
|
||||||||||
08.01.2019 |
|
||||||||||
04.01.2019 |
|
||||||||||
03.01.2019 |
Гоголь в трансе
Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти уверен (с другими повестями получалось), что смогу что-то новое сказать. Ну в самом деле: если аскетизм, я считаю, продирался всю жизнь, с малых лет, чтоб Гоголь его выражал и выражал, и это выражение сперва пряталось как подсознательное проявление, а в конце жизни – стало выражаться “в лоб”, в проповеди… Ну кто ещё имеет за душой такую концепцию? – Никто. – Вот и получается новизна. А ошибался даже Гуковский: "…образ светлой мечты о нормальной, естественной жизни, где все — здоровое, яркое, где торжествует молодость, красота, нравственное начало” (http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p). Пусть такое Гуковским и замечено, что оно – в порядке прощания Гоголя-реалиста с Гоголем-романтиком. На самом деле в “Ночи…” подсознание просто в позитивную фольклроно-романтическую оболочку облекло нехорошести. "Он [сорочинский заседатель {в Российской империи в 1775-1864 гг. лицо, избранное для участия в суде}] знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке”. Ну если отвлечься от шутливости тона, то разве это хорошо, чтоб власть настолько была осведомлена о частной жизни людей. Это же полицейское государство? Ничего хорошего. А всё – от низменного устремления судимых: мол, они от бедности преступили закон. "…волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том все село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех”. И пролетает мимо, что писарь упился до четверенек. Это хорошо? Плохо и то, что живописца всё-таки, кузнеца Вакулу вызвали на покраску забора начальству, и отказаться, наверно, было опасно. О чём молчок. А что сказано – сказано так витиевато, с такими отвлечениями, что и не заподозришь, что тут негатив. "…слыл лучшим живописцем во всем околотке. Сам еще тогда здравствовавший сотник Л...ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома”. А хорошо ли, что Вакула так извратил Писание: "…заключенные прежде [до дня Страшного Суда] грешники били и гоняли его [чёрта] кнутами, поленами и всем чем ни попало”. А хорошо это – ставить посещение шинка ценнее посещения дьяка: "…сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку”. А соблазнять – хорошо? "…подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду”. Сказано же так, словно мы ж все друг другу такое прощаем. Плохи и гонки, у кого одежда богаче. "Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого. Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а все мелкое чиновничество носило просто нагольные; теперь же и заседатель и подкоморий [судья по спорам о границах имений] отсмалили себе новые шубы из решетиловских смушек с суконною покрышкою. Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин… Когда эти люди не будут суетны!”. У притворно-морального повествователя-то, да, слюнки катятся. Но у Гоголя, его, повествователя, создателя, откуда такая цепкость памяти на моды? – От тайной ненависти аскетизма, от скрытых от плохого мира слёз. Ну а встретить Панасу Рождество небритым – хорошо? "…с обросшею бородою, показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы”. А тому же Панасу не дать понюхать товарищу табаку? Или не окликнуть заблудившегося в метели товарища, если сам набрёл на шинок. А что ходить по селу надо с кнутом (собак отгонять)? А крепко злиться, что месяца на небе не видать? А лень, "которая так мила всем козакам”? А вздорность по мелочам? – Это всё про отца Оксаны, Чуба. А самовлюблённость Оксаны? Влюблённая слепота Вакулы тоже супертайно осуждается? Супер я пишу потому, что подсознательный идеал – пока реалиста – заставляет автора быть в ударе и заставляет сознанием еле-еле ощущать, что радость происходит от обретённого, наконец, романтиком зоркости реализма, которая всю подноготную бяку видит там, где романтик таял от, например, созерцания черт украинскости: красоты и силы природы и людей. А такая сила – хороша, смотрите? ""Чего мне больше ждать? — говорил сам с собою кузнец. — Она издевается надо мною… Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу...””. А такая неразборчивость "степенных козаков” хороша: "…мало было нужды до красоты”? А такая вёрткость Солохи, матери Вакулы: "Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник”? А такой критерий, как богатство, для решения, за кого пойти всё же замуж? А такое: "…чтобы каким-нибудь образом сын ее Вакула не подъехал к его дочери [Оксане] и не успел прибрать всего себе, и тогда бы наверно не допустил ее мешаться ни во что, она прибегнула к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом”? Ведьма ж, а не человек, как нарекли её кумушки. И повествователь-то держится отстранённо. Но он не автор. А автор как? Или. Хорошо это, что Чуб скор подозревать, молодую жену Левченки в измене мужу? (Этак я всю повесть перескажу… А вы, наверно, и не замечали, если читали, сколько гадости человеческой тут.) Предрождественская ночь. Ходят по соседям колядуют люди. Вправе. – Нет. Вакула из-за отвергающей его Оксаны срывает зло на её отце, - вернувшемся домой из-за вихрей, потеряв Панаса, и, мол, колядующем, т.к. не узнал свою хату и оправдывается, что колядует, - Вакула побивает в метели Чуба (не узнав его). – Ну. Так срывать зло – хорошо? Я, конечно, заедаюсь. Но, объективно, хорошего ж мало. Кроме природы. "…месяц… плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел”. Так это для точки отсчёта для плохого. А к нему невозможно не вернуться, прочтя про такой вещизм: "— Да, — продолжала гордо красавица, — будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж”. Кошмар – между нами (некоторыми нами) говоря. Я даже помню по себе, какой это кошмар – любовная лихорадка, когда каждую следующую минуту ты принимаешь противоположное решение. "Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться. Но в самое то время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: “Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!” Все в нем волновалось, и он думал только об одной Оксане”. Как-то понятно, почему Гоголь остался девственником. Соответственно в пьесе начинается кутерьма у Солохи. К ней после чёрта по очереди приходят: голова, дьяк, Чуб и сын, Вакула. И всех ухажёров она посадила в мешки, опустошив их от угля. Смешно. Но нравственность где? Впрочем, дальше пошёл сплошной action, и увлёкшемуся Гоголю стало не до морали. А потом эта суета нехорошая в Петербурге. Воистину чертовское дело пролазы. Потом враньё баб, как утонул и повесился Вакула. И все бабы чувствуют, что честные. И переходят на личности в отстаивании своей версии отсутствия Вакулы в Диканьке. Потом Оксана не поверила слухам, решила, что он просто ушёл и… влюбилась в него. Обратное пушкинскому "Что вам дано, то не влечет”. (Правда, издана была 8-я глава “Евгения Онегина” в 1832 году, когда и вторая часть “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Так что независимо…) – Нравственности особой этот поворот Оксане не даёт. И – Рождество. Сцена в церкви, в которой нет ничего богомольного. Разве что: "старухи усерднее, нежели когда-либо, шептали молитвы”. Ну а это большой грех, что проспавший заутреню и обедню вернувшийся с царицыными башмачками Вакула быстро успокоил себя "тем, что в следующую неделю исповедается в этом попу и с сегодняшнего же дня начнет бить по пятидесяти поклонов через весь год”? – Небольшой грех, но всё-таки. Но вещизм… А он ещё какой! Чуб ему отдал в жёны Оксану за "новехонькую шапку и пояс, какого не видано было на всем селе”. И под занавес – того же рода. Похвала архиерея Вакуле за то, что кроме покаяния "выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами”. И я при всё при том не считаю себя предвзятым. 30 декабря 2018 г.
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"