TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне внятным изобретает свой язык образов, годный для такого необычного и не вполне внятного. Да ещё и не умом изобретает, а подсознанием. Так наше-то подсознание всё "понимает": улавливает и какой язык был, и какой язык стал, и что хотел сказать автор своим языком, новым. Но из подсознания ж нашего это "понимание" (обязательно бессловесное, раз – в подсознании оно) в сознание проходит ох, как трудно, если вообще проходит. То есть можно сказать, что КПД такого искусства почти равно нулю.

    А вот искусствоведы умеют переводить из подсознания в сознание (в слова). Значит, надо читать искусствоведов. Но. Если они диаметрально разное "что хотел сказать художник" выводят из расшифровки образного языка, то кто-то из них ошибается?

    Вот кто прав: Алленов или Александров?

    1. Александров.

    "Врубель увлекался Византией – почти случайно он написал в Киеве огромную роспись (12 апостолов) в византийском стиле. Это очень обогатило его манеру. Характерно стилистическое обострение в его работе: острые углы складок, выразительно обведённые глаза – всё почерпнуто им из византийского декаданса. У него происходит усиление графического начала, нарастают интенсивность и мистическая настроенность цвета. Врубель делает теперь в живописи то же, что делали мастера мозаики в поздней Византии: уменьшение размеров кубиков смальты в мозаиках поздней Византии и размера живописных пятен в произведениях Врубеля – все стилевые признаки совпадают. Не отсюда ли его "рваные пятна" в живописи, так похожие на мозаическую смальту?" (http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).

     

    Икона Св. Анна с Марией. Мозаика. Конец XIII — начало XIV вв.

    Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885. Фрагменты.

    Ìогут быть непонятны слова: "мистическая настроенность цвета".

    ß думаю, это было объяснено у Александрова ранее по тексту:

    "Цвет в модерне (в живописи и в архитектуре) чаще всего построен на диссонансных парах, на столкновении оранжевого и сине-фиолетового [см. первый фрагмент]… Теперь о его психологической сути. Во главе угла здесь стоит холодный и мистический сине-фиолетовый тон. В мировоззрении "некро" – доминанта смерти (мистики)" (Там же).

    È теперь я продолжу первую цитату:

    "Явно отсюда [из этого "Сошествия…"] исходят закономерности холодной красоты и острой выразительности его последующий графики и графичности его живописи. Он рисует неровными пятнами, как бы рваными полосками, но сами штрихи внутри пятен у него строго прямые и параллельные – кристалликами.

    Голова пророка. 1904-1905.

    Рваный прихотливый контур пятна – от бытия категории низменного, прямые внутри пятен – от архаики, первой фазы этой категории: перед нами архаика низменного".

    Òут надо цитирование прервать, ибо опять не понятно: чего это вдруг именно низменное?

    А низменное – (и тут Александров сходится с Алленовым) от…

    "В девяностые годы, отмеченные бурным промышленным подъемом, обретает новую остроту имеющая прецедент в романтизме начала века антитеза "красоты" и буржуазной "пользы". "Будить от мелочей будничного величавыми образами" - таким в этих условиях видел призвание художника Михаил Врубель" (Алленов. С. 225 - 226).

    Ïольза – это низменное, пошлое, мещанское. Это – враг ницшеанству. То, что надо преодолевать духом. И потому – рисовать, т.е. придавать материальное (цветовое, штриховое) существование в качестве страдания из-за материального, от которого стремление автора – не в эту жизнь.

    Теперь – Александров:

    "На первом месте здесь стоит свобода воли человека, отталкивающая любые формы общественного диктата [потому любые, что буржуазность-то представляется воцарившейся навсегда и всюду. А раз навсегда и всюду, так и протест – абсолютный]".

    Äиктат – низменное. И на этом совпадение с Алленовым кончается. Ибо улетать куда-то можно, грубо говоря, сверхвверх (за что Алленов), в символизм, или субвниз (за что Александров), в ницшеанство, конкретнее – в модерн. Первое – коллективистское, второе – индивидуалистское.

    Но уйдём пока от Алленова. Низменное мы поняли.

    А как с архаикой по Александрову? Она тут при чём?

    "Отвергая настоящее и страшась будущего, идеологически (ментально) модерн обращается к прошлому" (Александров).

    Íадо же! Какое название, а к чему обращение…

    "…это не только социальное прошлое (прошлые стили [Византии, например]), это и прошлое дочеловеческое: животные, растения и минералы [живопись кристалликами]".

    Òак что и архаика, по Александрову, объяснена.

    2.

    Íо ту же живопись кристалликами Алленов объясняет иначе:

    "…сформировался неповторимо-индивидуальный стиль первого и, без сомнения, самого значительного из мастеров символизма в русском изобразительном искусстве. Врубель видит перспективную трёхмерность изобразительного пространства в виде как бы разделённого внутри на множество кубических ячеек прозрачного кристалла, куда помещён изображаемый предмет и в котором форма этого предмета конструируется как сопряженность участков поверхности, фрагментированных гранями этой воображаемой пространственной решетки. Сугубо рационалистическая методика перспективного анализа предметной формы оборачивается здесь своей иррациональной стороной. В критике начала XX века был однажды предложен математический образ для выражения фундаментального принципа символической поэтики – бесконечное приближение квадрата через многоугольник к кругу. Это абсолютно точно соответствует врубелевскому способу построения объемной формы на плоскости… Зримая форма нюансируется и продолжает свою жизнь там, где умирает чуткость глаза к нюансам, форма продолжает дифференцироваться за пределом, предустановленным нормой естественного дневного зрения. Продолжаясь за этим пределом, она превращается в жизнь, мерцающую буквально из запредельного мира. Фантастическое внимание, сверхпристальное вглядывание в натуру, то есть своего рода "сверхнатурализм" становится фундаментом символизма как диалога с жизнью, выглядывающей из потаенных, ночных глубин бытия" (Алленов. История русского искусства. Кн. 2. М., 2000. С. 254 -255).

    È хоть стой, хоть падай. Кто прав: Алленов или Александров?

    Только я не согласен замутить вопрос и счесть символизм декадентством и связать его через пессимизм с жутковатостью модерна. Ибо символизм – это не просто пессимизм, а сверхисторический оптимизм. Этот последний хоть и тоже отдаёт мистицизмом и метафизикой, но не настолько, насколько модерн.

    Согласен я был бы на колебания Врубеля, хоть это и несовместимости идейные (зато он и сошёл с ума).

    Вот давайте посмотрим, получится ли увидеть проблеск благого сверхбудущего от вглядывания.

    Сирень. 1900.

    Äевушка смотрит не на художника. И всё в кадре становится страшнее и безжизненнее. А, казалось бы, гораздо менее живая, чем человек, сирень – всё живее.

    È получилось и то, и то. Или нет? Они ж неравноценны: сирень и девушка. То есть – царит в этом мире Зло и оно неизбывно. И отгоняет девушка кого своим жестом?..

    Потому и апостолы – в стиле "некро". Фиолетовые. И Пророк (наверно, Мухаммед) ассоциируется с жестоким исламом.

    И по жизни… Он нарисовал свою любимую и уж четыре года как жену, а у него сифилис, пусть и сказали, что излеченный.

    Но. ""Демоническое" в контексте получивших широкое распространение на исходе века ницшеанских идей приобретает одиозный характер" (Алленов. С. 257).

    È Врубель взбунтовался против ницшеанства. А может, и по собственной инициативе. И в пику ухудшению здоровья.

    Демон сидящий. 1890.

    "…падающий извне и заставляющий мерцать мозаику свет превращен здесь в свет, сияющий изнутри, напоминая эффект цветного витража" (Алленов. С. 256).

    Я не знаю, какая репродукция вернее передаёт подлинник, но более светится вот эта:

    "Развязка этой своеобразной трилогии [Демоны сидящий, летящий и поверженный] внутри цикла приобретает характер крушения демонической идеи вообще. То, что в конце концов вышло у Врубеля, - это вырождение красивой и величественной демонической тоски в гримасу чуть ли не ребяческого слабовольного упрямства, застывшего на лице поверженного Демона,

    Демон поверженный. 1902. Фрагмент.

    который кажется просто неким существом "с претензиями", наказанным за свою гордыню" (Алленов. С. 256 - 257).

    Алленов не намеревался вывести эволюцию Врубеля от ницшеанца, работающего в стиле модерн, к символизму, как это тут вышло у меня. Да и я открещусь от такой эволюции (та же "Сирень" хронологически перебивает плавность). Просто я останавливаюсь на том, что его швыряло то сверхвверх, к символизму, то субвниз, к модерну. И проиллюстрировал эту мысль.

    3 ноября 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
319567  2014-12-20 13:48:08
Воложин
- В развитие завязавшегося разговора.

319595  2014-12-20 20:48:54
лилия
- О Врубеле.

Мало кому известно что именно Савва Иванович Мамонтов открыл Врубеля, да и не только. Вот что писал в своих воспоминаниях Станиславский: 《Здесь же, в его театре (имеется ввиду театр Мамонтова), где он показал нам ряд прекрасных оперных постановок своей режиссерской работы, мы впервые увидели вместо прежних ремесленных декораций ряд замечательных созданий кисти Васнецова, Поленова, Серова, Коровина, которые вместе с Репиным, Антокольским и другими лучшими русскими художниками того времени почти выросли и, можно сказать, прожили жизнь в доме и семье Мамонтова. Наконец, кто знает, быть может, без него и великий Врубель не смог бы пробиться вверх -- к славе. Ведь его картины были забракованы на Нижегородской всероссийской выставке, и энергичное заступничество Мамонтова не склонило жюри к более сочувственной оценке. Тогда Савва Иванович на собственные средства выстроил целый павильон для Врубеля и выставил в нем его произведения. После этого художник обратил на себя внимание, был многими признан и впоследствии стал знаменитым.》

319597  2014-12-20 21:35:31
Воложин
- Лилии.

Ну? И какое это имеет отношение к поднятым в статье вопросам?

319601  2014-12-20 22:30:28
Воложин
- Лилии.

Если вы прочли мою статью о Врубеле, то как вы можете меня упрекать в бабско-кухонной?

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100