TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов.

     

    ‹Анне Ахматовой›

    Как черный ангел на снегу

    Ты показалась мне сегодня,

    И утаить я не могу —

    Есть на тебе печать Господня.

    Такая странная печать —

    Как бы дарованная свыше, —

    Что, кажется, в церковной нише

    Тебе назначено стоять.

    Пускай нездешняя любовь

    С любовью здешней будут слиты,

    Пускай бушующая кровь

    Не перейдет в твои ланиты

    И нежный мрамор оттенит

    Всю призрачность твоих лохмотий,

    Всю наготу причастных плоти,

    Но не краснеющих ланит.

    ‹Начало 1914?›

    Ну. И как здесь увидеть акмеизм Мандельштама, когда "Есть на тебе печать Господня”, когда "в церковной нише / Тебе назначено стоять”? – Разве что угловые скобки спасут: не Анне Ахматовой это стихотворение посвящено…

    "…он написал таинственное (и не очень удачное) стихотворение про черного ангела на снегу. Надя утверждает, что оно относится ко мне.

    С этим "Черным Ангелом"17 дело обстоит, мне думается, довольно сложно. Стихотворение для тогдашнего Мандельштама слабое и невнятное. Оно, кажется, никогда не было напечатано. По-видимому, это результат бесед с В. К. Шилейко, который тогда нечто подобное говорил обо мне. Но Осип тогда еще "не умел" (его выражение) писать стихи "Женщине и о женщине". "Черный Ангел", вероятно, первая проба, и этим объясняется его близость к моим строчкам:

    Черных ангелов крылья остры,

    Скоро будет последний суд,

    И малиновые костры,

    Словно розы, в снегу растут.

    ("Четки")

    Мне эти стихи Мандельштам никогда не читал” (Ахматова. Листки из дневника. Воспоминания об О. Э. Мандельштаме http://www.akhmatova.org/proza/mandel.htm).

    Вот у Ахматовой – таки да: демоница. Бесстрашная и несгибаемая и перед последним судом. Более того: остаётся собою даже и в такое время. Эстетизирует грозящие ей костры.

    Действительно ли стихотворение Мандельштама слабое?

    У меня мало мер поэтичности. Глагольных рифм нет. Хорошо. Повторы согласных есть. Хорошо.

    И я подозреваю, что Ахматову просто не устроила "призрачность” сверхаморальности, которую усмотрел в ней Мандельштам. Она себя понимала как супервумен, такою себя не прятала, а выставляла, и ей было не по себе, если кто-то думал, что это она не настоящая такая.

    Могло ли быть, что влюблённый в неё Шилейко, за которого она вышла замуж через 4 года после сочинения мандельштамовского стихотворения, был настолько слеп, что думал о её демонизме как о призрачности? И, слепец, шептал Мандельштаму свою о ней фантазию? – Ну почему бы и нет… Он был член Императорского Православного Палестинского Общества, религиозный, верил в лучшее… Любовь же ослепляет.

    Но Мандельштам?..

    Может, всё дело в том, что "Ты показалась мне сегодня”. То есть, вообще-то, Мандельштам относительно этой демоницы не заблуждался. А лишь сегодняшняя кажимость являет её ему в каком-то противоположном качестве.

    Мандельштаму как ницшеанцу, конечно, трудно с женской достижительностью: "Пускай нездешняя любовь / С любовью здешней будут слиты”. Такой взгляд на неё мог и саму Ахматову уязвлять. Она, может, знала слова Блока, дескать, поэт стихами говорит с Богом, а Ахматова – с мужчиной. Это ж превращает ницшеанку в недоницшеанку, в презренное для ницшеанца существо, не слишком отличающееся от мещан.

    Однако… При чём тогда утверждающее (плюс это конец стихотворения) наличие "не краснеющих ланит”? Краснеть – это ж стыдиться, это быть причастным к Богу, к обычным людям с обычной моралью, к мещанам. То есть воспевается всё-таки ницшеанство. Но оно ж дано через "Но”. То есть перед нами обычное мандельштамовское соединение несоединимого, а не ницшеанство. – Действительно стихотворение "невнятное”.

    А ну, следующее стихотворение (и в собрании сочинений следующее, и об Ахматовой).

    АХМАТОВА.

     

    Вполоборота, о печаль,

    На равнодушных поглядела.

    Спадая с плеч, окаменела

    Ложноклассическая шаль.

    Зловещий голос — горький хмель —

    Души расковывает недра:

    Так — негодующая Федра —

    Стояла некогда Рашель.

    9 января 1914

    В одном месте написано: "Федра в исполнении Элизы Рашель была представлена гордой, мятежной личностью, воплощением лучших человеческих качеств” (http://modernlib.ru/books/dyatleva_galina/populyarnaya_istoriya_teatra/read_22/).

    В предисловии Расина к трагедии сказано: "ни в одной из моих трагедий добродетель не была выведена столь отчетливо, как в этой”.

    Но можно ли верить кому бы то ни было, кроме собственного впечатления от произведения, если исповедуешь нецитируемость художественного смысла, проистекающую из подсознания, рождающего произведение?

    Слова Федры:

     

    Нет, я не так бесчестна,

    Как те искусницы, что, ловко скрыв свой грех,

    Глядят с невинностью бестрепетной на всех.

    - Что за грех?

    - Призналась в любви пасынку, когда пришло известие, что муж умер. А известие оказалось ложным.

    - И всего-то?

    - Людям крайности – достаточно.

    А Ахматова была человеком крайности. И Мандельштам это понимал. Только крайность её не классицистская: горечь Расина против такого злого мироустройства, горечь настолько сильная, что сама, кажется, смерть вопит о несправедливости. Крайность Ахматовой иная – "Ложноклассическая”. Ахматова знает о царстве Зла на земле и принимает это. И отдаётся Злу. Но как "негодующая”. На кого? На мещан. По расиновской “Федре” негодует Федра на служанку, соблазнившую её жить, когда надо было достаточно рано покончить с собой.

    И, вижу я, – Мандельштам вернулся в свой временный акмеизм.

    18 декабря 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
319514  2014-12-19 11:38:28
Воложин
- Лилиомфи.

Разрешите ещё поблагодарить за Мандельштама. Мне ещё несколько соседних стихотворений его удалось разгадать.

319517  2014-12-19 12:39:57
Л.Лисинкер
- На 319514 / от Лилиомфи :

Да, это интересный клубок имён-фамилий - Ахматова, Мандельштам, ... и т.д. Но из всего Ахматовского нет ничего выше, пронзительнее, чем РЖАВЕЕТ ЗОЛОТО:

== ==

Кого когда-то называли люди

Царём в насмешку, Богом в самом деле,

Кто был убит и чьё орудье пытки

Согрето теплотой моей груди…

--

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи и солдаты,

И прокуратор Рима – все прошли.

--

Там, где когда-то возвышалась арка.

Где море билось, где чернел утёс, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом бессмертных роз.

--

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

== === ==== ======

А то, что золото не ржавеет, это оставим для презренной прозы.

319524  2014-12-19 15:44:41
Л.Л. - С.Воложину
- Уважаемый С.В., понял, что вы неравнодушны к О.Э.Мандельштаму. А значит, вам будет интересно посмотреть заметки о скрещении живописи и поэзии на примере Врубеля - Мандельштама:

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2074

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2201/

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2296 

==

Потому что про эту многострадальную Украину - только ленивый не пишет.

319525  2014-12-19 15:45:03
Л.Л. - С.Воложину
- Уважаемый С.В., понял, что вы неравнодушны к О.Э.Мандельштаму. А значит, вам будет интересно посмотреть заметки о скрещении живописи и поэзии на примере Врубеля - Мандельштама:

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2074

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2201/

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2296 

==

Потому что про эту многострадальную Украину - только ленивый не пишет.

319534  2014-12-19 21:51:51
Воложин
- Л.Л.

Вы меня неправильно поняли. Я неравнодушен не к Мандельштаму, а к удаче поместить его иной стих на некую полку в этажерке, на которой систематично расположена изрядное множество других произведений: и Мандельштама же, и других.

По тем ссылкам, что вы написали, мне пока ничто не шепчет, чтоб я мог что-то связное и осмысленное написать.

Вы же – ошибаетесь, думая, что Мандельштам имел в виду картину Врубеля «Сирень». Он имел в виду картину Клода Моне. Я проверил. И голубей французы едят чаще, чем мы курицу. И Мандельштам был во Франции. И вуали и качели мыслимы в картине Моне, но не Врубеля. А главное – картина Врубеля драматична, а Моне – бездумно радостна, воистину импрессионизм, как и названо у Мандельштама.

319536  2014-12-20 00:23:35
Л.Лисинкер
-

- Итак, я (Л.Л.) - ошибаюсь, полагая, что " Художник нам изобразил ГЛУБОКИЙ ОБМОРОК СИРЕНИ ..." и т.д., - это у Мандельштама вовсе не по поводу "Сирени" Врубеля.

Так кто же с вами спорит ?! Просто ваш покорный слуга считает, что у Врубеля явлен именно Глубок_Обморок_Сирени.

Ну, гляньте ещё раз на молодую женщину (картина Врубеля), которая вся как есть купается в Сирени ... и т.д.

Конечно, для обычного среднего читателя от всего этого Ман-дельштамовского стиха останется, пожалуй, только ГЛУБОКИЙ ОБМОРОК СИРЕНИ.

Но уж останется навсегда. А сумасшедшее буйство сирени, затопившее молодую женщину, мы возьмём с собой и в третье и в последующие тысячелетия. (И оставим в скобках, кто тот художник, сподвигший поэта на сии строки - француз какой или Врубель?).

«Художник умирает, но мгновения счастья, которые он пережил, БЕССМЕРТНЫ»

Кто же может лучше Б.Пастернака сказать?

319546  2014-12-20 10:23:41
Куклин Лисинкеру
- Вы меня простите, Лазарь Шлемович, но обращает на себя внимание тот факт, что врачи признавали при жизни и Врубеля, и Мандельштама психически неполноценными. Буйство сиреневый красок с женщиной с вытаращенными глазами - свидетельство маниакальной шизофрении. В детстве я увидел эту репродукцию в «Огоньке» - и потом неделю не мог уснуть. Я и теперь, когда ставят мои пьесы-сказки, советую на роль бабы Яга выбирать актрис, похожих на героиню Врубеля. Так что на вкус и на цвет, как говорится.

А вот «Царёва-лебедь» врубелевская меня пленила. Хотя моделью для обеих картин послужила одна и та же женщина - жена, как мне помнится, художника.

Врубеля - сугубо русский художник« В Европа о нем и не слышали. Тут почитают художников-модернистов своих, которым Врубеля следовал и которых превзошёл.

319558  2014-12-20 12:17:33
Воложин
- Про Врубеля.

Он колебался между символизмом и модерном. Едва ли не потому сошёл с ума. Хотя и сифилис помог.

319563  2014-12-20 12:55:14
Куклин Воложину
- Насчёт сифилиса для меня новость. А насчёт символизма-модернизма Врублевского- это, по-моему, уже искусствоведы придумали. Всмотритесь в его автопортрет. Какие у этого человека могут быть символы? Кошмары-да. На фронтоне гостиницы на площади Свердлова его самые символичные символы - и все не самостоятельные. А настоящий символизм порождает символы, а не эксплуатирует их. Эпигонство- не искусство. А Врубеля был Художником.

319568  2014-12-20 13:50:32
Воложин
- Куклину.

Ну попробуйте прочесть то, что я только что поставил о Врубеле в свою колонку.

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100