Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.12.2014 |
Загадка в квадрате. Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов.
Ну. И как здесь увидеть акмеизм Мандельштама, когда "Есть на тебе печать Господня”, когда "в церковной нише / Тебе назначено стоять”? – Разве что угловые скобки спасут: не Анне Ахматовой это стихотворение посвящено… "…он написал таинственное (и не очень удачное) стихотворение про черного ангела на снегу. Надя утверждает, что оно относится ко мне. С этим "Черным Ангелом"17 дело обстоит, мне думается, довольно сложно. Стихотворение для тогдашнего Мандельштама слабое и невнятное. Оно, кажется, никогда не было напечатано. По-видимому, это результат бесед с В. К. Шилейко, который тогда нечто подобное говорил обо мне. Но Осип тогда еще "не умел" (его выражение) писать стихи "Женщине и о женщине". "Черный Ангел", вероятно, первая проба, и этим объясняется его близость к моим строчкам: Черных ангелов крылья остры, Скоро будет последний суд, И малиновые костры, Словно розы, в снегу растут. ("Четки") Мне эти стихи Мандельштам никогда не читал” (Ахматова. Листки из дневника. Воспоминания об О. Э. Мандельштаме http://www.akhmatova.org/proza/mandel.htm). Вот у Ахматовой – таки да: демоница. Бесстрашная и несгибаемая и перед последним судом. Более того: остаётся собою даже и в такое время. Эстетизирует грозящие ей костры. Действительно ли стихотворение Мандельштама слабое? У меня мало мер поэтичности. Глагольных рифм нет. Хорошо. Повторы согласных есть. Хорошо. И я подозреваю, что Ахматову просто не устроила "призрачность” сверхаморальности, которую усмотрел в ней Мандельштам. Она себя понимала как супервумен, такою себя не прятала, а выставляла, и ей было не по себе, если кто-то думал, что это она не настоящая такая. Могло ли быть, что влюблённый в неё Шилейко, за которого она вышла замуж через 4 года после сочинения мандельштамовского стихотворения, был настолько слеп, что думал о её демонизме как о призрачности? И, слепец, шептал Мандельштаму свою о ней фантазию? – Ну почему бы и нет… Он был член Императорского Православного Палестинского Общества, религиозный, верил в лучшее… Любовь же ослепляет. Но Мандельштам?.. Может, всё дело в том, что "Ты показалась мне сегодня”. То есть, вообще-то, Мандельштам относительно этой демоницы не заблуждался. А лишь сегодняшняя кажимость являет её ему в каком-то противоположном качестве. Мандельштаму как ницшеанцу, конечно, трудно с женской достижительностью: "Пускай нездешняя любовь / С любовью здешней будут слиты”. Такой взгляд на неё мог и саму Ахматову уязвлять. Она, может, знала слова Блока, дескать, поэт стихами говорит с Богом, а Ахматова – с мужчиной. Это ж превращает ницшеанку в недоницшеанку, в презренное для ницшеанца существо, не слишком отличающееся от мещан. Однако… При чём тогда утверждающее (плюс это конец стихотворения) наличие "не краснеющих ланит”? Краснеть – это ж стыдиться, это быть причастным к Богу, к обычным людям с обычной моралью, к мещанам. То есть воспевается всё-таки ницшеанство. Но оно ж дано через "Но”. То есть перед нами обычное мандельштамовское соединение несоединимого, а не ницшеанство. – Действительно стихотворение "невнятное”. А ну, следующее стихотворение (и в собрании сочинений следующее, и об Ахматовой). АХМАТОВА.
В одном месте написано: "Федра в исполнении Элизы Рашель была представлена гордой, мятежной личностью, воплощением лучших человеческих качеств” (http://modernlib.ru/books/dyatleva_galina/populyarnaya_istoriya_teatra/read_22/). В предисловии Расина к трагедии сказано: "ни в одной из моих трагедий добродетель не была выведена столь отчетливо, как в этой”. Но можно ли верить кому бы то ни было, кроме собственного впечатления от произведения, если исповедуешь нецитируемость художественного смысла, проистекающую из подсознания, рождающего произведение? Слова Федры:
- Что за грех? - Призналась в любви пасынку, когда пришло известие, что муж умер. А известие оказалось ложным. - И всего-то? - Людям крайности – достаточно. А Ахматова была человеком крайности. И Мандельштам это понимал. Только крайность её не классицистская: горечь Расина против такого злого мироустройства, горечь настолько сильная, что сама, кажется, смерть вопит о несправедливости. Крайность Ахматовой иная – "Ложноклассическая”. Ахматова знает о царстве Зла на земле и принимает это. И отдаётся Злу. Но как "негодующая”. На кого? На мещан. По расиновской “Федре” негодует Федра на служанку, соблазнившую её жить, когда надо было достаточно рано покончить с собой. И, вижу я, – Мандельштам вернулся в свой временный акмеизм. 18 декабря 2014 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.12.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.12.2014 |
Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.12.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.12.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.12.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.11.2014 |
До краха СССР оставалось - сколько там? - лет.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.11.2014 |
Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.10.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.10.2014 |
Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.10.2014 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"