TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут.

    Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и Гильдебранд:

    "В художественной деятельности былых времён мы замечаем, что архитектоническое построение художественного произведения всегда стояло на первом плане, подражательная же сторона развивалась лишь медленно” (Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914. С. 4).

    Это не совсем понятно, и я перефразирую. Под архитектоническим Гильдебранд подразумевает то, что уводит от натурализма скульптуру и живопись, вообще-то называемых искусствами подражательными. Так подражание подражанием, мол, но чтоб стать наравне и даже выше природы, надо уходить от подражания, от натурализма.

    Он даже лишает натурализм звания художественности. Его собственное художественное творчество развилось под воздействием драматической истории Европы последней трети XIX века, в бегстве от современности. Но парадоксальным образом его эстетические приёмы хорошо работали, наоборот, у художников, от действительности не бежавших, а вплоть до наивности веривших в скорое будущее (как Клодт и Васильковский из предыдущей статьи) или прозревавших суть настоящего (как Шишкин, оттуда же). И те, и тот потому верили, что они реалисты и стихийно применяли антинатуралистские приёмы Гильдебранда. И все считали, что натурализм – слаб, чтоб выразить их пафос, у каждого – свой. Для иномирия Куинджи натурализм был тем более слаб.

    Отсюда уже можно заподозрить, что при очередной смене пафоса (граждански-романтического у Клодта и Васильковского или первооткрывателя у Шишкина) на пафос приземлённости и мещанства – понадобится как раз ранее отвергаемый натурализм.

    "В пейзажах Саврасова, Шишкина, Васильева, Куинджи заметен элемент экспрессивного преувеличения, внушения в желании заразить чувством, мыслью, страстью. Это было наследство просветительской доктрины, исполнение долга перед народом, который, как считалось, не свободен для эстетических восторгов, и поэтому требуется особое усилие эстетического внушения. Это сказывается в декламационном пафосе Шишкина, в несколько форсированной эффектности Куинджи. Поленов ничего не утверждает, а просто являет собой другой тип творческого существования - артистически-непринужденного, не предполагающего никаких усилий и “прорывов”, имеющего дело с красотой, которую не нужно отвоевывать, ибо она предполагается существующей здесь и теперь, существующей всегда. Художественная деятельность освобождается от императива долженствования” (Алленов. История русского искусства. Книга вторая. М., 2000. С. 215-216 ).

    Поленов. Московский дворик. 1877.

    Ни во что не вмешивается Поленов. Мог бы “подремонтировать” немного покосившуюся изгородь, что слева… - Нет. Зачем? Всё хорошо и так, как есть. Неприглядный сараюшко в центре хорош тем, что демонстрирует, насколько точно в зените солнце стоит – неровной (от малейшей неровности ската крыши) тени от ровного конька. Красивые церкви (православные церкви поголовно все красивы) столь же ценны, как и простецкие дома, пышная берёза слева – как и что-то чахлое справа.

    Казалось бы – вот где жизнь тела воспевается. Ан нет. Она ж – воспевается. Следовательно, тут уже жизнь духа.

    "К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик", написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, что она окажется в числе жемчужин русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского пейзажа… Слияние человека с природой, это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником” (http://photoshopia.ru/museum/index.php?n=32755).

    Остановись, мгновенье, ты прекрасно, - как сказал поэт.

    Этим и Репин, было дело, заразился.

    Репин. Запорожцы. 1880 - 1891.

    "…это как бы физиологический очерк на тему “как люди смеются”. Запорожцы сочиняют пересыпанное солеными выражениями письмо султану Махмуду IV в ответ на предложение перейти к нему на службу. Изображая легендарное прошлое, Репин показывает его как сиюминутное событие, вдвинутое, подобно голой лысине переднего казака, в пространство зрителя. Историческая дистанция между легендарной стариной и событиями, происходящими в текущем моменте, - эта дистанция художественно никак не выявлена” (Аленов. С. 220).

    В пику Васильковскому из предыдущей статьи Репин как бы поиздевался над исторической живописью, над пафосом чего-то значительного.

    Гильдебранд, пропагандируя своим теоретическим трудом выражение пафоса, писал:

    "Ничто не должно двигаться на нас из картины, но мы должны входить в картину, чтоб сохранить целостное движение вглубь” (С. ).

    Репин, как бы зная эту максиму пафосности, а на самом деле очень тонко чувствуя её, для того и сделал ту лысину как бы торчащей к нам из полотна.

    Теперь, если б не биографическая магия того, что Репин на Украине родился и Украину любил, о чём и словами писал не раз, там – из политической ненависти ко всему русскому – предали б анафеме и эту картину. В самом деле: ведь воспевать простую ценность мига – это не исповедовать идеал Пользы. А это ж страшно заразительно для народа со славянским всё же менталитетом, в котором бытийность преобладает над категорией собственности даже в строе языка (у немцев их дети имеют голову, а у славян та у них есть). Так что глубоко “свидомые” (а в сущности, вестернизирующиеся) граждане Украины образца после 2014 года, может, и дойдут когда-нибудь до соответствующей реакции на насмешку Репина над историческим жанром, касавшимся их “священного” запорожского казачества. И плевать им будет на верность человеческого типажа, на точность одежд и оружия и на типичность отношения к супостатам. Они найдут, как отшлёпал Репина Бенуа:

    "Обзор всего творения Репина в целом заставляет нас хоронить одну из самых драгоценных иллюзий” (Бенуа. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/25990/ogl.shtml). И т.д. и т.п.

    И вот, для примера, одна из похвал живописному достоинству по-настоящему исторической картины (“Боярыне Морозовой” Сурикова): "В пышном соцветии красок толпы, сложенных в плавный певучий узор, остроугольное пятно черных одежд Морозовой воспринимается как диссонанс, погребальный аккорд среди праздника - эхо чужого, прошедшего мира. Раскол для Сурикова - не только отошедшее в прошлое историческое происшествие, но повторяющееся событие русской истории - событие, в котором всякая новая эпоха может узнать себя. Переломность - не момент, а постоянное свойство русской истории” (Алленов. С. 221).

    А являются ли историческими картины (раз уж мы параллелим Россию и Украину) о недавней украинской революции Достоинства?

    Олексій Белюсенко. Щоденник екстреміста. 2014.

    Впрочем, “Дневником экстремиста” называется выставка его картин, которые все без названия. И это не зря. Потому что художнику внятно нечего сказать (соответственно сделанности, ненатуральности всей революции, что и по позам “революционных” людей видно: им противостояли мирные, можно сказать, милиционеры, у которых был приказ просто стоять, гореть, получать удары и не пропускать протестующих к правительственным зданиям, что те и выполняли, а “революционеры” над ними издевались). Весь цикл картин такой же – безликий, и невнятный. Но живописно, цветом, настроение – гнева – выражено. Лапидарная двухцветность (свет и тьма) – смутно действенны.

    Но как же подходит к этой живописи сдержанный гнев Алленова:

    "Искусство как жизнь и чувство формы, требующее воспитания глаза и руки, заслоняется искусством воспитания гражданских чувств путем репродуцирования “сюжетов жизни”, от одного вида которых ждут “полезного воздействия” - полезного именно в смысле приобщения к гражданским чувствам, главным образом к чувствам “гнева и печали”. Следствием этого явилось по большей части разительное несоответствие проблемной напряженности замыслов и намерений уровню исполнительской культуры, да и попросту техническому умению. Но ограниченность в плане исполнительском не могла не оказывать обратного воздействия на план содержания. Например, бросается в глаза однотипность иконографических схем…

    Верность “правде жизни” в ее главным образом отрицательных проявлениях, способных будить гражданскую совесть, приобретала характер религиозного служения с неизбежным для неофитов оттенком фанатизма, подавляющего свободу критического суждения о художественных достоинствах, создаваемых в порядке такого “служения” произведений. К этому прибавлялся догматизм, ограничивающий широту отзывчивости к явлениям, лежащим за пределами “священной” правды жизни, диктуемой злобой дня. Живописное полотно для исповедующих этот эстетический кодекс являлось чем-то вроде гражданской иконописи. И совершенно так же, как и в отношении настоящей иконописи, ценность изображения полагалась вовсе не в его эстетическом, художественном достоинстве.

    Однако в таком заострении пафоса, которое влечет за собой сначала нейтрализацию, потом нечуткость, потом огрубление собственно эстетических качеств живописи, можно усмотреть и другое, а именно стихийное, а потому несвободное проявление определенного формально-художественного принципа, присущего жанрам публицистической риторики. Одной из ее предельных форм в изобразительном искусстве нового времени является, например, плакат” (С. 199 - 200).

    И ведь и это всё (на Украине) есть жизнь духа, а не жизнь тела. Но как глубоко она фальшива! Ибо движима интересами тела. Ибо революция Достоинства движима целью достойной жизни, такой, какою она вестернизирующимся видится у среднего класса на Западе.

    3 декабря 2014 г.

     

     

     

     

     

     

     

11.12.2014
14:20

Жизнь духа и жизнь тела.

    До каких тонкостей доходят художники в своих драмах… Вот жил-был такой Клодт. Рисовал в академическом стиле (вырисован каждый листочек). Влюблён в красоту . . .

10.12.2014
21:07

Горловские рассказы.

    Я боюсь, чтоб эти рассказы не затерялись. Но так как не моё дело произведения искусства перепечатывать, я их сопровожу кратчайшим комментарием, касающимся . . .

01.12.2014
20:51

Злоба критика на критика.

    Я понимаю читателей, которым я надоел. Они наперёд знают, к чему я сведу очередной разбор: как бы к политическому доносу. Ну так этот опус я пишу для меня ещё не . . .

28.11.2014
16:06

До краха СССР оставалось - сколько там? - лет.

    Так случилось, что я не ожидал, что рассказ "Листья” Куклина такой короткий. И потому после прочтения мне понравилось то, что при чтении раздражало: длиннейшие . . .

26.11.2014
19:31

Я волком бы выгрыз...

    Íедогматизм. А догмы, - я б хотел, - чтоб были приняты мои. (Я хочу говорить о Климте.) Одна догма, что большие художники выражают свою философию жизни. Другая, что . . .

26.11.2014
15:22

"Троица" Рублёва - не икона.

    Íу вот написано, что голубизна на иконе важна для понимания замысла иконы. Живоначальная Троица. 1410 — 1420-е годы. Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. . . .

25.11.2014
10:26

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

25.11.2014
10:22

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

14.11.2014
20:02

Ложь рождает ложь.

    Или это кажимость? Или самообман┘ Я не знаю, какое слово подобрать, и это требует самовыражения. Да, представьте, √ самовыражения. Вот так, наверно, и произведения . . .

08.11.2014
17:01

Опять этот Чехов.

    Опять, потому что мне заказали написать про ⌠Хамелеон■ 1884 года. Нудный Чехов. Я смею так написать, потому что меня просветили (Шалыгина), что метод Чехова √ . . .

08.11.2014
13:32

И это тот самый Коржев...

    И это тот самый Коржев, "Встань, Иван". 1997. что нарисовал когда-то триптих ⌠Коммунисты■? Да. Не использовали коммунисты тот потенциал, что был в русском народе, . . .

07.11.2014
12:28

Фантазёр.

    Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что . . .

05.11.2014
16:43

Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?

    Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове ⌠Гренада■, как звонкие согласные. А внелитературного доказательства . . .

02.11.2014
13:25

Грешен!

    Грешен я в самонадеянности. Мне столько необычностей случилось обнаружить в связи с произведениями искусства, что я, наверно, тайно от себя самого зазнался . . .

31.10.2014
14:56

Марчук и морок.

    Хотелось найти что-то такое невероятное, а его, может, и в природе не существует. Марчук. Картины Марчука как-то магнетизируют и озадачивают. Не то, чтоб . . .

30.10.2014
12:11

Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.

    Укра©на це сука, яка ©сть сво©х щенят. ╡ван Степанович Марчук. Эпиграф √ слова человека не простого, одного из сотни величайших гениев современности по версии . . .

28.10.2014
14:25

Улётный.

    Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если . . .

28.10.2014
11:05

Стихия изовранья на Украине или?..

    ┘или закономерный процесс оформления искусством эпизода недавнего спасения от уничтожения украинскости? Есть такая теория происхождения героического эпоса . . .

25.10.2014
18:40

Кавалеридзе и нынешнее этногосстроительство на Украине.

    Несмотря на то, что замысел Ленина (начать Мировую революцию со слабого звена капитализма, с России, в расчёте на догонящие Россию революции в Западной Европе) . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100