TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут. Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и . . .

11.12.2014
14:20

Жизнь духа и жизнь тела.

    До каких тонкостей доходят художники в своих драмах… Вот жил-был такой Клодт. Рисовал в академическом стиле (вырисован каждый листочек). Влюблён в красоту . . .

10.12.2014
21:07

Горловские рассказы.

    Я боюсь, чтоб эти рассказы не затерялись. Но так как не моё дело произведения искусства перепечатывать, я их сопровожу кратчайшим комментарием, касающимся . . .

01.12.2014
20:51

Злоба критика на критика.

    Я понимаю читателей, которым я надоел. Они наперёд знают, к чему я сведу очередной разбор: как бы к политическому доносу. Ну так этот опус я пишу для меня ещё не . . .

28.11.2014
16:06

До краха СССР оставалось - сколько там? - лет.

    Так случилось, что я не ожидал, что рассказ "Листья” Куклина такой короткий. И потому после прочтения мне понравилось то, что при чтении раздражало: длиннейшие предложения (47, 51, 52, 56, 64, 79, 99 слов), которые мне приходилось перечитывать, и впаривание в сферу сознания четырёхлетнего ребёнка слов, которых у него не могло быть (резной, сумрачных, пряного…).

    И ещё после чтения я лишний раз восхитился прозрению Выготского, что художник стихийно выражается противоречиво. В “Листьях” – закономерность приводит к финалу неожиданно и случайно.

    Для того, собственно, и эти длиннейшие предложения, и эта суперконкретность (я подчеркну её в примере):

    "Поэтому Вовка уже давно привык молчать в минуты материнского гнева, затаиваться и, вжимая в плечи голову, ждать, пока она выговорится, сядет на постель и скажет, что устала от этих чертовых уроков, от этих олухов-тувинцев, не умеющих понять в шестнадцать лет даже таблицы умножения, от идиота-директора, который больше занят тем, чтобы угодить какому-то дядьке по имени РайОНО, чем порядком в школе, на хабалку-Нинку, которая отбирает целую сотню из ее четырехсотсемидесятирублевого оклада, да еще пользуется их с Вовкой дровами, которые ей, как сельской учительнице, выписывают в леспромхозе бесплатно, а потом рабочие за две бутылки водки раскалывают их топорами”.

    Если автор знал трагическую развязку (ему свою короткую трагедию, оказывается, рассказала прототип этой матери) – зачем размазывал? – А затем, что художник. Для этого “выготского” дразнения чувств – и ложные ходы-предварения (несчастья с маленьким ребёнком, которые неизбежны, если ребёнок оставляется один). Они даны мимоходом. Например, чего только ни рассказано про мост-ель, с которой Вовка упадёт в реку: и когда дерево свалили (о чём Вовка понятия не имел), и когда по нему обычно ходили люди, и когда и зачем к нему приходили. Это всё затем, что Вовку-то люди не пускали на мост-ель, ну так он пришёл, когда нет людей…

    Так должен же был утонуть, раз нет людей? Ляп!

    А автору что? Ну "рядом оказались…”

    Это как суперконкретности из предыдущего примера или как понятие "пряного” - все в сфере сознания четырёхлетки. Тоже ж ляпы, вроде…

    А, может, они нарочно, авторски-стихийно нарочно. К трагедии-то должна вести общая нехорошесть вокруг. Её не знает четырёхлетка, но её знает автор. Вот последний и впаривает ребёнку несвойственное ему. – Такой слабо осознаваемый (и писателем, и читателем) раздрай, предпосылка трагедии. О ней, собственно, читателю можно сразу догадаться (и даже догадываешься, когда случилась первая беда, когда "Вовка приходил сюда [к мосту-ели] сам и ковылял по стволу туда-сюда. По два раза на дню”). И всё-таки окончательная трагедия случилась неожиданно.

    Уже мать запирать его дома стала, уходя… - Так совсем невероятное – он и дома погиб. Это ж тоже – противоречие. Нет, не пожар устроил. Это было отработано в порядке предварения (случай с китайским фонариком со свечечкой внутри; а попутно – всё нагромождение-отвлечение с колоритными тувинцами). Вовка погиб из-за… стояния на табуретке перед окном. – Невероятно.

    Зато художнически верно – путём наибольшего сопротивления.

    Браво Выготскому и Куклину, стихийно, как по наитию, исполняющему то, что требуется, чтоб быть художником (что и открыл Выготский).

    И это у Куклина – реализм, открытие в социуме того, что есть, но социум его ещё не видит. Куклин сам не осознаёт, а подсознание заставило его за рассказанную ему трагедию ухватиться, чтоб выразить – неосознаваемо, повторяю, – скорую трагедию страны.

    Ну, может, это реяло в воздухе. Тогда всё создаваемое в искусстве, чего-нибудь стоящее, сюжетно заканчивалось плохо. Может, Куклин чувствовал этот мейнстрим (основное течение).

    Но нам какое дело, пионер он или последователь. Нас, читателей рассказа. подразнили – это и есть испытание сокровенного мироотношения, род эстетического наслаждения.

    И вот Куклин, выпускник Литературного института, и там не преподавали теорию художественности по Выготскому… И, наверно, правы. Там же не на критиков учили… А художник должен стихийно противоречиями выражаться, иначе он будет штукарь.

    Я когда-то читал второклассникам лекцию об одной картине Шишкина. Так я им сказал, что художник, почти как собака, не может сказать словами и потому выражается образами. До меня, уже знавшего про Выготского, как-то не дошло, что ещё одним способом выражать себя является противоречивость.

    Так браво недопонимающим и недоосознающим.

    28 ноября 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
318883  2014-11-28 16:17:19
Воложин
- Куклину.

Я меняю своё мнение о вас-писателе. Нельзя-таки было судить по трём абзацам. Всё-таки единицей в литературе является произведение. Надо дочитывать до конца.

Плюс лишний раз доказывается, что человек в искусстве и человек в остальной жизни – это разные, зачастую, люди. Насколько духарящегося в ДК вас нельзя принимать всерьёз, настолько – по крайней мере когда-то – вы кое-чем были-таки.

Не извиняюсь. Всё было естественно.

336713  2016-08-22 10:12:21
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Спасибо Куклину.

Он побудил меня увидеть ошибку. И. Я на своём сайте в статье ставлю красную звёздочку над словом «трагедию» (раз), над статьей переставляю другую синусоиду (два), под статьёй помещаю сноску красным цветом (три). Содержание сноски такое:

*- Откуда же вам найти ума, чтобы сопережить мальчику-гою из Сибири.

- Автор, как оказалось, вне литературы оказался человеком с отвратительными качествами. Но в данном крике его есть серьёзная нота, стоящая обсуждения. – О возбуждении чувств читателя писателем и о сопереживании читателем этих чувств. Изображая трагедию, автор, казалось бы, прав, ожидая от читателя слёз или ещё какого-нибудь внешнего проявления сочувствия по поводу смерти героя.

Тут, однако, есть два «но».

Одно описывается Белинским:

«И вот опускается занавес: Гамлет погиб, Офелия погибла, король также; нет ни доброго, ни злого -- все погибло. Какое мучительное чувство должно бы возбудить в душе зрителя это кровавое зрелище! А между тем зритель выходит из театра с чувством гармонии и спокойствия в душе, с просветленным взглядом на жизнь и примиренный с нею, и это потому, что в борьбе конечностей и личных интересов он увидел жизнь общую, мировую, абсолютную, в которой нет относительного добра и зла, но в которой все -- безусловное благо!..» (http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1180.shtml).

(Я б только Белинского, извиняюсь, уточнил: благо в этой трагедии предполагается восторжествующим не как бы непосредственно с вот-вот наступящим воцарением Фортинбраса. Тут у Шекспира не наивный оптимизм и даже не исторический, а сверхисторический, ибо слишком уж всё тут было плохо: «Век расшатался», - в переводе Лозинского, «Век вывихнул сустав», - в переводе Пастернака).

От такого не плачут. Не сочувствуют. Тут переживание изощрённее. Его называют катарсисом. Или возвышением чувств.

И тут – произведение маньеризма.

Другое дело, что я ошибся, назвав «Листья» произведением реалиста.

Над произведением реалиста тоже не плачут.

Например, кто плачет над «Станционным смотрителем»? – Только люди с неразвитым эстетическим вкусом. А люди с развитым переживают опять катарсис, опять возвышение чувств. На этот раз не по поводу сверхисторического оптимизма, как от «Гамлета», а по поводу того оптимизма, который ошибочно описал Белинский для «Гамлета»: да, жизнь не управляется Добром, но и не всё в ней Зло. Дуня счастлива в личной жизни, например.

В «Листьях» – всё беспросветно. Оно – тоже произведение маньеристского типа.

Это всё было об одном аспекте читательского переживания.

Теперь о втором.

Социализм в СССР был лживый. Настоящим бы он был, если б с каждым днём всюду бы прибавлялось самоуправления. А был, наоборот, – тоталитаризм.

Из-за лживости социализма, который строили в СССР, было два следствия для деятелей искусства: 1) или действительность осуждать и идти, в итоге, к маньеристскому типу искусства (что и сделали «деревенщики» и мн.др.), 2) или уйти из неприкладного искусства в прикладное (призванное усиливать заранее знаемые чувства; из-за чего оно понятнее эстетически необразованным массам, да и вообще эффективнее насчёт вызывания сопереживания, что создаёт у иного писателя впечатление эстетической успешности).

Лживая власть настаивала на утилитарности искусства (иное именование искусства прикладного), в частности – на его моральности.

И писатели совращались. Сознанием. (Которое у Куклина в его процитированном возражении и отразилось.)

Под влиянием подсознания он выдал произведение неприкладного искусства. Антивластное. И смутно чувствует, что вот это-таки Что-то: «Рассказ этот я бы даже признал гениальным». Но… Подсознание тем и отличается, что сознание его не знает. Вот сознание и выдало процитированный упрёк. Ошибочный.

26.11.2014
19:31

Я волком бы выгрыз...

    Íедогматизм. А догмы, - я б хотел, - чтоб были приняты мои. (Я хочу говорить о Климте.) Одна догма, что большие художники выражают свою философию жизни. Другая, что . . .

26.11.2014
15:22

"Троица" Рублёва - не икона.

    Íу вот написано, что голубизна на иконе важна для понимания замысла иконы. Живоначальная Троица. 1410 — 1420-е годы. Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. . . .

25.11.2014
10:26

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

25.11.2014
10:22

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

14.11.2014
20:02

Ложь рождает ложь.

    Или это кажимость? Или самообман┘ Я не знаю, какое слово подобрать, и это требует самовыражения. Да, представьте, √ самовыражения. Вот так, наверно, и произведения . . .

08.11.2014
17:01

Опять этот Чехов.

    Опять, потому что мне заказали написать про ⌠Хамелеон■ 1884 года. Нудный Чехов. Я смею так написать, потому что меня просветили (Шалыгина), что метод Чехова √ . . .

08.11.2014
13:32

И это тот самый Коржев...

    И это тот самый Коржев, "Встань, Иван". 1997. что нарисовал когда-то триптих ⌠Коммунисты■? Да. Не использовали коммунисты тот потенциал, что был в русском народе, . . .

07.11.2014
12:28

Фантазёр.

    Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что . . .

05.11.2014
16:43

Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?

    Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове ⌠Гренада■, как звонкие согласные. А внелитературного доказательства . . .

02.11.2014
13:25

Грешен!

    Грешен я в самонадеянности. Мне столько необычностей случилось обнаружить в связи с произведениями искусства, что я, наверно, тайно от себя самого зазнался . . .

31.10.2014
14:56

Марчук и морок.

    Хотелось найти что-то такое невероятное, а его, может, и в природе не существует. Марчук. Картины Марчука как-то магнетизируют и озадачивают. Не то, чтоб . . .

30.10.2014
12:11

Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.

    Укра©на це сука, яка ©сть сво©х щенят. ╡ван Степанович Марчук. Эпиграф √ слова человека не простого, одного из сотни величайших гениев современности по версии . . .

28.10.2014
14:25

Улётный.

    Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100