Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.11.2013 |
|
|||||||||||||||||
10.11.2013 |
|
|||||||||||||||||
03.11.2013 |
Всё проходит. А унижение народа?..
|
|||||||||||||||||
01.11.2013 |
|
|||||||||||||||||
20.10.2013 |
|
|||||||||||||||||
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
|||||||||||||||||
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
|||||||||||||||||
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
|||||||||||||||||
04.10.2013 |
|
|||||||||||||||||
03.10.2013 |
|
|||||||||||||||||
21.09.2013 |
|
|||||||||||||||||
14.09.2013 |
|
|||||||||||||||||
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
|||||||||||||||||
08.09.2013 |
|
|||||||||||||||||
05.09.2013 |
Почему гениально "Слово о полку Игореве".
Странное это ⌠Слово■. Автор открыто играет тем, как ему рассказать: то ли по-старому, то ли по-новому. И √ никакой логики. Если по-старому, так, вроде б, по Бояну. А по Бояну √ это растекаться мыслью по древу. Плохо то есть. И начинал Боян издалека. Что тоже плохо. И что в результате мы видим в собственно начале? √ ⌠Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера┘■. √ Здрасьте. Тоже ж издалека. Чего было обхаивать Бояна? Или вот. Боян √ краснобай: ⌠своя вещиа персты на живая струны воскладаше; они же сами князем славу рокотаху■. А что с собственно повествованием? √ ⌠Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя полкы на землю Половецькую за землю Руськую■. √ Ого, как высоко взято! Совсем же, как былой Боян-краснобай и киевского князя прославитель┘ - А чего прославлять-то теперь, если поход провалился?!. Или потому и прославлять, что замыслен был поход по большому счёту с патриотической целью, коллективистской: ⌠за землю Руськую■? Поход только по малому счёту был замыслен плохо √ ради потехи индивидуализма: ⌠ищучи себе чти, а князю славе■ (⌠себе ища чести, а князю славы■). Но где ж это ⌠плохо■ в тексте видно? √ Только когда про поражение речь зайдёт?.. Или┘ Может, в том и видно плохое, что по-Бояновски, но теперь √ это по-пустозвонски в итоге получится: ⌠О Боян, соловей старого времени! Вот когда бы ты, соловей, эти полки щекотом своим воспел┘ ⌠Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги в Путивле ■■. То есть, если б это было время Бояна, когда ещё не было феодальной раздробленности (и потому Боян-то и славил да славил, что то было время единства и побед), то ВСЕ б выступили против половцев, а не только из Игорева Путивля (он стоит на реке Сейм), как теперь, во время действия ⌠Слова■ (ну и из Курска брат присоединился, и всё). Выступили б и из Новгорода Северского (на реке Десне), и из Киева, и с берегов Сулы┘ То есть, в ⌠Слово■ заложено чуть не в каждую фразу противоречие: 1) славословие о 2) том, что недостойно славы по былому, большому счёту. Ну, например, ближайшее: ⌠Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй-тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи. Седлай, брат, своих борзых коней, - мои давно у Курска стоят наготове. А мои куряне - дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле┘"■. Бум-бум тратата! А чем кончен абзац? √ ⌠себе ища чести, а князю славы■. Пусто-пусто. То есть, оно, конечно, не пусто √ оно звонко. А точнее: пустозвонство √ это результат столкновения пусто (2) и звонко (1). Трудно понимать былую феодальную раздробленность человеку, русскому по духу. Русь так настрадалась от натиска со всех сторон когда-то, что аж в менталитет вошла государственность. А тут, в ⌠Слове■, время как раз не такое. Князьям, каждому, хочется потешиться своей независимостью. Их же подпевалам, гуслярам, боянам нынешним, надо князей и дружину княжескую в их прихотях тешить и хвалить. Гусляры в первую очередь от этого сословия кормятся. Вот и поют соответственно: ⌠"┘А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!"■ Этакая лёгкая прогулка к слабакам. ⌠"Хочу, - сказал, - копье преломить у степи половецкой с вами, русичи!.."■ Хоть бы и вопреки дурному предзнаменованию: ⌠Запала князю дума Дона великого отведать■. Ндрав свой потешить √ пожалуйста. Насладиться бегством потревоженного народа-слабака √ пожалуйста: ⌠А половцы дорогами непроторенными побежали к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные■. Пограбить этих половцев, понасиловать их девок √ пожалуйста: ⌠┘рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты■. Поиздеваться над побеждёнными √ пожалуйста: ⌠Ортмами, япончицами и кожухами стали мосты мостить по болотам и топким местам - и всяким узорочьем половецким Червленый стяг, белая хоругвь, червленый бунчук, серебряное древко - храброму Святославичу!■ Но. То √ пение сказителя как бы подневольное. Сам он чужд потех удельного князя и его дружины. И не прочь поучить новых, не Игоревых, дружинников и других князей √ другому, своей мудрости. И √ капает и капает сказитель свои капли дёгтя в бочку мёда. Для того и взялся воспеть именно тот поход, который не был победоносным. Мало того √ годился и факт солнечного затмения, который был то ли после поражения Игоря, то ли перед. Но сказителю понадобилось, чтоб не только перед, но и перед самим выступлением в поход √ лишний упрёк горе-полководцу: ⌠┘себе ища чести, а князю славы". Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться■. Это что ж: посчитаться с плохим знамением есть ⌠в полон сдаться■? √ Трёп же! Пустой княжеский трёп. Сказитель выдал Игоря потомкам, своим слушателям и читателям, на поругание со всей его безумной (бездумной) храбростью, столь чтимой в военном сословии. Хитро выдал. Под видом традиционной, мол, подбадривающей речи Игоря перед походом (он-де, сказитель, не виноват; он-де точен, по-новому, а не ⌠старыми словесы■ поёт, с фантазией, пусть и соответствовавшей у Бояна когдатошней победительности нераздробленного государства, но √ с фантазией). От предзнания, что поход потерпит сокрушительное поражение призыв: ⌠Лучше в битве пасть■, - выглядит обратно. Вот эта вибрация на каждой строчке прямого и обратного и составляет гениальность произведения. Восхваление рыцарской доблести (тем более остро переживаемой, что она упивается ещё и свободой от сюзерена) и негатив по отношению к ней же, сталкиваясь везде в тексте, озаряют любовью к своей огромной и неделимой родине во времена, когда эта любовь была по сути в загоне в военных элитах удельных княжеств, сословии, определившем трагическую историю страны. Так и кажется, что и её предвидит автор мимо пока-победительности: ⌠Игорь к Дону воинов ведет. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!■ Ведь погибшие будут с обоих сторон┘ √ Нет. Что певцу до чужих! Он только о своих стонет. (Вот вам уже и нет негатива к своим дуракам.) Есть какая-то сладость в дразнении противочувствиями. И хочется себя ещё и ещё дразнить. По-новому. Для этого √ сюжет. Подразнили чувства в победе √ переходим к дразнению в поражении. Сперва √ в его предчувствии: ⌠На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! <┘> О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!■. Потом √ в самом бою: ⌠┘засевалась и росла усобицами, погибала отчина Даждьбожьего внука в крамолах княжих век человечий сокращался. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы себе деля, а галки свою речь говорили, лететь собираясь на поживу. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано. С утра раннего до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, стучат сабли о шеломы, трещат копья харалужные в степи незнаемой, посреди земли Половецкой. Черная земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле■. Всем былым поражениям не чета поражение Игоря┘ Это √ осуждение его. Вот, что значит наследие земли, которая ⌠засевалась и росла усобицами■. Нет, была, была, конечно, и хвала упоению в бою: ⌠Яр-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калеными шлемы аварские тобою, яр-тур Всеволод!■ Но и в это упоение в бою сумел певец ввернуть своё ⌠фэ■: ⌠Что тому раны, братья, кто забыл и жизнь, и почести, и город Чернигов, отчий золотой стол, и милой своей красной Глебовны свычаи и обычаи!■ Певец √ пораженец? Нет. Он просто выше сословной морали, - озаряет вас. Но скорбь поражения у этого чуждого воинству певца такая, словно он сам воин. Однако поучение из поражения он извлекает как чуждый этому сословию. Поучение ВСЕХ князей избивает┘ Не Игоря! Игоря корят┘ иноземцы: ⌠Тут немцы и венециане, тут греки и морава поют славу Святославу [отцу Игоря, в бытность умевшему держать вассалов в подчинении], корят князя Игоря, что добычу утопил на дне Каялы, реки половецкой, золото свое рассыпал. Тут Игорь князь пересел с седла золотого, а в седло невольничье■. В чём дело? А в том, что (так уж фактически случилось) Игорь не только в плен попал, но и сбежал из плена. А за битого двух небитых дают. Надежда на Игоре сосредоточена. Чья? Сказителя? В первую очередь его. Он для того и затеял петь во славу всё же Игоря. Его страшенное поражение, может, встряхнёт удельных князей и опять объединится Киевская Русь. Тут он без всякого противочувствия даёт свою мечту: старый киевский князь Святослав видит такой страшный сон в связи с поражением своих двух сыновей, что обращается к остальным великим князьям с призывом отомстить. Уж там ошибка или нет, но прямая речь Святослава перетекает в речь певца. И в тех речах обозревается такая великая сила земли Русской, что┘ Плачем Ярославны эта мощь обрывается. √ Тоже противочувствием к мощи оказывается. И┘ словно Бог услышал Святослава и Ярославну: Игорь бежит из плена. √ Надежда начинает расцветать. Нет худа без добра! Кажется, сама воля народа, воля отличающаяся от воли воинского сословия, склонного к усобицам, заставит это решающее сословие взяться за ум┘ И √ появляется┘ Боян. Это, наверно, певец опять решил петь в стиле Бояна, певца времени единовластия Киева на всей Руси. Он √ в надежде, что князь Игорь √ голова теперь будет Русской земле: ⌠Солнце светит на небе - Игорь князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Страны рады, города веселы■. Противочувствия полностью исчезают. Идёт простое заражение слушателя и читателя чувством сказителя. Как в той лирической песне: если я тебя придумала, стань таким, как я хочу┘ Только та √ грустная, а эта, у сказателя, √ повеселела. Народ, мол, всему голова. 5 сентября 2013 г.
|
|||||||||||||||||
02.09.2013 |
|
|||||||||||||||||
29.08.2013 |
Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".
|
|||||||||||||||||
22.08.2013 |
|
|||||||||||||||||
18.08.2013 |
Трагедия Просвещения и Бетховена.
|
|||||||||||||||||
16.08.2013 |
Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"