TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма.

    Подозрение возникло любопытно. Я послал своему вечному оппоненту смешной диалог, на который наткнулся в интернете (про ⌠Суд истории■):

    Сванидзе:

    - Да в Советском Союзе туалетной бумаги не было! О чем говорить?!

    Кургинян: 

    - Зато в Советском Союзе космос был! 

    Сванидзе:

    - Да кому это нужно?! 

    Смех заключался в том, что мой вечный оппонент, перешедший на сторону капитализма, истерически теперь причитает, - как это ни смешно выглядит, - что отсутствие туалетной бумаги в СССР являлось характернейшим признаком загнивания строя.

    Мне смешон был этот выдуманный диалог со Сванидзе тем, что автор выдумки повторял меня, взявшего когда-то (см. тут) эпиграфом похожие слова скрытого коллаборациониста в пользу американского глобализма:

     

    A krizis √ permanentnii √ ibo esli v 63 godu ne bilo hleba, to tualetnoi bumagi ne bilo nikogda, a v 82 godu ne bilo mila.

    Американец, ставший им

    ещё до эмиграции в США.

    Начала просматриваться типичность туалетной бумаги для прокапиталистов с их ориентацией на низкое, если одним словом. Она подтвердилась при первой же проверке в интернете (я результат проверки тоже послал своему вечному оппоненту):

    Из сайта с названием ⌠Деньги √ это счастье!■

    http://margaritai.blogspot.nl/2011/05/blog-post_26.html

    Оппонент в ответ на мою посылку огрызнулся, что диалог грубый. И сослался на своего соратника, мол, по диссидентству Визбора: у того-де изящней дана пощёчина строю, смевшему соревноваться с капитализмом:

     

    Зато мы делаем ракеты,

    И перекрыли Енисей,

    А также в области балета

    Мы впереди планеты всей!

    Ну что скажешь?

    Я эту песню Визбора не слышал. Ну так получилось. Ну, кроме того, было, было такое явление в левом диссидентстве, что из него со временем уходили люди в правые диссиденты. Как из ГДР бежали мещане в ФРГ, а наоборот √ нет. Ну с Окуджавой я уже пролетел было (см. тут), с Кимом √ тоже (тут). √ ⌠Теперь очередь √ с Визбором?■ - подумал.

    Вы не знаете, что такое левое диссидентство? √ Его ещё иначе и широко называли шестидесятничеством. Самым, по-моему, ярким явлением его было движение КСП (Клубы Самодеятельной песни). Точнее, левое его крыло, в котором, поначалу, было большинство участников. Они были, грубо говоря, за Окуджаву (ещё не переметнувшегося тогда к правым), а меньшинство √ за Галича. Движение было даже несколько подпольным, ибо притеснялось со стороны КГБ. Из-за этого оно не было широко известно (я, например, долго не знал). Да и идейно похожие (см. тут) неформальные молодёжные движения были мало известны: поисковики (сперва √ металла войны, а потом √ незахороненных солдат), коммунары (с культом самоуправления), интера (крутой туризм под флагом подготовки партизанских отрядов для заброски в помощь повстанцам Латинской Америки). Из-за малой известности левого диссидентства мой упоминавшийся вечный оппонент позволяет себе сейчас говорить даже о несуществовании его в стране. Его не смущает существование меня, которого он знает со своего детства (ну пусть я был стихийным и ни в какие структуры движений не входившим), моей жены (входившей), её друзей по движению┘ √ Так это у него результат полемического задора. Столь метко осмеянного сочинителем про залетевшего Сванидзе.

    У меня нет такого залёта с неслышанием упомянутой песни Визбора (ну так случилось). И┘ кто его, Визбора, знает, в конце концов. Как говорится, бывает и на старуху проруха┘ Мой вечный оппонент всерьёз же возразил и не написал же ⌠балету■, - песня, оказывается, шуточная (слушать тут): там сидят-бухают два, афроамериканец и наш, один темней другого.

     

    Вот я, грю, гэ, делаю ракеты,

    Перекрываю Енисей,

    А даже в области балету

    Я впереди, грю, планеты всей.

    Весь трагизм левого диссидентства, что он не вырвался в теорию возрождения анархизма (без-властия, само-властия). Раз. И что он оказался преждевременным для человечества. Два. Человечество в 1964 году (год создания песни Визбором) ещё не знало про угрозу глобального экологического кризиса от перепроизводства и перепотребления. Даже Медоуз, открыший человечеству эту перспективу на цифрах, сделал это только через 10 лет. Более того, человечество Медоузу так до сего дня и не поверило. √ Вот Визбор и вынужден был сдачу американцами лидерской позиции в прогрессе отдать опьяневшему негру, а свою программу замены неограниченного материального потребления неограниченным духовным отдать подвыпившему технологу Петухову:

     

    Проникся, говорит он, лучшим чувством,

    Открой, говорит, весь главный ваш секрет!

    Пожалуйста, говорю, советское искусство

    В наш век, говорю, сильнее всех ракет.

    Нет, не то, чтоб Визбор всё это понимал так, как сухо сформулировал в двух строчках я. Нет, конечно. Но в подсознании Визбора что-то такое сидело. √ Вот и вышло наружу. Не без глубоко-глубоко запрятанной горькой усмешки по поводу себя самого и своих единомышленников.

    Иного пути, чем √ скажем так √ визборовского, у человечества нет. И в первую очередь американцы, лидеры материального прогресса, должны б понять, наконец, что значит их ураган ⌠Кристина■ и подобные, никогда прежде не случавшиеся экстремумы погоды.

    Но никакая моральная деградация их, американцев, не проймёт:

     

    Потом мы с ним ударили по триста,

    Он, представьте, мне и говорит:

    В российских селах не танцуют твиста,

    Поэтому здесь неприглядный вид.

    Ведь до маразма ж дошли за полвека с тех пор, до пропаганды однополых браков. Не то, что этот песенный африканец, признавший-таки первенство балета и СССР. А начиналось же всего с лёгкой музыки. Нет √ с принципиальной началось направленности капитализма на низкое, низменное. Символизируемое туалетной бумагой.

    Перепил в 1964 году в песне Визбора советский антисоветского┘ А реально с тех пор советское рухнуло. Так, может, благословить ностальгию по нему? По его высокому┘

    Не в деньгах счастье.

    8 сентября 2013 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
308108  2013-09-08 16:43:40
Л.Лилиомфи
- Песенные тексты Ю.Визбора.

Уважаемый С.В., Вы выступили, как лит-ный обозреватель некоторых песенных текстов Ю.Визбора. Но всё в Вашем обзоре свелось к незабвенным 4-м строчкам:

Зато мы делаем ракеты / И покоряем Енисей,

А также в области балета / Мы впереди планеты всей.

Чудесно, трогательно, незабываемо. Но сей текст известен и обыгран в пародиях-перепевах на сотни раз. Просто ещё раз спасибо за обращение к Ю.Визбору. Но отвлекитесь от этих прописей и проанализируйте, п-ста, совсем незапетый текст его песни - А будет это так :

--

А будет это так. Ю.Визбор

http://video.mail.ru/list/atcm/1829/1838.html

А будет это так: заплачет ночь дискантом,

И ржавый ломкий лист зацепит за луну,

И белый-белый снег падет с небес десантом,

Чтоб черным городам придать голубизну.

--

И тучи набегут, созвездьями гонимы,

Поднимем воротник, как парус декабря,

И старый-старый пес с глазами пилигрима

Закинет морду вверх при желтых фонарях.

--

Друзья мои, друзья, начать бы все сначала,

На влажных берегах разбить свои шатры.

Валяться б на досках нагретого причала

И видеть, как дымят далекие костры.

--

Еще придет зима в созвездии удачи,

И легкая лыжня помчится от дверей,

И, может быть, тогда удастся нам иначе,

Иначе, чем теперь, прожить остаток дней.

-----

Вы прекрасно понимаете, что про Ракеты и про Енисей - это чисто "актёрская" песня от лица технолога Петухова. А приведенный выше текст - это лирика поэта Ю.Визбора. И здесь никакого актёрства - нет. А есть виртуозная метафорика ( "ржавый ломкий лист зацепит за Луну" ), тихая грусть уходящей молодости и несмотря ни на что вера, что:

--

Еще придет зима в созвездии удачи, / И легкая лыжня помчится от дверей.

А это - настоящее. А "в области балету" ... Это так, к слову сказалось.

308114  2013-09-08 21:45:27
Воложин
- Лилиомфи.

Спасибо за просьбу. Но. Как ни много я пишу, каждая статья для меня чудо, что что-то внятное смоглось стать сказанным. Это приходит неизвестно откуда.

Я, конечно, попробую. И счастлив буду, если что-то выйдет. Но может же и не выйти. - Так не обессудьте.

308132  2013-09-09 19:45:33
matvejyqp http://mail.ru/
- Интересно написано! С огромным уважением, Ваш преданный читатель Орест Денисович Балажинец из города Алдан. Завтра снова зайду. До встречи!

308142  2013-09-10 01:53:27
- Неужели это не пародия??? Очень уж пародийно звучит.

308149  2013-09-10 15:30:38
Воложин
- Ларисе.

А вы не заметили, что у людей с противоположными мировоззрениями то, что для одного ПЛЮС, для другого - МИНУС. И наоборот. Для одного - СВЯТОЕ, для другого - СМЕШНОЕ.

Я с вами противоположных мировоззрений. Вот вам и кажется пародией то, что для меня серьёзно.

Не все люди умеют понимать других по их, других, законам. Даже можно сказать, что большинство - не умеет. Вы, похоже, из этого большинства.

Правда, всепонимание, ╚всеотклик╩, - говорил Достоевский, - характерно русским. Но вы, видимо, - как персонаж из эпизода с эпиграфом в моей статье, - стали американкой ещё до эмиграции в Америку. - Естественно, что это не про вашу честь - понимать кого-то не по своим меркам, а по его.

Поняли вы теперь?

308150  2013-09-10 15:30:46
Воложин
- Ларисе.

А вы не заметили, что у людей с противоположными мировоззрениями то, что для одного ПЛЮС, для другого - МИНУС. И наоборот. Для одного - СВЯТОЕ, для другого - СМЕШНОЕ.

Я с вами противоположных мировоззрений. Вот вам и кажется пародией то, что для меня серьёзно.

Не все люди умеют понимать других по их, других, законам. Даже можно сказать, что большинство - не умеет. Вы, похоже, из этого большинства.

Правда, всепонимание, ╚всеотклик╩, - говорил Достоевский, - характерно русским. Но вы, видимо, - как персонаж из эпизода с эпиграфом в моей статье, - стали американкой ещё до эмиграции в Америку. - Естественно, что это не про вашу честь - понимать кого-то не по своим меркам, а по его.

Поняли вы теперь?

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100