Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.11.2013 |
|
||
10.11.2013 |
|
||
03.11.2013 |
Всё проходит. А унижение народа?..
|
||
01.11.2013 |
|
||
20.10.2013 |
|
||
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
||
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
||
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
||
04.10.2013 |
|
||
03.10.2013 |
|
||
21.09.2013 |
|
||
14.09.2013 |
|
||
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
||
08.09.2013 |
|
||
05.09.2013 |
Почему гениально "Слово о полку Игореве".
|
||
02.09.2013 |
Гений Тютчева. Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было мерило-занос художественности √ обязательная и полная нецитируемость художественного смысла с выражением этого противоречивыми элементами текста (цитируемыми). А Тютчев в такое мерило не укладывался. Спинной мозг чувствовал его гениальность, а никаких противоречий в пределах одного произведения не просматривалось. За редким исключением. √ Двуликая поэзия, - сделал я вывод и поместил для себя Тютчева в исключения из правила художественности. Исключение состояло в том, что противоречили друг другу не пары элементов в пределах одного произведения, а противоречили друг другу пары произведений. Одно целиком воспевало высокое, другое √ низкое. Разочаровался, мол, Тютчев во всём, а упасть до соответствующего маразма в форме ему не давала отсталость русской культуры от прогресса. Трудно оставаться и принципиальным, и совестливым. Или иначе: и принципиальным, и естественным. Теперь бы, мне кажется, я легко нашёл компромисс. Я б вычленил поэзию Тютчева в лирику, в философскую лирику, в средство для усиления эмоций, философских эмоций. И всё. Лирика √ это не идеологическое искусство, призванное противоречиями выражать подсознательное. Лирика √ это прикладное искусство, - ничего, что она тут приложилась к философии, - и ей в этом своём приложении не требуется противоречивость. (Жаль всё-таки, что такое неудачное словоупотребление сложилось для искусства, противопоставленного прикладному, √ идеологическое. Мало того, что слово ⌠идеологическое■ невозможно стало применять из-за опозоренности лжесоциализмом после краха этого лжесоциализма. Так вот ещё и эмоции ж бывают идейного, идеологического, политического, философского происхождения. И их, вполне осознаваемых, требуется усиливать. Так же и тянет применить к такой потребности словосочетание ⌠идеологическое искусство■. Ан нет. Нельзя. Идеологическое √ это для выражения подсознания предназначено. И, повторяю, применять же слово практически нельзя теперь. Чем его заменить? Тончайшим? В пику тонкому, прикладному, всё-таки искусству ещё, а не публицистике или иллюстрации? Или графоманству┘) Вот посмотрим на какое-нибудь стихотворение Тютчева.
Есть тут противоречие? Ценностное? Чтоб к одному лирическое я относилось так, а к другому √ этак? Человеческое отмечено словами с негативным оттенком: ⌠призрачной■, ⌠Разлад■, ⌠не то■, ⌠ропщет■, ⌠безответен■, ⌠Глас вопиющего в пустыне■, ⌠отчаянной■. Природное √ наоборот: ⌠Певучесть■, ⌠Гармония■, ⌠стройный мусикийский шорох■, ⌠Невозмутимый строй■, ⌠Созвучье полное■. √ То есть никакого ценностного противоречия нету. Всё, как на карусели, призвано как можно сильнее раскрутить эмоцию в интересах естественного. Одни слова, отрицательные, как бы толкают в одну сторону, другие, положительные, √ в другую. Но они толкают, ⌠стоя■ друг против друга. То есть √ в одном и том же, скажем, по часовой стрелке, направлении раскручивания действуют. Заводят совершенно определённую эмоцию: отказа от цивилизации. Видно, сильно достала. Или всё-таки это поверхностный подход? Ведь вопросительным знаком кончается стихотворение. Три вопросительных знака загнал Тютчев┘ Как бы порывы вон √ эти знаки √ вон из поверхностности┘ из воспетой только что естественности. И ещё и латинский эпиграф: ⌠Есть музыкальный строй в прибрежных тростниках■. Поразительно, как проигнорировал эпиграф Лотман в своей книге (см. тут). Ведь эпиграф утверждает то, о чём стоят вопросы в стихотворении: о наличии человеческой всё же гармонии, раз человеческое порождение, музыка, в эпиграфе. А Лотман акцентирует, наоборот, расхождение человечества с природой. Это книга Лотмана 1992 года. Можно ругать прежний строй как угодно. А он √ практически лживо, правда, √ тянул в высокое┘ Так это я говорю ⌠практически лживо■. А Лотман, видно, считал, что и теоретически лживо. Лотман, видно, изверился во всём и стал постмодернистом: всё √ пофиг. И таким видел и Тютчева, видно. А такому видению нельзя было ⌠пустить■ Тютчева в сверхбудущее, куда того явно утягивало столкновение упомянутых вопросов (1) с низким (2), - даёшь естественное! - пафосом лексики слов стихотворения. То есть у меня на ваших глазах получилось, что данное стихотворение вполне удовлетворяет принятому мною определению художественности (формульно выражаемом так: 1 + 2 = 3, где 3 √ нецитируемый катарсис, который, будучи осознан, означает такой художественный смысл: благое сверхбудущее человечества). Впрочем, почему так уж и нецитируем. Ведь эпиграф, призванный словами другого выразить то, что рвёшься как-то выразить словами своими, - ведь эпиграф это сверх- сумел же словами выразить-таки ⌠в лоб■. Даже надмирный латинский (язык умерший и всё же каким-то образом живой, вечный) ⌠в лоб■ работает на то же сверх-. Неожиданный для самого меня поворот дела. 1 сентября 2013 г.
|
||
29.08.2013 |
Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".
|
||
22.08.2013 |
|
||
18.08.2013 |
Трагедия Просвещения и Бетховена.
|
||
16.08.2013 |
Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"