TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.11.2019
12:39

На рожон

    Недавно случилось прочесть про большой скачок в Китае. Там были в отчаянии. СССР скатился в оппортунизм, пошёл перерождаться в капитализм (и оказались правы . . .

26.11.2019
13:39

Я оскорблён

    Наверно, чтоб было понятно, чем я оскорблён, надо ввести в курс дела, что собой представляю я. Я в отрочестве проявлял две склонности: к рисованию и к школьным . . .

22.11.2019
21:36

Какой позитив стоит за негативом?

    Расскажу о ловушке, которая меня подстерегает. Я внутренне поклялся, разбирая произведения искусства, определять для себя, художественно каждое из них или нет. А . . .

22.11.2019
13:47

Ну что это?

    Аж досадно. Вот это – Галкина. Без названия. 2015. не имеет уж точно, я думаю, никаких шансов быть растолкованным. Я вообще потратил массу времени, чтоб найти в . . .

20.11.2019
20:52

Ну что поделать...

    Ну что поделать? Человек сам вынес на публику свою боль… Сам согласился принять премию Кандинского…

    Гайсумов. Номера. 2017.

    Это сохранившиеся номерные знаки одной из разбомбленных улиц Грозного.

    А какова судьба несохранившихся? В них было прямое попадание снарядов? Или другая причина?

    Ведь после окончания войны была предпринята гигантская стройка в разрушенном городе. Она требовала очистки от развалин. Так отсутствуют номера от нерасторопности того, кто придумал собрать номера?

    Или собирали номера путём съёма их с уцелевших стен под ними? И тогда отсутствуют те номера, которые были на уже не стоявших стенах?

    В любом случае – да, война ужасна. Особенно – с такой сильной страной, как Россия. И особенно такому гордому противнику, как чеченские сепаратисты, сопротивлявшиеся России (и пророссийским чеченцам) не иначе как героически (отчего и пришлось бомбить и артиллерию применять, при том, что применять армию против своего населения по конституции нельзя).

    А в то же время сам факт сбора номеров с домов, означает снесение этих домов для массовых новостроек, которых бы Чечне самой без России не поднять. И надо быть благодарным России за восстановление Грозного.

    Так что хотел сказать автор? И горький упрёк, и искреннюю благодарность России? Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто старое забудет, тому вон оба. А неоднозначность позволила сделать не то и не другое или и то, и другое. – Сложное чувство.

    Но. Усиление даже и сложного, и неоднозначного чувства есть всё же о знаемом переживании. Об имеющем место быть в сознании и автора, и всех теперешних чеченцев, в итоге на референдуме решивших жить в составе России. Это не о чём-то, НЕ находящемся в сознании их всех. То есть “Номера” – произведение прикладного, а не неприкладного искусства.

    Но с какой стати тогда давать ему премию Кандинского?

    "Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире” (http://www.kandinsky-prize.ru/o-premii/).

    А что такое актуальное искусство? – "использование креативных, новых и уникальных приемов… [в] абсолютно новых, образах и формах… [когда художники] придумывают удивительные формы выразительности” (https://studwood.ru/591635/marketing/ponyatie_aktualnogo_iskusstva_vidy_napravleniya).

    Ну да – собрать номера с разбомбленных домов – это, конечно, неожиданно. Но та ли это неожиданность, которая рождена непосредственно из подсознательного идеала?

    Идеал всегда позитивен (их, типов идеалов, вообще – порядка шести). А тут что-то этим не пахнет. Чувство же, пусть и сложное, есть. Даже если принять определение Вейдле: наилучше выраженное, - так это определение эстетической ценности, а не художественной (обеспечивающей общение подсознаний автора с восприемниками).

    Сам-то Кандинский – по крайней мере, в первой абстрактной картине – выразил предельную свободу (см. тут), что есть образ метафизического ницшеанского иномирия. Позитив выражения иномирия в том, что ему, принципиально недостижимому, удалось дать образ (свободы). И Кандинский, радетель неприкладного искусства, вряд ли согласился б, чтоб произведению прикладного искусства (о, в общем, знаемом) дали премию его имени.

     

    Проверить осознаваемое происхождение произведений Гайсумова довольно трудно. Его работы как-то не находятся в интернете в целостном виде Например, видеоинсталляция “People of No Consequence” (2016). Гуглоперевод – “Люди без последствий”. – О депортации чеченцев в 1944 году. – На какую-то (наверно, 70-ю) годовщину начала депортации Гайсумовым были приглашены свидетели этого события 74 – 106 летнего возраста. То есть, бывшие детьми и не являвшиеся прямыми свидетелями (а только по рассказам родителей), ну и дожившие взрослые (самому старшему было тогда 24 года).

    Чего это свидетели? Свидетели преступления Сталина (из перестраховки его в виду недавнего – до победы под Сталинградом – опасности концентрации Турцией на советской границе 50 дивизий), решившего отселить от возможного фронта тюркское или почти родственное исламское население? Или свидетели изъятия при переселении "20 тыс. единиц огнестрельного оружия” (https://topwar.ru/40198-mif-o-nespravedlivosti-vyseleniya-chechencev-i-ingushey-v-1944-godu.html) и свидетели поддержки населением пронемецкого бандитизма в тылу Красной Армии, воюющей на Украине и в Крыму?

    Гайсумов сделал мудро. Он каждому из согласившихся участвовать в его затее сказал, чтоб они молча по одному входили в зал и занимали пустые стулья. Молча! Ибо что тут говорить, когда виноваты обе стороны. А в зале стоял снимающий аппарат и объективно всё фиксировал.

    Что? – Что согласившихся участвовать – довольно много (народ возвращён из депортации), что мужчины сохранили традиции одеваться по-горски (что в какой-то степени означает строптивый дух против цивилизаторской воли власти, заграничное название – в ту же степь). Что мероприятие не подпольное, центральная власть не препятствует. Более того, огромное фото на задней стене зала, где изображены высотки возрождённого после недавней войны Грозного, символизирует покаяние центральной власти перед чеченским народом.

    Менее выраженное, чем в “Номерах”, то же сложное чувство чеченцев, живущих в России на своей земле, как и века назад. – Тот же самый продукт работы сознания, что и в “Номерах”. То же прикладное искусство – о, в общем, знаемом. Второсортное, на мой вкус, так как нет ничего, рождённого от подсознательного идеала. Второсортное требует больше внимания сосредоточивать не на выражаемом, а на способе выражения: не на “как ТАКОЕ”, а на “КАК такое”.

    Я б в Третьяковскую галерею такого художника не брал.

    17 ноября 2019 г.

19.11.2019
16:27

Панпсихизм?

    Мне приходится ввести понятие подсобная картина. Ни много, ни мало… Иванов. Ветка. 1835-40. Иванов. Дерево в тени над водой в Кастель-Гандольфо. Конец 1840-х. Вполне . . .

17.11.2019
12:45

Страдания с современным искусством

    Они начинаются с того, что не удаётся найти в интернете произведение представителя современного искусства, место, где была б репродукция произведения, название, . . .

15.11.2019
12:49

Контрики

    В этом году исполнилось 50 лет с показа на Каннском фестивале положенного в СССР на полку гениального фильма Тарковского “Андрей Рублёв”. Контрики – это я про . . .

14.11.2019
16:05

Серость

    Недавно один недоброжелатель заметил публике, как много у меня в статьях личных местоимений 1-го лица. Я огрызнулся ссылкой на Матюшкина, промодулированного мною, . . .

11.11.2019
22:44

Я в ужасе

    Почти 60 лет тому назад я объявил в душе своей войну искусствоведам, возмущённый непонятностью их талдычения об искусстве. Живописном, в первую очередь. Я поклялся . . .

10.11.2019
13:30

Трудности

    Люблю нарываться на трудности. Сейчас перед вами, читатель, будет сеанс ультраискренности. Раз я решил монетизировать своё умение, как я считаю, вскрывать, каким . . .

08.11.2019
17:23

Понять значит простить

    Я говорю о фильме Звягинцева “Изгнание” (2007). Всё, что я пишу, надо понимать как намёк и попытку приближения к истине. Приближение к которой в принципе не . . .

07.11.2019
15:52

Вольному воля

    Я очень не люблю неограниченности. Даже на инженерской работе, помню, даже считая самое начало темы самой творческой частью. Может, влияло детство пай-мальчика . . .

06.11.2019
12:56

Субъективность

    Сегодня раскланялся с последним оппонентом из осиного гнезда, куда меня занесло в попытке навязать научность там, где её не воспринимают. Обозвал он . . .

05.11.2019
16:05

Мой результат спора двух аполитичных

    Спор был о Высоцком. Оппонент был за то, что "Высоцкий не ставил перед собой задачи – спасение социализма… Высоцкий не был диссидентом и борцом с социализмом, . . .

04.11.2019
15:36

По случаю

    Случай – такой разговор в социальной сети: Один: Вы меня спросили: "Где это Высоцкий про спасение социализма, как свою сверхзадачу, вам напел?" - Я написал несколько . . .

01.11.2019
17:15

Чем чёрт ни шутит...

    Я пишу это в особо-драматический день. Несколько раз пробовал найти произведение с тайной: рассказ один прочёл, фильм один посмотрел. – Мимо. И от отчаяния . . .

29.10.2019
23:02

Спорю о вкусах

    Спорю о вкусах. Слыву за то неприятным человеком. На днях опубликовал переписку об этом в месте, где большинство мою точку зрения не разделяет. Это о Высоцком. И вот . . .

28.10.2019
19:27

Признаюсь честно

    Признаюсь честно: меня не впечатлило рассматривание репродукций картин Ларионова. Но меня зацепило, что он – глава авангардистов России. Как ни в почёте у меня . . .

27.10.2019
11:53

Фантасмагория

    Амнуэль: Я его [Михалкова] спросил, вы хотите жить в нормальной стране или в великой. Никита, ни минуты не думая, автоматически сразу ответил: в великой. Вот до тех . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100