TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.08.2023
10:28

Эх-ма!

    Отрешённое настроение… Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо… Мне стало часто не о чём писать. Имею . . .

21.08.2023
12:52

На Трофимовой марток – продерет холодок

     

    Это холодок скуки. Ибо она, философия, как заведённая, к каждому упомянутому ею живописному произведению присобачивает русский космизм. Скука тем большая, что я едва не всех значительных русских художников начала ХХ века разбирал, и мне просто достаточно тот разбор присобачить к упомянутому ею произведению, и получится опровержение.

    Что она написала в этот раз?

    "Дерзостные мечтания, безграничная смелость мысли и формотворчества, смыкание высокого начала с низкой повседневностью, вера в мощь человека и силу жизни, — вот далеко не все черты, наводящие на идею родства космизма и авангарда. Шаг к беспредметности, делающий авангард не только заметным, но и переломным течением не только в русской, но и европейской культуре, глубинно роднит его с идеей преодоления земного тяготения, идеей отрыва от Земли. В поле видения русского космизма и авангарда попадают вещи невидимые: меняется онтологический статус предмета, вещи. От идеи изолированности, окантованности вещи, ее тяжести, ее подвластности силам земли (“Натюрморт с ананасом” Машкова, Государственный Русский Музей), как художники, так и мыслители приходят к…”.

    Я оборвал цитату, но дух всей статьи – к космизму.

    Что я присобачиваю к любой вещи Машкова? – Вот что: “Впервые я это заметил тут. В Машкове. Из-за гипнотизирующего взгляда персонажей, - взгляда, побуждающего к размышлению, а не действию, если смотреть на гипермышцы (на "Акцент… на… чувственности”). А размышление, это почти созерцание. А созерцание – почти пробуддизм” (http://art-otkrytie.narod.ru/burliuk.htm).

    В чём выразился лжеакцент, верно отмеченный Трофимовой в её примере без приставки лже?

    Машков. Натюрморт с ананасом. 1908.

    В "окантованности вещи, ее тяжести, ее подвластности силам земли”.

    А что Трофимова не заметила? Что играет роль побудителя к размышлению?

    Не заметила она "плоской живописи”

    (https://artchive.ru/artists/1216~Ilya_Ivanovich_Mashkov/works/379616~Still_life_Fruits_on_a_platter_Blue_plums). Сравните ананас с картины с ананасом на фото.

    На фото слева целых два вертикальных ряда явно уменьшающихся к краю пупырышек. Справа один такой ряд. А у Машкова слева один и справа ни одного.

    Плохо выражена объёмность у фруктов (или что это?), помеченных крестиками.

    “Для того же – обесчувствливания, так сказать – и расположение (в виде организованного геометрического построения): чтоб не хотелось взять и съесть и тем нарушить симметрию. Так хозяйка не подаёт фрукты гостям” (http://art-otkrytie.narod.ru/mashkov2.htm).

    Нюансы тонкие, не всем дано заметить. Но специалисту заметить обязательно.

    Можно возразить, что дух мысли Тимофеевой ведёт "к беспредметности”. Но почему беспредметность надо ассоциировать с космизмом (космос весь наполнен разного рода материей), а не с малочувствием, не с пробуддизмом?

    Пробуддизм есть протест против Этого мира. Грубость окантовок, тяжесть красок как раз и выражают этот дух негативизма, пессимизма. Тогда как обнаученный космос Трофимова награждает позитивными словами: "преодоления земного тяготения”. И это только в приведённой цитате. А около неё есть: "Дерзостные мечтания”, “вера в мощь человека и силу жизни”, “гуманизм”, “к поискам наиболее оптимальных стратегий становления культуры”, “грандиозности поставленных задач”.

    Аж противно читать, насколько всё неправда.

    11 февраля 2026 г.

    <

18.08.2023
08:39

Поиздеваться над собою, что ли?

    Взять и начать писать о том, что никак не требует никакого писания, о песне Феличита. В переводе – счастье. Произведение прикладного искусства, которое я предлагаю . . .

16.08.2023
10:37

Гребенщиков оказался духовным трусом

      Меня угораздило (и это со мной далеко не единственный раз) впасть в мнение, что есть терпимое ницшеанство – философское по сути и подсознательное по . . .

12.08.2023
10:29

Предатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величияПредатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величия

    Взялся за это предатель Серебренников, в частности, фильмом “Жена Чайковского” (2022). Предатель Долин об этом говорит так: "Вообще, когда говорят о Кирилле . . .

10.08.2023
11:48

Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову

    Кому там ещё (кроме Нестерова) она почём зря приписала космизм? "Судьба Странника — соединение родного и вселенского. Он — универсален, он стоит как бы вне . . .

09.08.2023
16:42

Вот и это не публикуют

    Тоже, наверно, из-за войны на Украине. Вот так и побеждаема бывает Россия – от предательства бывших своих. Рассуждаю посредством “запросто”. Следите за мыслями . . .

08.08.2023
10:45

А эту статью за что не пропустили 2 главреда?

    За нацеленность меня против православия? Из-за защиты своего автора от моего упрёка в плохом подлизывании к православию? Просто от нежелания критиковать . . .

06.08.2023
09:29

Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка

    Проверяем, не врёт ли искусствовед. Аникиево Евангелие. Евангелист Марк. Гиматий – у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался . . .

05.08.2023
08:20

Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова

    Только что узнал (по ТВ) от бывшего участника “Аквариума” Решетина, добровольца на Донбассе, что знаменитую песню “Город золотой” (1972) Волохонского Гребенщиков . . .

04.08.2023
09:58

Благое для всех сверхбудущее

    Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает . . .

02.08.2023
15:25

Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами

    Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации . . .

01.08.2023
17:45

Как Шевчука использовали втёмную

    Есть такой Шарп. Им, если верить информации, создана теория цветных революций. Они призваны устраивать в странах государственные перевороты в пользу . . .

31.07.2023
10:44

И кто я такой после этого?

    ""Натягивать сову на глобус” — это крылатая фраза. У неё есть несколько значений: 1 — Подтасовывать факты, делать неоправданные утверждения. 2 — Делать . . .

30.07.2023
19:14

Темнота эстетическая и патриотическая сродны

    Под поисковым окном электронной почты mail.ru остановила внимание такая новость: "Экспозицию Третьяковки проверят из-за жалобы посетителя”. Прочёл и, как . . .

29.07.2023
11:46

Я не мог спать…

    Старость – не радость. Не могу переносить сильное впечатление. Наткнулся на непонятность в картине, и не смог заснуть ночью. Пришлось встать, одеться и . . .

28.07.2023
16:54

Работай тупо

    Работай тупо Такой девиз у меня, инженера, был, когда мне в распоряжение попадал только что принятый на работу в КБ выпускник института. Всю творческую работу . . .

26.07.2023
18:51

Не наш Шевчук

    Я наткнулся на такой текст и не смог промолчать: "…а был ли он [Шевчук] вообще когда-то с нами? Ведь все его поездки широко рекламировались и всё это можно уже . . .

25.07.2023
08:17

Я не понимаю. А вы?

    Вообще-то это – сдача позиции. Мне предрекал это умнейший мой товарищ: “Ты испишешься. И не сможешь отказаться писать. И станешь писать ерунду”. Я не понял, . . .

20.07.2023
08:10

Что бы это значило?

    Я сперва покажу, а потом начну рассуждать. Гребенков. Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100