TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.08.2023
10:28

Эх-ма!

    Отрешённое настроение… Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо… Мне стало часто не о чём писать. Имею . . .

21.08.2023
12:52

На Трофимовой марток – продерет холодок

    Это холодок скуки. Ибо она, философия, как заведённая, к каждому упомянутому ею живописному произведению присобачивает русский космизм. Скука тем большая, что я . . .

18.08.2023
08:39

Поиздеваться над собою, что ли?

    Взять и начать писать о том, что никак не требует никакого писания, о песне Феличита. В переводе – счастье. Произведение прикладного искусства, которое я предлагаю . . .

16.08.2023
10:37

Гребенщиков оказался духовным трусом

      Меня угораздило (и это со мной далеко не единственный раз) впасть в мнение, что есть терпимое ницшеанство – философское по сути и подсознательное по . . .

12.08.2023
10:29

Предатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величияПредатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величия

    Взялся за это предатель Серебренников, в частности, фильмом “Жена Чайковского” (2022). Предатель Долин об этом говорит так: "Вообще, когда говорят о Кирилле . . .

10.08.2023
11:48

Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову

    Кому там ещё (кроме Нестерова) она почём зря приписала космизм? "Судьба Странника — соединение родного и вселенского. Он — универсален, он стоит как бы вне . . .

09.08.2023
16:42

Вот и это не публикуют

    Тоже, наверно, из-за войны на Украине. Вот так и побеждаема бывает Россия – от предательства бывших своих. Рассуждаю посредством “запросто”. Следите за мыслями . . .

08.08.2023
10:45

А эту статью за что не пропустили 2 главреда?

    За нацеленность меня против православия? Из-за защиты своего автора от моего упрёка в плохом подлизывании к православию? Просто от нежелания критиковать . . .

06.08.2023
09:29

Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка

    Проверяем, не врёт ли искусствовед. Аникиево Евангелие. Евангелист Марк. Гиматий – у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался . . .

05.08.2023
08:20

Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова

    Только что узнал (по ТВ) от бывшего участника “Аквариума” Решетина, добровольца на Донбассе, что знаменитую песню “Город золотой” (1972) Волохонского Гребенщиков . . .

04.08.2023
09:58

Благое для всех сверхбудущее

    Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает . . .

02.08.2023
15:25

Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами

    Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации . . .

01.08.2023
17:45

Как Шевчука использовали втёмную

    Есть такой Шарп. Им, если верить информации, создана теория цветных революций. Они призваны устраивать в странах государственные перевороты в пользу . . .

31.07.2023
10:44

И кто я такой после этого?

    ""Натягивать сову на глобус” — это крылатая фраза. У неё есть несколько значений: 1 — Подтасовывать факты, делать неоправданные утверждения. 2 — Делать . . .

30.07.2023
19:14

Темнота эстетическая и патриотическая сродны

    Под поисковым окном электронной почты mail.ru остановила внимание такая новость: "Экспозицию Третьяковки проверят из-за жалобы посетителя”. Прочёл и, как . . .

29.07.2023
11:46

Я не мог спать…

    Старость – не радость. Не могу переносить сильное впечатление. Наткнулся на непонятность в картине, и не смог заснуть ночью. Пришлось встать, одеться и . . .

28.07.2023
16:54

Работай тупо

    Работай тупо Такой девиз у меня, инженера, был, когда мне в распоряжение попадал только что принятый на работу в КБ выпускник института. Всю творческую работу . . .

26.07.2023
18:51

Не наш Шевчук

    Я наткнулся на такой текст и не смог промолчать: "…а был ли он [Шевчук] вообще когда-то с нами? Ведь все его поездки широко рекламировались и всё это можно уже . . .

25.07.2023
08:17

Я не понимаю. А вы?

    Вообще-то это – сдача позиции. Мне предрекал это умнейший мой товарищ: “Ты испишешься. И не сможешь отказаться писать. И станешь писать ерунду”. Я не понял, . . .

20.07.2023
08:10

Что бы это значило?

     

    Я сперва покажу, а потом начну рассуждать.

    Гребенков.

    Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг.

    С похожей точки зрения сделана такая картина:

    Саврасов. Вид на Московский Кремль весной 1873 года.

    С похожего места – такое:

    Современное фото есть с приблизительно того же места:

    Отовсюду не видно Спасской башни. Чуть правее Колокольни Ивана Великого видна на фото Троицкая башня. От Беклемишевской (она круглая) до Спасской три маленькие: Константино-Еленинская, Набатная и Царская. Неужели у Гребенкова именно они и видны? Причём Константино-Еленинская – еле-еле. Как бы туман её прикрыл. Но почему дальше оборвано. – Специально, чтоб не нарисовать Спасскую? Символ государства**… У живописцев и гравёров тоже нестыковки с действительностью. В гравюре 1889 года нет Большого Кремлёвского дворца, какой есть в 1873-м у Саврасова. Но только у Гребенкова так намерено пусто место, где должна была быть Спасская башня. (На фотографии она, наверно, за деревьями.)

    Не в том ли разгадка, как я наткнулся на этого Гребенкова.

    Солженицын противопоставлял Советскому Союзу Россию. Мне захотелось узнать, как у него было с религией.

    Так вот духовник Солженицына, когда тот вернулся в Россию, говорит:

    "Я здесь Промысл Божий вижу в том, что у меня в жизни был ещё человек, чем-то очень похожий на Александра Исаевича, — мой учитель Михаил Николаевич Гребенков — тоже человек творческого труда, перенесший войну — фронтовик и художник. От Гребенкова, ещё до встречи с Александром Исаевичем, я узнавал много страшных фактов о войне, о человеческих взаимоотношениях того времени, вовсе не героических, не таких, о которых писали в советских газетах и книгах.

    И при общении с Александром Исаевичем я вспоминал Михаила Николаевича — это люди одного духа” (https://rusk.ru/st.php?idar=82753).

    Я полез искать картины этого Гребенкова, и Кремль моё внимание остановил – очень уж густой туман накрыл Москву. Справа вверху и чуть ли не до середины есть нечто, похожее на блик от осветительной лампы при фотографировании репродукции. А может, это солнце, так и не сумевшее пробиться сквозь мряку, опустившуюся на страну, от страшного государства, которое при смене столицы Спасскую башню избравшего своим символом. “Глаза мои его б не видели”, - как бы сказал себе Гребенков и… не изобразил Спасскую башню вообще.

    Я было думал, что отсутствие флага над куполом Большого Кремлёвского дворца тоже что-то значит. Но, оказалось, нет:

    "…на которой установлен флагшток. Во время заседаний Верховного Совета СССР или РСФСР на нем поднимают государственные флаги СССР или РСФСР” (https://kreml-msk.ru/kreml-dvorec.html).

    Зато значит цвет – свинцовая вода, свинцовая вся картина, свинцовая жизнь в СССР*.

    24 января 2023 г.

    *- А может, Спасской башни не видно потому же, почему её не видно на других репродукциях с той же точки зрения? И нет политического подтекста…

    - По другим вещам видно, что есть.

    “…сформировать собственную манеру живописи в период господства социалистического реализма и особенно в 1950-е годы было не просто, а если быть точнее, то и небезопасно. М.А. Чегодаева описывала происходящее следующим образом: “Вторым качеством, которым ни в коей мере не должен был обладать "социалистический реализм", была оригинальная опять-таки своя, индивидуальная форма – узнаваемая, лично художнику принадлежащая, им самим "добытая" живописная или графическая манера. Условность и экспрессия, декоративность, фантазия и живое "настроение", живописность фактуры и мазка, артистизм линии –все это было загнано в один "воронок", задвинуто одной решеткой, припечатано одним клеймом "формализм"”. В результате сложившейся ситуации не многие художники ставили перед собой формальные задачи, однако в период десталинизации (середина 1950-х –середина 1960-х годов) началась частичная демократизация общественной жизни в СССР, называемая “оттепелью”, заметно ослабела цензура в области искусства, и условия для живописных поисков стали более благоприятными.

    …переход… от “пластического” видения… к “живописному” видению, где художника начал интересовать зрительный, а не осязательный образ. Практическое различие проявилось в трансформации “скульптурного” объема в “живописное” плоское цветовое пятно без ущерба для предметной реальност” (https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/482_popov_text_dissertacia.pdf).

    Гребенков. Осенний лес. Оргалит, масло.

    Гребенков. Небо над Москвой.

    Левее центра, похоже, университет на Ленинских (Ворбьёвых) горах. Окончание его строительства было в 1953-м.

    Гребенков. Москва. Картон, масло.

    Это как бы страстный протест против заорганизованности в тоталитраном государстве.

    Почти нигде нет ни назвааний и совсем нет дат. А где есть (в одной), становится ясно, что ему не надо было разрешения хрущёвской оттепели, чтоб возродить через треть века ""живописное” плоское цветовое пятно”.

    Гребенков. Стога. 1939. Холст, масло.

    Другое дело, что до 60-х годов не было ядерного паритета, и объективно и нельзя было отказываться от тоталитаризма. Но такой прозорливостью Гребенков не обладал. Он просто хотел возврата к старому.

    26.01.2023.

    **- Просто круглая башня не Беклемишевская, а Водовзводная. И Колокольня Ивана Великого заслонила собой Спасскую башню.

    - Ваша правда. Но это не мешает идее устранить символ советской государственности из виду.

    25.02.2023.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100