Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.04.2021 |
Слова Кандинского о конкретных картинах своих
|
||
20.04.2021 |
Слова Кандинского о конкретных картинах своих
|
||
19.04.2021 |
Бесович этот художник Файбисович
|
||
18.04.2021 |
Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?
|
||
17.04.2021 |
|
||
16.04.2021 |
Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)
|
||
15.04.2021 |
Не только авангардизм есть дегуманизация искусства
|
||
12.04.2021 |
|
||
11.04.2021 |
Я не верю футуристу, мол, Зданевичу
|
||
10.04.2021 |
Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»
|
||
09.04.2021 |
Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»
|
||
07.04.2021 |
|
||
06.04.2021 |
|
||
05.04.2021 |
Ещё одна попытка понять Хлебникова
|
||
04.04.2021 |
Загадка искусства Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но цитировавший его Мукаржовский без обиняков их переназвал: "“Искусства”, т.е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придаёт произведению совершенство”” (Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С. 237). Но я выражаюсь ещё круче: не просто подсознательное, а подсознательный идеал. Просто подсознательное обеспечивает органическую целостность каждой фразы нашей. Когда в элементе видно целое. Мы ж не словами говорим, а фразами, не задумываясь. Вот фраза: "Таким же образом могут быть написаны поэмы о покорителях Арктики, об экспедиции в Антарктиде, о жилищном строительстве и о борьбе против колониализма. Надо только знать фамилии и иногда читать газеты”. Слова: "Надо только знать фамилии” и "иногда читать газеты”, - переворачивают сказанное выше о героическом в насмешку. Но она брезжит и ещё раньше – в подозрительной постановке в один ряд героического ("о покорителях… о борьбе”) и обыденного ("о жилищном строительстве”). (Я это написал, - вредная привычка во всём сомневаться, - и вспомнил, что, пока мой товарищ не умер, я договаривался с ним о встрече перед кладбищем. Он привозил из другого города жену на могилу её брата. Та была вблизи от могилы моей жены. Тот, инженер-строитель, погиб на стройке жилого дома, нарушив технику безопасности – не надел каску. И ему на голову упал молоток с большой высоты.) Целое выше процитированного заключено в названии: "Пособие для начинающих и законченных халтурщиков”. Сам текст помещён был, пишет Новиков под, а название – над таким опусом: СОРОК ДЕВЯТЬ Поэма-песня в сорока девяти днях (сокращенное издание)
Казалось бы, чем плохи стихи? Ритм, рифмы выдержаны (споткнулся, правда, раз: "на следующий” - ну да это мелочь). – Главное, нет ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Нет подсознательного идеала. Именно подсознательного. Потому что был бы он – была б где-то какая-то недопонятность (в сознании ж, будь он тут, он же не был бы дан). И нету недопонятности. Идеал, он есть – стойкость – но он осознаваемый. То, про что была цитата, наличие "“Искусства”, т.е. сознательной преднамеренности” - имеется: логичность и стройность стиховая – чтоб выразить несгибаемость воли, достаточная длительность, чтоб передать огромный срок голодания. Не все люди смогут нарифмовать такую длину. Да и об исключительном речь. Так что и экстраординарное имеется, то есть эстетическая ценность. Может, даже кого-то могло взволновать, будь оно прочтено тогда. Как факт, спустя 60 лет его запросто печатают среди других стихов Высоцкого, словно оно чего-то стоит. А оно, может, и правда чего-то стоит, если, например, теперь по-русски – нельзя. Так назло. Да ещё и как намёк, дескать, несгибаемость вечна, в менталитете. А он веками не изменяется. Но это будет действие бахтинского большого времени, так называемого: каждое-де время вкладывает свой оттенок смысла в произведение искусства. – Я большой противник такого воззрения. Я за то, чтоб вживаться во время создания. А шёл 1960-й год. Хрущевская оттепель. Против шаблонного бодрячества выступила авторская песня, враг бодрячества, ибо социализм смертельно заболел вещизмом, и надо было его спасать. Но это было не в сознании бардов и их слушателей, а в подсознании. И Высоцкий уже подобрался к такому творчеству (с подсознательным идеалом), потому и смог поиздеваться этим “Сорок девять” над официальной эстрадной песней. Спросите меня, а почему то, что известно было ещё Платону, так и не внедряется в науку об искусстве (поверьте мне на слово: не внедряется). – Потому что тогда не только искусство, но и наука о нём станет царством свободы. Ведь тогда первосортным считать будут то, что рождено подсознательным идеалом (пусть так и не расшифрованным, а оставшимся в состоянии ЧЕГО-ТО, словами невыразимого). Или хуже того, научатся искусствоведы переводить из своего подсознания (воспринявшего подсознательный идеал автора) в сознание: своё и своих читателей. И тогда первосортным посчитают произведение с мало ли каким подсознательным идеалом. Может с таким, какое не угодно власти. В 1960-м – власти, обеспечивавшей лжесоциализм. Теперь – власти, обеспечивающей периферический капитализм. – И… мысль о подсознательном идеале не находит практического применения – опасно для карьеры искусствоведа. – И так – 2,5 тысячи лет! 29 марта 2021 г.
|
||
02.04.2021 |
|
||
02.04.2021 |
|
||
31.03.2021 |
Когда Сергей Михалков был честен
|
||
28.03.2021 |
Пришвин-художник за Гитлера не был
|
||
27.03.2021 |
Читая рассуждения Флоренского об искусстве
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"