TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007).

    Она состоит из множества не связанных сюжетом рассказов. Абы о какой мелочи. Мелочь – обязательна. Как компоновка картины у иных живописцев-импрессионистов, где человек может быть нарочито обрезан по вертикали наполовину рамой, например у Дега в “Площади Согласия”.

    Эти живописцы, измученные суетой жизни, тем не менее, жизнь хвалят (что остаётся: лучше хвалить, чем унывать).

    Волос родился тогда, когда (в 50-х годах) СССР отказался от победы над капитализмом (отказавшись от ОГАС – Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации), взял курс на конвергенцию (будто она возможна) капитализма и социализма и пошёл дорогой своего уничтожения обратно в капитализм. Который – ещё импрессионисты показали – не ахти что. Хоть внешне в странах метропольного капитализма он за 150 лет со времён импрессионизма значительно покрасивел.

    Я всё возвращаюсь мыслью к рассказу “Двадцать копеек”…

    Нет. Надо танцевать от себя времён СССР…

    Я никогда не имел кошелька. Единственное, что я себе покупал, это были книги по гуманитарным дисциплинам. Так они дешёвые, рубли и копейки. Ну ещё в столовой в обеденный перерыв нужна была такого же порядка сумма. Я всю зарплату отдавал сперва маме, а потом жене. От жены я налево не ходил. А до женитьбы у меня с женщинами не ладилось, и тогда как-то не прибегали к деньгам, чтоб уладить. – Двадцать копеек я на улице поднимал. За 25 рублей можно было на южный курорт слетать. В отлучке от дома я деньги носил не в кошельке, а в пришитом на трусы кармашке. 25 рублей было в 5,5 раз меньше моей зарплаты. Магазинов я избегал. И не брезговал ездить зайцем в общественном транспорте, хоть на троллейбусе билет стоил 4 копейки.

    И в болонье, когда уже холодно, персонаж Волоса в этом рассказе, видно, очень бедный, раз в болонье, - этот персонаж мог гордиться собой, что указал пассажиру, не заметившему и не поднявшему среди рассыпанных монет, 20-тикопеечную. Там паче, что ещё и унизил прошлёпавшего:

    "- Эй, ты! Который пернул! Вон ещё двадцать копеек!”.

    Ну прелесть же при всём ничтожестве. Маленький человек тоже имеет свою гордость… Башмачкин двухстраничного опуса. Бедный СССР…

    А следом там рассказ “Дик Даглас”. Скучнейший американец 90-х, с непонятно зачем большим числом комнат в доме. Но милый. В гости позвал. Обещал (сам верил) выучить русский… Что жило такое существо на свете, что не жило… Как тот в болонье. Ан. Живут вот, довольны собой. – Всё не жизнь камня какого-нибудь.

    Или и существование камня тоже имеет какую-то ценность?

    "Время, измеряемое несусветными геологическими периодами, течет и течет.

    А они все лежат и лежат.

    Не выдержав их косного напора, где-то подался верхний слой мантии!

    Зашаталось и рухнуло все, что было выстроено сиюминутным обитателем планеты – человеком.

    Тысячи и тысячи несчастий принесло их краткое движение.

    А они уже и не помнят о нем. Они вздрогнули – и снова застыли. Миллионы лет прошли, миллионы лет пройдут, а их пласты будут все так же молчаливо лежать в глубине, храня окаменелые следы бушевавшей некогда жизни. Угораздит их нелегкая оказаться в зоне геосинклинали – они опустятся вниз и переродятся, превращаясь в новые породы, и будущий геолог будет рассматривать в микроскоп шлихи и шлифы, ломать голову, размышляя, – эк их все-таки метаморфизировало! Был известняк – стал мрамор, был мрамор – стала брекчия…”.

    Меня интересует такой нюанс: что он импрессионист, Волос знает?

    Тут у меня сложное соображение. Настолько сложное, что я опасаюсь его оглашать. Впрочем, я кокетничаю. Я так люблю сложность, что обязательно к ней бы свёл, как ни просто это вот чтение “Алфавиты”.

    У меня для себя сложилась стройная – что? – теория, что типов подсознательных идеалов у авторов художественных произведений, грубо говоря, чуть больше 4-х. И все они имеют отношение к происхождению искусства и человека. Они произошли синхронно. И от стресса между двумя переживаниями: коллективизма (всё – для стада, даже дитя, которого, вот, требует на съедение стаду у безволосой мутантки волосисистый внушатель) и индивидуализма (нельзя отдавать дитя). Все животные от стресса мрут. А безволосые мутанты – нет. Потому что у них высокий лоб и под ним мозг, ничем не занимающийся. Туда стресс разряжается и порождает экстраординарное – произведение искусства (скажем, ожерелье из ракушек). Оно способно ввести в ступор внушателя, и… Дитя спасено (так произошло прикладное искусство). Раз. До мутантов смутно доходит, что МЫ – люди (так произошло неприкладное искусство). Два. И три – мутанты приобрели вторую сигнальную систему, они теперь не только первою руководствуются (отдать дитя, не отдать дитя), они стали людьми. Подсознательное “Мы – люди” стало подсознательным идеалом первого ожерелья как произведения неприкладного искусства. Неприкладное со временем отделилось от прикладного (о знаемом). А подсознательные идеалы стали исторически меняться от обстоятельств то к коллективизму, то к индивидуализму. По кругу. Через промежуточные фазы гармонии. Например, Раннее Возрождение (индивидуализм) – Высокое Возрождение (гармония индивидуализма с коллективизмом) – Позднее Возрождение (коллективизм) – Барокко (гармония коллективизма с индивидуализмом). И эти подсознательные идеалы – естественны. А всё, что от сознания (о знаемом, прикладное искусство), противоестественны.

    Импрессионизм с его подсознательной хвалой абы какого персонального существования (индивидуализм) – естествен. Идеал его сознанию автора не дан.

    А только такие произведения, - так говорит интуиция, - живут в веках. Ибо переживания от них чрезвычайно тонкие. И специалисты этот нюанс разносят на века и тысячелетия.

    И тогда вопрос: если Волос думает, что он пишет для вечности… А он так пишет:

    "Вечность

    Зашел приятель. Посидели, поболтали.

    – Все пишешь? – спрашивает.

    Я пожал плечами: все пишу, мол (см. Писатели ). Как видишь.

    Он говорит:

    – А зачем?

    Я опять плечами пожимаю:

    – В каком это смысле – зачем?

    – Ну в таком, – настаивает он. – Зачем? Или – для чего?

    – Как тебе сказать…

    И правда, не знаю, что сказать.

    Потом взял и брякнул – вроде как пошутил:

    – Для вечности!..”

    Тогда вопрос: если Волос пишет для вечности, то он свой идеал хвалы абы какому существованию осознаёт или нет? В шутку прорвалась правда нечаянно?

    Если нет – его произведение есть неприкладное искусство, и я его назову художественным. А если осознаёт, то оно есть искусство прикладное, приложенное к идее хвалы абы какому существованию, то есть всего лишь эстетическую ценность имеет, а не ещё и художественную.

    И как мне, эстетическому экстремисту быть?

    Подсознательный идеал выдаёт себя странностью, которая есть странность для данного исторического отрезка времени. – Чем странна “Алфавита”?

    Тем, что она изложена в виде словаря со статьями-заголовками, расположенными в алфавитном порядке. В Википедии о ней написано так:

    "Романы

    “Хуррамабад”, 2000

    “Недвижимость”, 2001

    “Маскавская Мекка”, 2003

    “Аниматор”, 2005

    “Победитель”, 2008

    “Возвращение в Панджруд”, 2013

    Сборники рассказов

    Команда 22/19, 1989

    Mymoon, 2005

    Таджикские игры, 2005

    Вне жанров

    Алфавита. Книга соответствий, 2007”.

    Волос изобрёл особый жанр. Это очень странно. И, думаю, может быть признано следом подсознательного идеала. То есть произведение – художественно.

    А что это импрессионизм через 150 лет после первого его появления… Так спросите любого, кто призна`ет, что у того формула пафоса – хвала абы какой жизни. Таких нет. Не призна`ют. Радостным стилем импрессионизм назовут. Новым импрессионизмом называют светом брызжущую нынешнюю живопись.

    Вот это непризнание и содержания формулы идеала импрессионизма, и подсознательности этого идеала у автора, которое я подозреваю и у Волоса, объясняет мне существование в его книге такой главы, как “Пиала и чай”.

    Она об очень плохих литературных критиках, для которых у литературы не существует формы (не важна пиала – важен, какой в ней чай) и о просто плохих литературных критиках (для которых важно КАК написано). А ещё там о сносных литературных критиках (для которых содержание и форма соединяется в ЗАЧЕМ ТАК). Я сам с этого последнего начинал своё искусствоведческое самообразование. И отказался от такого подхода в итоге. Ради чего? Ради расшифровывания ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, что хотело “сказать” подсознание автора подсознанию восприемника. – Вот эт-то, согласитесь, не абы что! Вот про такое Волос не написал. – Почему? – Потому что в его сознании нет даже понятия такого “подсознательный идеал”, нет такой конкретности насчёт одного из таких идеалов, как формула “хвала абы какой жизни”. – Не зная об этом, Волос взял и просто подчинился этому: написал главу об абы каких литературных критиках, как он написал главу “Двадцать копеек” – о гордом Башмачкине советского времени. И то же со следующей за “Пиалой и чаем” главой “Писатели”, где те представлены не отличающимися от графоманов. – Хвала абы кому в этой несчастненькой, в общем, жизни.

    И я думал на этом статью кончить, не дочитав книгу до конца. Как вдруг стали появляться главы об исключительном.

    Или это не исключительное?.. Исключительно мне оно исключительное. Попадание в смертельную или близкую к ней опасность, крепкого избиения, например. Я как-то так жизнь сумел прожить, что даже просто под кулак попасть или под удар техникой – это для меня событие необычное. И рассказ о нём станет рассказом об исключительном. А “я”-повествователь Волоса человек ультрабывалый. Я на первой производственной практике, работая токарем, схлопотал в лоб некой рукояткой от полуавтомата. Ходил со звездой во лбу несколько дней, и всё. А тут помбур-практикант… Трахнул кувалдой и тем сбросил поднятые краном трубы. Те полетели вниз. А внизу стоял другой помбур. И они на него не упали. И только и делов, что обругали помбуры друг друга. И всё. – Чем не абы какая жизнь, и ей хвала? – Ну и целая вереница других случаев опасности для жизни, воспринимаемые и описанные как ерунда. У Мане тоже есть зарисовки трупов на улице во время Парижской Коммуны – обыденность тех дней…

    То же и со случаем кажущейся “я”-повествователю удивительности:

    "Я настолько не мог себе вообразить, чтобы кто-нибудь, прошатавшись восемь лет китобоем, станет программистом, что уставился на него, как на снежного человека.

    - Что такое? – спросил Тэд, заметив мой взгляд”.

    Я спросил сына, программиста, мог ли б он, спустя 10 лет, пойти завтра на программистскую работу, с которой ушёл, - завтра, скажем, туда вернуться и продолжить. Он ответил: “ А что такого?”. – “Ну ты помнишь всё?” - “Да.

    Вот так. Нечего удивляться.

     

    3 марта 2021 г.

23.03.2021
11:04

Купер, да не Фенимор

    Простите меня, читатель! Как зависимость какая-то у меня… Не могу не начать с рассказа о себе. Раскачка такая… Я не помню, сколько лет мне было, когда я записался в . . .

22.03.2021
10:48

Как художники дурили советскую власть

    "Кира Долинина — один из самых авторитетных арт-критиков России”, - сообщает спрошенный о ней интернет. А я никто, можно сказать. Тем не менее, я глубоко уязвлён . . .

21.03.2021
13:20

Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью

    Обиделся я за отчаянных. В фильме Марягина “Вылет задерживается” (1974). То ли дело… Не могу найти, перечитать у Бунина… Как поезд чего-то остановился, двое пошли . . .

20.03.2021
19:01

Художник Зардарян и случай с Севаном

    Большую часть жизни я прожил в Литве. Почти северянин. И впечатление о южанах, кавказцах, у меня как о людях весёлых и темпераментных. Каково же было моё удивление, . . .

19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое: "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник . . .

12.03.2021
10:40

Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    Желающий меня поймёт. Я есть никто в мире науки об искусстве. А я набрал с мира по нитке принципов, взаимосвязанных только, наверно, в моём уме. И, исходя из них, . . .

11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям . . .

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100