Валерий Куклин
ЧЕЛОВЕК ПИШУЩИЙ
эссе
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Что есть что
Никаких прав ЧП-ему никто не дает, каждый ЧП-ий должен добиваться прав себе сам. Как легко человек может отказаться от дарованных ему даже недалекими родственниками - всего лишь отцами и дедами √ прав, можно судить по тому, с какой лихостью и как быстро были отобраны все права советского гражданина у граждан СССР: права на бесплатное обучение и медицинское обслуживание, право на труд, право на отдых, право на обеспечение по старости, право на защиту жизни, на защиту жилища, права на 42 часовую рабочую неделю, право на участие в руководстве страной и многие, многие другие. Права эти находились, как было сказано выше, в диалектической зависимости от обязанностей члена советского общества. Так, к примеру, право на труд было священной обязанностью и воспрещало тунеядство и даже мелкую спекуляцию в качестве вида деятельности. Право на труд обязывало человека трудиться во благо даровавшего это ему право общества. Советский ЧП-ий, понимая сакральность своей профессии, видел в оной средство для отлынивания от своей обязанности трудиться во благо общества (ярчайшие примеры: А. Ахматова,М. Цветаева, И. Бродский) и от массы других обязанностей, предпочитая пользоваться лишь дарованным ему членством, допустим, в Союзе писателей, Союзе кинематографистов, Союзе театральных деятелей и так далее, и соответствующими правами. Именно поэтому 1930-1980-е годы литературный процесс в СССР характеризуются систематическим сокращением числа настоящих писателей, подменой их ЧО-ими либо ЧИЧП-ими. Потомкам практически не осталось произведений, которые бы честно рассказывали о том, как жили советские люди во второй половине 20 века; лишь в начале 21 века стали появляться подобные книги писателей Группы 17, например.
С победой Великой криминальной революции ⌠кормушки■ советские для ЧП-их кончились, ⌠крыша■ государства перестала существовать, бывшие советские литераторы оказались один на один с ЧЧ-ими, ЧО-ими, ЧИЧП-ими и ЧНС. Как во всем мире, как во все времена. На Руси первым стал получать гонорары А. Пушкин, что не избавило его от банкротства и оставления пяти детей по смерти его с пятьюдесятью тысячами ассигнаций долга. Один из самых печатаемых и самых тиражных советских поэтов К. Чуковский большую часть жизни был занят выбиванием из издателей хоть каких-то положенных ему денег. Даже У. Фолкнер и И. Бунин вплоть до получения Нобелевской премии жили весьма стесненно, перебиваясь на литературные заработки. А. Чехов вырвался из пут бедности только после того, как император Николай Второй по ходатайству членов Пушкинской академии прервал действие кабального договора писателя с издателем Марксом. Большинство же ЧП-их во все времена и по сей день на планете Земля выживали лишь мечтами о внезапной гонорарной удаче, довольствуясь побочными доходами от других видов деятельности. Л. Н. Толстой, к примеру, жил за счет доходов от своих графских имений и землевладений, намеренно отказываясь от гонораров сам и отказав в них своим наследникам. Державин стал заниматься поэзией основательно после выхода в отставку и получения десятитысячерублевой серебром ежегодной ренты от императрицы Екатерины Второй за то, что сумел взять в плен и передать в руки А. Суворова мятежного Е. Пугачева. Н. Некрасов, будучи колоссально популярным поэтом, был богатым человеком не за счет гонораров, а потому, что оказался успешным издателем, знатоком книжного рынка и покупательского спроса. Столь разрекламированная якобы особая любовь русского народа к серьезному чтению является мифом, порожденным борьбой с общенациональной неграмотностью в 1920-годах. На самом деле, самыми читающими нациями в истории человечества следует признать лишь англичан и французов 1820 √ 1914 годов √ по показателю числа ЧП-их, сколачивавших целые состояния исключительно литературным трудом: Ч. Диккенс, А. Дюма, Д. Джером, Э. Сю, Л. Буссенар, Б. Шоу и буквально около сотни других. Российские народы, в основной своей массе традиционно сильно пьющие, выбравшие даже лидером своим-первым президентом алкоголика Ельцина, менее всего нуждаются, да и никогда не нуждались, в литературе гениев класса Пушкина и Гоголя. Ибо на Руси во все времена культура и знания вбивались в сознание масс кнутом и батогом. Вспомним первого русского просветителя Адашева, реформы императоров Петра Первого, Елизаветы Первой, Павла Первого, Александра Первого, Милютинские реформы при Александре втором, попытки графа Витте при Александре Третьем и Николае Втором добиться поголовного знания русским народом хотя бы алфавита, грандиозный проект не только ликвидации безграмотности среди нацменьшинств, создание новых национальных алфавитов, но и национальных Академий Наук при Ленине и Сталине, международные контакты научной и культурной общественности внутри страны и с внешним для СССР мире при Хрущеве и Брежневе┘ Всякий раз все усилия реформаторов по истечении энергии первого рывка уходили в песок, российские народы упорно стремились вернуться к скотскому состоянию полуопохмела и выживания вместо желания полноценно жить. Ибо в основной инертной массе своей всякий народ состоит из ЧНС, руководили всегда и руководят по сей день им исключительно ЧНС, которые и реформы-то проводили и проводят по подсказке лишь: Адашева ли, Сперанского ли, графов Милютина либо Витте или Столыпина, не понимая при этом ни причин, порождающих реформы, ни значения их. Нынешняя уголовно-олигархическая власть СНГ, захватившая общенародную собственность СССР, ничем не отличается от своих предшественников, ибо состоит исключительно из ЧНС, имея в окружениях своих тоже лишь ЧНС. Им содержать Союзы писателей ни к чему, ибо они просто не понимают: зачем нужны ЧП-ие? Они нуждаются лишь в ЧО-их. Отсюда √ и оскудение числа авторов реалистической прозы в РФ, столь мощный наплыв в использующую лишь инсинуации современную русскую журналистику ЧО-их: рынок, спрос порождает предложения.
Казалось бы, если следовать здравой логике предыдущих трех глав данного эссе, то в России, как это произошло в конце 20 века во всех европейскоязычных странах планеты, число ЧП-их должно было бы сократиться до минимума, собственно русские писатели должны были бы исчезнуть, замененные представителями декаданса, пишущими на потребу извращенных эстетов всей планеты, но только не для российских народов, но┘ именно 21 век вдруг объявил о появлении в России и за ее рубежами целой плеяды русских писателей-реалистов, работающих в духе классической школы критического реализма. Более того, если в советский период русские писатели, следуя требованиям самоцензуры, самооскоплялись, кастрируя как раз-таки гуманистическое содержание своих произведений, то вскоре после вакханалии перестройки все больше и больше русских ЧП-их, не пожелавших стать ЧО-ими, стали создавать произведения высокохудожественные и высокогуманные, совсем не похожие на тот вал модернисткой псевдолитературы и пошлости псевдодетективов, которыми оказался завален с 1987 года книжный рынок России и других читающих по-русски стран. В достаточно четком виде оформились и границы двух совершенно разных литератур: русской, как таковой, √ и русскоязычной. Авторы последней проживают и издаются, в основном на территории столиц и крупных городов России и СНГ, в ФРГ, Израиле, в США, представляют читателю Россию выдуманную, угождая вождям Криминальной русской революции, ЧНС и ЧО-им, становясь при этом, в свою очередь, ЧО-ими. Истинно русские писатели живут в провинциях России и СНГ, пишут о том, что знают, так описывают Русь, как понимают и оценивают произошедшие вокруг них перемены в обществе, пережив их и телами своими, и душами. Глубина пережитого русскими писателями событий, произошедших в период скола общественно-экономических формаций в СССР, слишком глубока, уровень понимания ими сути проблем, стоящих перед российским обществом, слишком высок, чтобы эти новые писатели-реалисты России (независимо от места их проживания) занимались игрой в литературу, на какую настраивают их ЧО-ие России, а также западноевропейские и американские издатели и всякого рода международные культурные фонды.
Последние поставили перед собой вполне конкретные и четкие задачи: уничтожить своеобразную русскую культуру любыми способами, не взирая ни на какие затраты. Фактически они уже уничтожили культуру германскую, датскую, голландскую, чилийскую и другие оригинальные европейские и американские культуры. Вакханалия эта развивается по специально разработанной ЧО-ими методике, анализ которой занял бы чересчур много места и неуместен в настоящем эссе, но главным пунктом этой агрессии на мультикультурную духовную сущность человечества следует признать теорию глобализации, принятую едва ли не всеми правительствами планеты и ЧО-ими в качестве руководства к действию. Выхолащивание национальных основ оригинальных литератур под эгидой одной-единственной, привело в свое время к оскудению литератур малых народов СССР, исчезновению практически полному литературы на хидиш, исчезновению фольклора американских индейцев, к перетеканию представителей сугубо палестинской культуры в соседние Сирию и Египет, к полной зависимости двуязычной культуры Канады от масс-культуры США и так далее. Русско-пишущие ЧО-ие, выдаваемые СМИ за крупнейших нынешних писателей России, характеризуются в творческом своем единстве этими двумя главными качествами, доказывающими их нерусскость: антипатриотизмом и нарушением законов жанров, а также стремлением быть похожими на писателей-иностранцев, угождением низменным вкусам давно уже глобализованной мелкобуржуазной и очень мало читающей публики.
Следует отметить, что если еще в конце 20 века развал строгой иерархии жанров в русскоязычной литературе воспринимался критиками под аплодисменты ЧО-их новаторством и эталоном для подражания, то с приходом на книжную арену русских писателей Группы 17 сразу стало видно, что все революции в области жанрового разнообразия русской литературы являются лишь свидетельством непрофессионализма русскоязычных литераторов и способом подмены ими видимостью творческой деятельности настоящего писательства, как такового. Образно говоря: если литератору нечего сказать глубинного читателю, достичь его сердца правдой образов и событий, то он начинает манипулировать с жанрами и языком, отвлекать внимание читателя на не достойные внимания ЧЧ-их детали и производить прочие манипуляции над общественным сознанием, темы для которых берутся такого рода литераторами из желтой прессы и из выступлений ЧО-их. Оригинальничанье, то есть стремление выглядеть оригинальным, а не быть им, становится главной, а порой и единственной художественно-эстетической задачей такого рода автора. Пример: писатель планетарного масштаба 1930-1950 гг А. Чапыгин так увлекся диалектизмами, что книги его, в конце концов, стали неудобочитаемыми для массового ЧЧ-его и ЧИЧ-его, а в настоящее время и вообще непонятными для молодежи. Второй пример: А. Ким, стремясь быть вычурным и экзотичным во всем, превратился в анахронизм, интересный лишь уходящему поколению бывших советских ЧЧ-их. Давно оторвавшийся от жизни и проблем киргизского народа и никогда не бывший русским писателем, замечательный киргизский писатель 1960- годов Ч. Айтматов принялся с конца 1960-х выдумывать сказочные истории, выдавая их за легенды своего народа, достиг пика популярности в период измены советского народа себе самому в период перестройки, но┘ тут же перестал быть интересным ЧЧ-им и ЧИЧ-им у себя на Родине, а с приходом к власти Ельцина практически стал чужим в России, забытым в Европе. Бывший популярный комсомольский писатель В. Аксенов, превратившийся в активного проповедника идей сионизма и израильского национал-социализма на русском языке, существует вне сознания русского ЧЧ-его несмотря на гигантские средства, вкладываемые в его пиар ЧО-ими. В России оный литератор существует в качестве еврейского писателя американского происхождения, пишущего о России на русском зыке точно так же, как если бы я знал идиш либо иврит, писал бы на нем, то почитался бы в Израиле все-таки русским писателем германского гражданства, пишущем на этих языках, но ни в коем случае писателем еврейским. Равно как книги мои, изданные на немецком языке, не делают меня писателем немецким, хотя являюсь я гражданином ФРГ. Я √ писатель русский. Как любой из членов Группы 17 Союза писателей России.
Эту простую диалектическую конструкцию, позволившую в 1990-х вытеснить русских писателей-реалистов с книжного рынка русскоязычными литераторами прекрасно понимают на Востоке, где писателей Группы 17, например, признают лучшими писателями современной России, но для полуграмотной Западной Европы (в 80-миллионной ФРГ насчитывается более 5 миллионов взрослых людей, не знающих алфавита) этот факт не доступен для понимания даже в среде издателей и книготорговцев. Они по-прежнему ищут в русской литературе русскоязычных и повторяющих западные штампы литераторов, объясняя растерянным ЧЧ-им своих стран, удивляющимся отсутствию высокой художественной литературы русских писателей на книжных полках Европы и США, что Россия умерла, литературы, как таковой, у нее нет, культуры тоже, остался сплошной лубок и пародия на культуру, что о современной России просто некому писать √ вывелись настоящие писатели, остались вот только Пелевин, Аксенов, Солженицын, Толстая да Сорокин. Удивление западноевропейского читателя по поводу исчезновения русских писателей √ это не гипербола, выдуманная автором этих строк, а едва ли не ежедневно слышимое и читаемое им в ФРГ утверждение. Только вот я, например, в силу специфики своей профессии, слышу германских ЧЧ-их, а те же германские издатели и книгопродавцы нет. Объяснение этому курьезу простое: книгоиздатели и книготорговцы (КИК-ы), стоящие в цепочке между ЧП-ими и ЧЧ-ими, не являются ни производителями товара, ни его потребителями, зато, будучи всего лишь посредниками, имеют основной доход от реализации производимой ЧП-ими и издательской промышленностью продукции. Поэтому, в силу специфики своих профессий, они заинтересованы вовсе не в том, что волнует ЧП-их и вынуждает последних тратить время своей жизни на сидение за письменным столом и на порождение фантазий и размышлений о темах вечных, а в том, чтобы проходящий через их руки товар требовал минимальных затрат на свое производство и реализацию, давал максимальную прибыль в максимально короткое время.
Идеальная книга в сознании КИК-ов √ это книга, за производство которой заплатит некто другой, а весь доход от производства получат КИК-ы. Потому именно они, а не ЧП-ие диктуют книжному рынку свои условия; не ЧП-ие и не ЧЧ-ие, а именно КИК-ы несут полную ответственность за состоянием книжного рынка планеты, за уровень информированности населения своих стран и, в конечном счете, за уровень культуры и уровень безопасности держав, на языке которых они издают книги. Но именно этого не хотят видеть и понимать ЧО-ие, распоряжающиеся финансовыми потоками внутри стран, которыми они руководят, а потому повсеместно, кроме нескольких стран оставшегося социалистического лагеря, государства поддерживают деятельность только тех издательств, руководство которых делится доходами с распоряжающимися финансами чиновниками, находясь с оными в преступном сговоре, именуемом коррупцией. То есть самыми сильными и самыми обезопасившими себя издателями следует признать в 21 веке издателей, работающих по криминальным схемам. Самая распространенная √ отмывка ⌠грязных денег■ путем издания книг небольшим тиражом с объявлением тиража громадного и быстро раскупленного, принесшего книготорговцу наличных доход, исчисляемый цифрой со многими нолями, которая вносится в банк, принадлежащий, как правило, самим издателю и книгопродавцу, с выплатой налогов и получением вотума доверия со стороны государства на право КИК-ам распоряжаться деньгами, которые были ими получены вовсе не от производства и продажи книжной продукции, а со стороны. Такого рода КИК-ы и формируют общественное мнение в виде заявлений о том, что: ЧП-их с изобретением Итернета становится все меньше, печатать им некого; что публика не нуждается в произведениях высокой художественной и моральной ценности, ее следует ублажать дешевыми поделками и примитивным чтивом; что та или иная национальная культура изжила себя и морально устарела, а потому нуждается во включении во всеобщую систему глобализации; и так далее, и тому подобно. На определенном этапе дискредитации обыденного сознания КИК-ы вступают в сговор с ЧО-ими, как это случилось в 1930 году в СССР и наблюдается в настоящее время в России, порождают цензуру, имеющую вполне конкретные задачи в виде защиты правящего режима не только от нечаянной выдачи государственных секретов, но и от внутренней оппозиции в лице ЧП-их и ЧЧ-их, главных врагов всякой власти. Включение этого механизма контроля за действиями ЧП-их сокращает и без того ничтожное число настоящих писателей в несколько раз, порождает через короткое время внутреннюю цензуру в душах ЧП-их. И на книжные полки вываливаются так называемые харизматические книги. В СССР таковой книгой можно было признать роман ⌠Как закалялась сталь■ Н. Островского и ⌠Повесть о настоящем человеке■ Б. Полевого, в современной России таковых пока не наблюдается.
Вообще-то в послепереворотной криминальной России ЧО-ие ищут харизматических авторов для выполнения ими социального заказа криминальных структур в течение уже двух десятилетий. Сначала перебирались имена известных диссидентов √ якобы оппозиционеров советской власти, оплачиваекмых КГБ СССР, но оказавшихся полностью оторванными от российских народов и потому отвергнутыми. Вторым этапом явилось воспитание молодых авторов нового типа, выполняющих социальный заказ новой власти по созданию пиара криминальному миру своей страны и по изменению нравственно-этических догматов общества, произведения которых не нашли отклика в среде не только ЧЧ-их, но даже у ЧИЧП-их, ЧНС и у множества ЧО-их. Третьим рывком можно признать желание руководства страны и КИК-ев возложить ответственность за провал в деле воспитания населения в удобном власти духе в руки тех ЧП-их, которые были в фаворе у ЧЧ-их и ЧИЧП-их в советское время, предложив бывшим советским писателям самостоятельно разработать идеологическую концепцию страны, которую, однако, ЧП-ие не признают в полной мере своей, ибо оной руководят лица, предавшие интересы народа, породившего их и ЧЧ-их. Попытка тупая в сути своей и обреченная на неудачу. Она идет от непонимания ЧО-ими РФ того, что ЧП-ие могут быть только оппозиционерами власти, противниками любого режима насилия человека над человеком, и уж тем более режима, созданного бывшей партийно-паразитической верхушкой СССР и уголовными преступниками. Ведь даже обласканный Сталиным М. Шолохов на протяжении многих лет боролся с системой НКВД, защитив более сотни безвинно обвиненных карательной системой людей, писал речи Н. Хрущеву, раскрывающие недостатки сталинской системы правления государством, отказал Л. Брежневу в приеме и выступил на 23 съезде с резкой критикой генерального секретаря ЦК КПСС, обвинив того в неспособности руководить державой. Совершившие в 1991 году государственный переворот ЧО-ие и ЧНС были не только неподготовлены с идеологической точки зрения к преступлению, но и по менталитету своему не были способны найти достойных идеологов нового режима власти в РФ из числа ЧП-их, доступных их вниманию. Отсюда √ и эта вышеперечисленная череда замен одних псевдоклассиков другими. ⌠Кремлевские соловьи■, как метко назвал русско-пишущих литераторов русский писатель П. Алешкин, признанные лишь Западом русскими писателями, хотят быть таковыми, но, будучи в менталитете своем антирусскими, быть таковыми фактически не могут. Писатели Группы 17 являются по сути своей русскими писателями, но ЧО-ие, ЧИЧП-ие, ЧНС РФ не желают признавать этого факта.
Та же самая ситуация была в России 1920-х годов, в Германии 1930-х, в Испании всего периода правления там генерала Франко, в Чили во время правления там генерала Пиночета и так далее, и тому подобное. Но Сталин, Гитлер, Муссолини и Мао, будучи ЧП-ими, а также патриотами государств, попавших им под власть, разрешили эту проблему каждый по-своему, но во многом и одинаково. Франко, Пиночет, Спенсер, греческая хунта, ельцинская камарилья, будучи всего лишь компрадорской буржуазией и ЧНС, не только не были в состоянии воспользоваться их опытом в связи со своей малограмотностью, но даже не оказались в состоянии задуматься о сути своих обязанностей перед подвластными народами. Сделав ставку в период совершения государственных переворотов на ЧНС и ЧИЧП-их, эти режимы остаются верными этой категории населения исключительно в силу стадного инстинкта, присущего ЧНС. Компрадорские режимы (диктаторские ли, притворяющиеся ли демократическими) пытаются в период своего всегда недолгого (не более 50 лет) существования произвести реформы образования, в сельском хозяйстве и в гражданском строительстве, почитая разрешение оных проблем главными для поднятия собственного рейтинга в глазах подданных. Но всегда эти программы проваливаются. Примеры: последние десять лет правления Л. Брежнева и руководство М.Горбачевым Продовольственной программой СССР, показушные реформы В. Путина, А. Пиночета и так далее. Ставка подобного рода реформаторов на ЧНС, преследование ЧП-их приводят к деструктуризации государственной системы. А сотрудничать с настоящими ЧП-ими (писателями, философами, экономистами, историками и так далее) оные реформаторы не могут по-настоящему √ как следует сотрудничать ученикам с учителями, как это делал, например, Сталин, √ они в азарте и в восторге от наличия в своих руках призрачной власти над всем живым на земле совершенно забывают, что уши даны им для того, чтобы слышать, глаза √ чтобы видеть, руки - чтобы отдавать и делать. Они вещуют, они поучают, они ругают, они стараются показать, что знают все ответы на все вопросы, так часто и так уверенно, что, в конце концов, сами начинают верить в свою исключительность и в свое знание, как справиться с проблемами, стоящими перед попавшими в их лапы державами. И тогда случается коллапс┘
Но о коллапсе как-нибудь потом. Пока же заметкам о сущности и значении ЧП-их, живущих внутри стада ЧНС┘
КОНЕЦ