Незримо на степных просторах
Центральной Азии с переменным успехом идут сегодня невидимые сражения. Еще без применения войсковых подразделений, без
грохота орудийных залпов и лязганья танковых гусениц.
Но линия фронта уже
обозначена и победитель получает все, что составляет сегодня казахстанское
общество: его прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, сегодня можно
говорить о втором пришествии Ислама на просторы казахских
степей...
Речь идет о
мировоззрении,
которое составляет основу любого общества.
География, история и природные условия
Великой степи сформировали определенный этнический тип - казахов, народ,
населяющий огромную территорию Центральной Азии.
"Засушливую
степь мог освоить только пастух, но, чтобы выжить там и процветать,
кочевник-пастух должен был постоянно совершенствовать свое мастерство,
вырабатывать и развивать новые навыки, а также особые нравственные и
интеллектуальные качества" Так, по
мнению авторитетного английского историка Арнольда Тойнби
формировалось номадическое
мировоззрение, сохранившееся наиболее полно в казахском народе представляя собою особенность казахского
исторического наследия. Имя ему -
вера в
Аруах. Этот феномен
позволял казахам обходится в духовном быту без фиксированных
канонических учений, без богословских писаний? cохранять языковое и национальное единство, избегать
религиозных
войн.
Но
прежде, чем анализировать современные мировоззренческие столкновения, связанные с новой экспансией ислама, необходимо вспомнить историю
проникновения его в евразийские
степи.
Первые попытки проникновение учения Мухаммада на территорию Великой Степи относятся еще
к
8 -10 векам.
В 8 веке Хан Мухан в на землях Маверанахра
(современная территория Узбекистана, Кара-Калпакии
и
частично Южного Казахстана) собрал под свои знамена представителей всех
религий
и мировоззрений (манихейцев, христиан
несторианского
толка, зороастрийцев, буддистов), в белых одеяниях
поверх кольчуг и панцирей дал первый вооруженный отпор завоевателям в лице
арабов-мусульман.