TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”.

     

    Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – получил очередное письмо из России с очередным выпадом адресанта против власти. Второе – открыл стихотворение Корнилова “Вошь” (1932), заставившее меня полезть в Интернет с запросом: “тиф в СССР в конце 20 – начале 30 годов”.

    "Первопричиной этих событий, конечно, была коллективизация, которая привела к массовой миграции населения в города и к расцвету беспризорничества,

    А города с их ударными стройками совсем не были готовы к наплыву беженцев из голодающей деревни. Говоря современным языком, для них не было никакой инфраструктуры: ни жилья, ни магазинов, ни поликлиник, ни больниц” (https://chel.aif.ru/society/35_rayonov_porazheny_sypnyakom_v_1934_godu_yuzhnyy_ural_perezhil_epidemiyu_tifa).

    Вошь

     

    Вошь ползет на потных лапах

    по безбрежию рубах,

    сукровицы сладкий запах

    вошь разносит на зубах.

    Вот лежит он, смерти вторя,

    сокращая жизни срок,

    этот серый, полный горя,

    полный гноя пузырек.

     

    Как дробинку, можно трогать,

    видеть глазки, черный рот,

    из подмышки взять под ноготь -

    он взорвется и умрет.

     

    Я плыву в сознанье рваном,

    в тело налита жара,

    а на ногте деревянном

    засыхает кожура.

     

    По моей мясистой туше

    гибель верная идет,

    и грызет меня и тут же

    гниду желтую кладет.

     

    День осенний смотрит хмуро.

    Тридцать девять.

    Тридцать пять.

    Скачет вверх температура

    и срывается опять.

     

    Дурнота, тоска и муки,

    и звонки со всех сторон.

    Я плыву, раскинув руки,

    я - уже не я, а он.

     

    Разве я сквозь дым и стужу

    пролетаю в край огня?

    Кости вылезли наружу

    и царапают меня.

     

    Из лиловой грязи мрака

    лезет смерти торжество,

    и заразного барака

    стены стиснули его.

     

    Вот опять сиделки-рохли

    не несут ему питье,

    губы сини, пересохли -

    он впадает в забытье.

     

    Да, дела непоправимы,

    ждали кризиса вчера,

    и блестят, как херувимы,

    голубые доктора.

     

    Неужели же, товарищ,

    будешь ты лишен души,

    от мельчайшей гибнешь твари,

    от комочка, ото вши?

     

    Лучше, желтая обойма,

    гибель верную яви,

    лучше пуля, лучше бойня -

    луговина вся в крови.

     

    Так иль сяк, в обоем разе

    всё равно, одно и то ж -

    это враг ползет из грязи,

    пуля, бомба или вошь.

     

    Вот лежит он, смерти вторя,

    сокращая жизни срок,

    этот серый, полный горя,

    полный гноя пузырек.

     

    И летит, как дьявол грозный,

    в кругосветный перегон,

    мелом меченный, тифозный,

    фиолетовый вагон.

     

    Звезды острые, как бритвы,

    небом ходят при луне.

    Всё в порядке.

    Вошь и битвы -

    мы, товарищ, на войне.

     

    1932

    Разница между авторами письма и стихов – принципиальная. Первый не хочет пальцем о палец ударить, чтоб число безобразий в стране уменьшить (он-де не специалист). Он преуспевает в полутворческой сфере, и на что он ни жалуется в письмах, по его собственному признанию, его лично не касается. Второй вшей воспринимает как внешних и внутренних врагов социализма, который свой. Сама грязь, понимай, есть следствие наличия этих врагов. (В чём-то он даже прав. Приняв силовой путь к коммунизму, естественно возбудить враждебность противников его {не себя же винить в выборе силового пути, он казался единственно возможным}. Враждебность извне обещала скорую войну. Чтоб к ней готовиться, пошли на силовую коллективизацию на селе {тракторам не годится черезполосица личных наделов земли}.) Силовая коллективизация была идеей Троцкого, присвоенная Сталиным себе. Корнилову, троцкисту в душе, плевать на тяжбу вверху. Раздрай в деревне есть продолжение революции. Ничего не поделаешь. И вошь из-за того раздрая – такой же естественный враг социализма, как и все остальные его враги. И – приемлется в таковом качестве: "смерти торжество”, “пуля, бомба или вошь”. “Всё в порядке. / Вошь и битвы…”. Знаменательна даже предударная рифма: "товарищ / твари”.

    Неприятие плохого у нынешнего, по сути, врага России, и некое приятие плохого у воителя за страну.

    Я в противоречии привык видеть залог художественности. – Так не являются ли художниками оба?

    Нет. Художественность – это когда воспевается два “хорошо” (или два “плохо”). У Корнилова одно хорошо – битва за социализм, другое для-себя-хорошо – это всяческая негативность живому у вши: "на потных лапах”, “сукровицы сладкий запах”, “враг из грязи”, “дьявол грозный”. – Два “хорошо сталкиваются” и дают выражение третьего хорошо – идеала трагического героизма.

    А у адресанта такого столкновения нет. Есть столкновение наличного материального “плохо” с идеальным “хорошо”. Значит, он живёт не художественно.

    Сближения с Корниловым получилось лишь внешнее.

     

    29 июля 2020 г.

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый . . .

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

    Все это, видите ль, слова, слова, слова… Пушкин. Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо . . .

03.08.2020
08:46

Сикось-накось

    В название я вынес впечатление от такой картины. Тюленев. Белая ночь. 1992. А подвигнула писать статью такая цитата: "…как будто кричит этими работами Виталий . . .

02.08.2020
08:53

И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею

    Пишу нагло. Заголовок написал до ознакомления с произведениями Жиляева. – Как смею? – По аналогии с Дмитрием Венковым, имя которого стоит перед именем Арсения . . .

01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100