Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
14.08.2020 |
|
13.08.2020 |
|
12.08.2020 |
|
11.08.2020 |
|
10.08.2020 |
Одно спасение - что ошибки учат
|
09.08.2020 |
|
08.08.2020 |
|
07.08.2020 |
|
06.08.2020 |
|
05.08.2020 |
|
04.08.2020 |
|
03.08.2020 |
|
02.08.2020 |
И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею
|
01.08.2020 |
|
31.07.2020 |
|
30.07.2020 |
|
29.07.2020 |
С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения. Триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) “Сад земных наслаждений” переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера. На картине изображены облеченные в плоть галлюцинации…” (https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/syurrealizm-iskusstvo-iz-glubin-podsoznaniya-cheloveka). Но. У Босха весь кавардак противопоставлен пленительным далям. Фрагмент центральной чести "Сада земных наслаждений", освобождённый от фигур. И столкновение кавардака тут с пленительностью там даёт катарсис, который можно осознать как Гармония низкого и высокого (см. тут). А Босх и был-то современником Высокого Возрождения. У Дали такого столкновения нет. Хаос на земле и в небе. Один автор видит "в центре – изображение мужчины, как две капли воды похожего на самого Дали” (https://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8/).
И намекает, что это его умерший младенцем старший брат. Тогда в центре можно видеть вагину, роды и думать про грешность самого акта рождения. И что? Полёт ангелов вокруг этого акта есть противопоставление низкого и высокого? Тоже с гармонией в итоге? Как-то сомнительно. По-моему, вероятнее, что этот кавардак в небе, на земле и в красках есть честный простой образ истерики, которою Дали пользовался с раннего детства, чтоб выводить у окружающих по своему то, что ему вздумается. Нет тут никакой загадочности. И никаких аллюзий, считающихся (по мнению автора первой цитаты) признаком сюрреализма. И никакой художественности. Если считать художественностью следы подсознательного идеала автора. Так какой, к чёрту, подсознательный, когда так всё очевидно. Он просто тут слишком молодой, чтоб ловчить, как когда повзрослел. (Тут ему 17 лет.) Строптивость шептала ему, что обычное живописное бунтарство (которое в Европе началось в прошлом веке импрессионизмом) не делает его бунтарём теперь, спустя почти полвека. Дали. Виллабертран. 1913. Дали. Голландский интерьер. 1914. Дали. Фиеста в Фигерасе. 1914 - 1916. Дали. Лодка. 1918. И так далее. И то же – с последующими бунтарскими живописными стилями. Что делать? – Вот он и дёрнулся некий раскардак изобразить. А потом сообразил подобное нагрузить, красиво выражаясь, аллюзиями. Ибо и сам чувствовал и про других знал, что так думают, что должна быть какая-то непонятность, иначе художественностью не признают. А ему нужна была признательность. Вопреки капризности и истеричности, противопоставлявшей его всем. Он даже постарался быть честным – не выдумывать непонятности. Понимал: будет чувствоваться, что от головы это, от сознания. А тут подвернулся Фрейд с его подсознанием. О! Сны надо рисовать. Вот уж будет непонятность! И ненадуманная, а естественная. Вообще-то это возможно. Мне во сне раз стих приснился (а днём мне сами собой стихи не сочиняются): Судьба, судьба… Судьба снов прекрасных, Столь явных и ясных, И всё-таки только … напрасно. Я проснулся и запомнил. А он просыпался и зарисовывал. Но к подсознательному идеалу это вряд ли относится. Так что я сюрреалиста Дали не могу считать художником. – Прикладник, в лучшем случае. А лучше – околоискусство это. Ибо занимается иллюстрированием того, что видел во сне. Чем это отличается от иллюстрирования чего-то знаемого в бодрствующем состоянии… 11 июня 2020 г.
|
28.07.2020 |
Рождение сюрреализма у... левых
|
27.07.2020 |
Недостаток как продолжение достоинства
|
26.07.2020 |
Быть логичным не значит быть правым
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"