TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся.

    Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), и что, следовательно, раз от сознания всё, то эта вещь нехудожественна, - как меня посетили сомнения. Очень сложного свойства.

    Я вспомнил Беньямина. Он аморальность капиталистической социальности (Первой мировой войны как должного и нормального – всегда, мол, воевали) назвал асоциальностью. – Вот такое, наверно.

    Шухаев. Полк на позициях. 1917. Не окончена.

    И подобное, спокойное, того же Шухаева, в виде подготовительных рисунков к этой картине.

    Так кардинальное неприятие такой асоциальности (миллионы убитых) рождает в качестве социальности… изоразвлечение.

    Арп. Без названия. 1917.

    В частности – кино.

    "Живописное полотно приглашает зрителя к созерцанию; перед ним зритель может предаться сменяющим друг друга ассоциациям.

    Перед кинокадром это невозможно. Едва он [зритель] охватил его взглядом, как тот уже изменился… Дюамель… характеризует это обстоятельство так: "Я больше не могу думать о том, о чем хочу. Место моих мыслей заняли движущиеся образы."” (https://e-libra.ru/read/386699-proizvedenie-iskusstva-v-epohu-ego-tehnicheskoy-vosproizvodimosti.html).

    Так, собственно то же сделал Битов в своём “Коне” – например, ежестрочное переключение внимания читателя на эволюции слоняющейся по Сухуми компании, описываемой “я”-повествователем, отвлекающимся на описание собственных четверть-мыслей, по более или менее далёкой ассоциации с окружающим. Скачки я стану обозначать греческими буквами в скобках (ещё одно предуведомление: Битов себя телесного обозначает местоимением, напечатанным косым шрифтом, а себя духовного – прямым):

    "…я более или менее с чистой совестью передоверил его Миллиону Помидоров [кличка такая], и они побрели (α) “по белым кудрям дня” (выражение Даура Зантария, кажется, из Есенина).

    (β) Если у современного героя и стёрлись черты лица и вылезли кудри, то у белого дня они остались. Чистый его локон окунулся в Чёрное море в виду белоснежного лба гостиницы “Абхазия” (γ) (построенной по проекту академика Щусева, (δ) как и гостиница “Аджария”, что в Батуме, для запланированной Сталиным конференции стран-союзников, (ε) ни там, ни там, однако, не состоявшейся, (ζ) а потому получившей название Ялтинской). (η) Чтобы скобки не были такими длинными, с этого и начнём подслушивать их разговор (θ) в кафе “Амра”, что выдаётся белым молом в Чёрное море напротив гостиницы “Абхазия”…”.

    Балуется Битов.

    Это у него от ненависти к советской власти, которую он за её прегрешения считает асоциальной, имея в подсознании какой-то другой идеал социальности.

    Клокотание ненависти оправдано: Ялтинская конференция была зимой 1945 года. Страна в разрухе.

    "Нацистская армия, отступая из Крыма, разграбила Ливадийский дворец – оккупанты вывезли даже обои и дверные ручки. Мебель и продукты для конференции завозили со всего Советского Союза, в Ливадии, Кореизе и Алупке в ходе подготовки были установлены несколько электростанций” (https://zen.yandex.ru/media/crimeainform/konferenciia-na-nepotopliaemom-avianosce-5e387a1ae0d0b71a458b89a9).

    Так надо было это дублировать ещё и строительством “Аджарии” в Батуми? – Ну да, если на народ – плевать.

    Пишется это Битовым в 1983 году. Имея в виду, в частности, сохраняемые более или менее в секрете от народа привилегии номенклатуры (которые есть мизер по сравнению с тем расслоением, какое обрушилось на Россию с реставрацией капитализма, наставшей через 8 лет после создания “Коня”). Посему можно думать, что периферийный капитализм не был подсознательным идеалом Битова в 1983 году. – А что?

    Тайные привилегии номенклатуры были явным отступлением от социализма. Можно ли думать, что подсознательным идеалом Битова был настоящий социализм? И его достижение ему – в том же его подсознании – “виделось” в каком-то благом для всех сверхбудущем? Именно в сверхбудущем, так как мерзость наблюдаемого в 1983-м такова, что аж вон, какие кульбиты вытворять автора заставляет его подсознательный идеал.

    И тогда “Конь” – произведение художественное.

    За то говорят и другие разборы моих вещей Битова (см., например, тут).

    15 июля 2020 г.

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый . . .

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

    Все это, видите ль, слова, слова, слова… Пушкин. Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо . . .

03.08.2020
08:46

Сикось-накось

    В название я вынес впечатление от такой картины. Тюленев. Белая ночь. 1992. А подвигнула писать статью такая цитата: "…как будто кричит этими работами Виталий . . .

02.08.2020
08:53

И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею

    Пишу нагло. Заголовок написал до ознакомления с произведениями Жиляева. – Как смею? – По аналогии с Дмитрием Венковым, имя которого стоит перед именем Арсения . . .

01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100