TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след Божественного вмешательства. (Я в детстве чуть не стал религиозным, наверно, это сказалось.)

    А теперь меня пронзило наблюдение Флоренского, что все картины Рубенса имеют диагональную композицию.

    "Можно ничего не понимать в сюжетах картин Рубенса, и все-таки с полной уверенностью установить бесспорный факт, что наиболее приметные, наиболее останавливающие внимание цветовые пятна попадают у Рубенса по одну сторону диагонали, делящей прямоугольник картины, тогда как по другую сторону той же диагонали располагаются цветовые пятна менее действенные” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm).

    Я бросился это проверять. Спросил поисковик: “Все картины Рубенса”, - и открыл.

    https://gallerix.ru/album/Rubens

    В пяти из первых шести репродукций это так или иначе подтвердилось. Белая Даная в общем-то справа от диагонали, а её служанка, полог и даже Зевс-дождь - темнее. И это - наиболее спорная из пяти очевидных.

    В шестёрке репродукций, лежащих ниже приведённой, опять в 5-ти видна явная диагональ. В следующей шестёрке - то же. В следующей все шесть явные. В следующей - опять 5 из 6-ти. В следующей - то же. Потом 4 из 6-ти, потом то же, потом 6 из 6-ти. - В общем, Флоренский прав.

    Но самое замечательное, что он вводит такое противопоставление:

    "Тут было сказано “конструкция в произведении” и “композиция произведения”, потому что конструкции подчинено не произведение, а действительность, произведением изображаемая, композиции же подчинено самое произведение… конструкция характеризует действительность саму по себе, в ее внутренних связях и соотношениях, в борьбе и содействии ее сил и энергий. А композициею характеризуется внутренний мир самого художника, строение его внутренней жизни… авторство устанавливается композициею не менее, чем прямою подписью имени художника.” (Там же).

    В последних словах Флоренский, наверно, всё же перегнул, но он мне подал мысль…

    Есть такое мало применяемое понятие идеостиль. А его очень ловко применять к мысли Якимовича, что как бы формулой барокко, общей идеей стиля барокко является "соединение несоединимого” (Барокко и духовная культура XVII века. В альманахе “Советское искусствознание '76 - 2” М., 1977. С. 99). Это общее западноевропейское настроение, которое произошло из-за усталости от крайностей религиозной войны Реформации с Контрреформацией, кончившейся миром, когда все решили, что противник противника должен терпеть. Каждый – своих границах.

    Диагональ – очень годится для обозначения границы. А Бельгия, где жил Рубенс, была как бы воплощением границы между католическими Испанией, Францией и протестантской Голландией. Вот Рубенсу и суждено, мол, было воплотить это соединение несоединимого наиболее выпукло.

    До чрезвычайности рискованное рассуждение. Но кому и обнародовать его, как не мне, человеку, не принятому в учёном мире искусствоведов, и потому ничем жизненным не рискующему.

    Можно продолжить мысль Флоренского и на Тинторетто:

    "…центральная симметрия у Тинторетто” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm). – Только я рассмотрю маньеристский период его творчества и только те картины, которые я когда-то уже разобрал.

    В самом деле, слева все изгибаются вокруг младенца (тот, правда, сдвинут влево вниз), а справа всё вьются вокруг указующих, чтоб все смотрели только на змия.

    А маньеризм, это идеостиль крайней поляризации сил перед вышеупомянутой религиозной войной: противников разврата католицизма (каким и был Тинторетто) и сторонников (Тициан). Первые были за примат духовности. Она всё должна пронизывать собою.

    "Если эту среду называть пространством, то во всяком случае оно не есть простор движениям, ибо густо, переполнено” (Там же).

    Но центр переполненности – символ веры. – Вот и явилась центральная композиция.

    “Страшный Суд” Микеланджело тоже с центральной симметрией: всё – кругами вокруг Иисуса.

     

    Вообще же, наверно, закона тут всё же вывести нельзя. Но какая б была жуть, если б можно…

    5 августа 2020 г.

     

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100