TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след Божественного вмешательства. (Я в детстве чуть не стал религиозным, наверно, это сказалось.)

    А теперь меня пронзило наблюдение Флоренского, что все картины Рубенса имеют диагональную композицию.

    "Можно ничего не понимать в сюжетах картин Рубенса, и все-таки с полной уверенностью установить бесспорный факт, что наиболее приметные, наиболее останавливающие внимание цветовые пятна попадают у Рубенса по одну сторону диагонали, делящей прямоугольник картины, тогда как по другую сторону той же диагонали располагаются цветовые пятна менее действенные” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm).

    Я бросился это проверять. Спросил поисковик: “Все картины Рубенса”, - и открыл.

    https://gallerix.ru/album/Rubens

    В пяти из первых шести репродукций это так или иначе подтвердилось. Белая Даная в общем-то справа от диагонали, а её служанка, полог и даже Зевс-дождь - темнее. И это - наиболее спорная из пяти очевидных.

    В шестёрке репродукций, лежащих ниже приведённой, опять в 5-ти видна явная диагональ. В следующей шестёрке - то же. В следующей все шесть явные. В следующей - опять 5 из 6-ти. В следующей - то же. Потом 4 из 6-ти, потом то же, потом 6 из 6-ти. - В общем, Флоренский прав.

    Но самое замечательное, что он вводит такое противопоставление:

    "Тут было сказано “конструкция в произведении” и “композиция произведения”, потому что конструкции подчинено не произведение, а действительность, произведением изображаемая, композиции же подчинено самое произведение… конструкция характеризует действительность саму по себе, в ее внутренних связях и соотношениях, в борьбе и содействии ее сил и энергий. А композициею характеризуется внутренний мир самого художника, строение его внутренней жизни… авторство устанавливается композициею не менее, чем прямою подписью имени художника.” (Там же).

    В последних словах Флоренский, наверно, всё же перегнул, но он мне подал мысль…

    Есть такое мало применяемое понятие идеостиль. А его очень ловко применять к мысли Якимовича, что как бы формулой барокко, общей идеей стиля барокко является "соединение несоединимого” (Барокко и духовная культура XVII века. В альманахе “Советское искусствознание '76 - 2” М., 1977. С. 99). Это общее западноевропейское настроение, которое произошло из-за усталости от крайностей религиозной войны Реформации с Контрреформацией, кончившейся миром, когда все решили, что противник противника должен терпеть. Каждый – своих границах.

    Диагональ – очень годится для обозначения границы. А Бельгия, где жил Рубенс, была как бы воплощением границы между католическими Испанией, Францией и протестантской Голландией. Вот Рубенсу и суждено, мол, было воплотить это соединение несоединимого наиболее выпукло.

    До чрезвычайности рискованное рассуждение. Но кому и обнародовать его, как не мне, человеку, не принятому в учёном мире искусствоведов, и потому ничем жизненным не рискующему.

    Можно продолжить мысль Флоренского и на Тинторетто:

    "…центральная симметрия у Тинторетто” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm). – Только я рассмотрю маньеристский период его творчества и только те картины, которые я когда-то уже разобрал.

    В самом деле, слева все изгибаются вокруг младенца (тот, правда, сдвинут влево вниз), а справа всё вьются вокруг указующих, чтоб все смотрели только на змия.

    А маньеризм, это идеостиль крайней поляризации сил перед вышеупомянутой религиозной войной: противников разврата католицизма (каким и был Тинторетто) и сторонников (Тициан). Первые были за примат духовности. Она всё должна пронизывать собою.

    "Если эту среду называть пространством, то во всяком случае оно не есть простор движениям, ибо густо, переполнено” (Там же).

    Но центр переполненности – символ веры. – Вот и явилась центральная композиция.

    “Страшный Суд” Микеланджело тоже с центральной симметрией: всё – кругами вокруг Иисуса.

     

    Вообще же, наверно, закона тут всё же вывести нельзя. Но какая б была жуть, если б можно…

    5 августа 2020 г.

     

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый . . .

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

    Все это, видите ль, слова, слова, слова… Пушкин. Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо . . .

03.08.2020
08:46

Сикось-накось

    В название я вынес впечатление от такой картины. Тюленев. Белая ночь. 1992. А подвигнула писать статью такая цитата: "…как будто кричит этими работами Виталий . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100