TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь.

    Сейчас я хочу ввязаться в гравюры Фаворского.

    Один раз я уже им занимался (см. тут) – получилось, что он артист.

    А чтоб рассказать вам, что такое артист по-моему, надо отвлечься от Фаворского. И будет ли вам интересно?.. – Ну, попробую покороче.

    Я различаю художника и эстета, артиста и ремесленника. (Какого чёрта вам вникать в мой эстетический мир? – С такого, что вы захотели узнать что-то неведомое про Фаворского. Он умер больше полувека назад, но имя это могло до вашего внимания дойти.)

    Итак.

    Художник для меня это впадающий в изменённое психическое состояние умелец. На него находит вдохновение – подсознательный идеал. Не вдруг находит, а под влиянием внешних обстоятельств. И они или сами рождают тот подсознательный идеал, или он, бывший осознаваемым, от аффекта уходит в подсознание и оттуда какой-то частью процесса творчества управляет. В произведении от этой части остаются следы: странности, недопонятности, большие неожиданности. Обычно автор после этого не любит говорить о сознанном произведении (слишком тонкая материя – выражение подсознательного идеала) или говорит, но искусствоведы к словам вне произведения относятся как ко вспомогательному материалу. А искусствоведы тут нужны, потому что странности и т.п. публика лишь “понимает”. Но не может сказать словами. И хочет, чтоб ей объяснили, что хотел “сказать” автор. Кавычки там и там – из-за подсознательности и у автора, и у восприемника. – Художник так творит только произведения неприкладного искусства.

    Эстет – произведения прикладного. Оно приложено, призвано усиливать, уточнять знаемые эмоции. Эмоции самые разные, какие только можно осознавать. (С неприкладным иначе – там считанных несколько типов идеалов, исторически, плавно превращающихся по кругу друг в друга, как, например, воитель Высоцкий сменился мирителем Окуджавой, который сам до мирителя был воителем. А смена произошла хотя бы – в первом приближении – из-за того, что Высоцкий умер, а Окуджава продолжил жить.) Примером знаемой эмоции является, скажем, комизм обмана. Так эстет композитор Гладков берёт и создаёт песню “Уно моменто”. Её можно назвать даже идеологической. Она приложена к идее обмана коммунистами народа, будто в СССР строится коммунизм. Сознаваемый идеал авторов фильма “Формула любви” – капитализм. Фильм выпустили в 1984 году, за два года до перестройки. Этот капитализм у них тогда уже не в подсознании был.

    В прикладном искусстве чаще используются образы, в неприкладном – противоречия. – Вот белиберда была в “Уно моменнто” образом лжесоциализма. А противоречие хриплого голоса Высоцкого (плохое) с героической темой (хорошее) давало вместе третье переживание, равное идеалу, которого Высоцкий в сознании не имел – анархия как управление при коммунизме (без центральной власти) и настоящий социализм как ежедневное приближение к такому управлению. Настоящий социализм, которого нету, и люди, если их разбудить его сделают, как в войну победили. Да вот всё не пробуждаются. Но вера оттого не ослабевает, а только нарастает.

    Теперь артист. Это тот, кто подсознательного идеала не имеет, но творит противоречиями, а если и образами, то очень неожиданными и странными.

    Наконец, ремесленник. Никакие идеалы, сознаваемые или подсознательные, не имеют значения для его работы. Морально – это подлипала.

    Итого – такая схема:

    "Уно моменто” – творение эстета-артиста. “У кошки четыре ноги” – эстета-ремесленника. Почему? – Пантелеев, соавтор “Республики ШКИД” "помнил только попавший в книгу первый куплет. Сергей Слонимский с помощью Киселева и Еремееева… угадал более-менее аутентичный мотив песни” (https://zen.yandex.ru/media/id/5bc1d4df35b68100aa414a64/u-koshki-chetyre-nogi-istoriia-pesni-mamochki-5ed36275a065127e10ad0b2d). – По принципу “чего изволите” – насчёт мотива. А слова – босяцкие – вряд ли сомнительно, что не ремесленные, хоть и от души.

    Слова артиста-прикладника о своём произведении вполне допустимо читать на полном серьёзе (подсознательного-то идеала у самого автора нет, так что и простые слова {от сознания} отразят что-то действительное). Вот и возьмём изображение и слова Фаворского.

    Фаворский. Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" Пушкина. 1959-1961.

    "Прежде всего я сделал главный титул. Его я делал несколько вариантов — более пышные и более простые. И мне хотелось туда включить цветы. Я вообще люблю цветы в композиции. Но тут получилось так, что цветы, собственно, не было смысла вводить ни для “Скупого”, ни для “Дон Гуана”, ни для “Моцарта и Сальери”, ни для “Пира во время чумы”. И я отверг эти решения и сделал более простое решение, где были лавр и кипарис.

    Когда решаешь титул, где, в сущности, очень немного изображения, а много белого, то очень важно, чтобы все это белое жило, чтобы все белое было бы пластично. Поэтому все, что входит туда, буквы и виньетки, должно очень активно относиться к этому белому.

    Поэтому кипарисовые ветки почти сели в этом белом, и белое вокруг них поднимается, а лавровые ветки дают воздух.

    И буквы я также взял постепенно утончающиеся к концу слов, так что они как бы больше и больше входили в белое и белое все больше и больше поднималось.

    Лавром и кипарисом я пытался выразить всю суть “Маленьких трагедий”” (Фаворский. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. С. 347).

    Нечто маленькое под нижней веткой лавра – это инициалы: В. Ф.

    Я чуть не вою от восторга от слов Фаворского. – Дело в том, что мне удалось вникнуть в фабулу очерёдности маленьких трагедий: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”, - зло у них убывает соответственно их очерёдности в цикле, что выражает подсознательный идеал Пушкина в 1930 году (консенсус в сословном обществе России):

    "Перед нами – через все четыре трагедии - проходит не очень-то и скрытый сверхсюжет об изменении сознания от зла к добру. А в каждой отдельной вещи происходит трагедия неосознавания самого себя. В “Моцарте и Сальери” – более подробная, чем в трех других” (http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin2_1.htm).

    Некоторые даже сослались на это открытие:

    "С. Воложин приходит к выводу, что “перед нами – через все четыре трагедии – проходит не очень-то скрытый сверхсюжет об изменении сознания от зла к добру” (40, с. 50)” (http://www.dslib.net/russkaja-literatura/malenkie-tragedii-pushkina-problemy-ciklovogo-i-simvolicheskogo-smysloobrazovanija.html).

    Представляете, каково мне читать у Фаворского про буквы, "утончающиеся к концу слов”? То есть про движение от черноты к белизне!..

    То есть Фаворский никаким подсознанием не учуял, что хотел нам “сказать” Пушкин, просто “это” – через текстовую противоречивость Пушкина – сообщилось его, Фаворского, привычке ради красоты всё делать противоречиво. И… художник с Пушкиным совпал в нашем (по крайней мере, моём) восприятии.

    У самого же Фаворского, если и допустить наличие собственного подсознательного идеала, то это будет скорее всего ницшеанское метафизическое иномирие – через красоту некрасивого (аморального), через соотношения белого и чёрного – выражает Никакое.

    Думая, что это красота.

    28 июня 2020 г.

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100