TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства . . .

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против большевиков после конца гражданской войны. Ни он реалист, чующий мещанство в комсомолках. – Он просто, - прав Эфрос, - насмешник надо всем модным. – Победили красные в гражданскую войну, победил коллективизм и, значит, принижение личности, - вот и посмеяться над победителями: выставить их отстранённым от людей космизмом нового мироустройства (в “Новой планете”). Одинаково отстранённым и от приветствующих новую жизнь, и отвергающих её. Или. Популярен комсомол, надежда новой жизни (устремление такое было аж вскоре введено в именование: социалистический реализм – в смысле – улавливание не просто нового в социуме, а нарождающегося прогрессивного) – ну так вскрыть порочность этой надежды (в “Комсомолках” 1926 года). Точно, как Эфрос про него писал:

    "Его искусство созерцательно-иронично. В нем спокойная усмешка скептика. “Клейкие листочки” он любит, однако он знает цену и судьбу их наивной зелёности” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html).

    Захваченный этой идеей Эфроса, я склонен теперь подозревать, что даже произведение 15-тилетнего Юона тоже было насмешкой: над тупо понимаемым реализмом.

    Юон. Пейзаж с церковью. 1890.

    Ну, да. С натуры в серенький денёк. Как казах, едущий по степи: что вижу, то пою. А что там особого можно видеть в степи-то? – Всё время одно и то же. – Вот и…

    Ни уму, ни сердцу. А реализмом называли. Не зря все так на реализм взъелись. – Вот и этот пятнадцатилетний тоже, по-своему.

    То же и с импрессионизмом. С этой (если внешне) его дрожью света, живописанием мига точками несмешанного цвета. Взбунтовался ж против тех точек Гоген своими плоскостями цвета. А в России, вечно отстающей, импрессионизм в моду вошёл. – Ну так…

    Юон. Ночь. Тверской бульвар. 1909.

    Усмехнуться над игрой света целыми территориями одного тона. Да ещё и обвёл их по границам линиями (как в зелени слева, как в кронштейнах, держащих карниз, как даже в лице).

    Или вот стали в моде символисты. Эти туманные мечтатели о сверхвысоком. – Надо над их нечёткими контурами подтрунить чёткими.

    Юон. Да будет свет. Из цикла "Творение мира". 1910.

    Эфрос смеялся в 1929 году:

    "Но даже мы, тогдашние юноши, могли разобрать, что иллюстрации к популярным “Астрономическим вечерам” Клейна [например, изображение пятна на Солнце]

    Пятно 13 февраля 1832 года.

    здесь сыграли более прямую роль, нежели космогоническое самомышление символизма” (Там же).

    Или вот ещё.

    "В 1923 году началось некоторое смягчение антирелигиозной политики. Во многом оно было связано с борьбой за власть, развернувшейся в рядах партийной элиты после болезни и смерти Ленина. Всем было просто не до религии.

    Верующие получили возможность создавать свои религиозные общины. Тем не менее церковь была полностью отделена от государства, священнослужители лишались избирательных прав. Однако закрытие церквей было ещё относительно редким явлением, большевики предпочитали временно помириться с верующими и не провоцировать вооружённых выступлений. Формально в стране существовала свобода религии…” (https://life.ru/p/1040318).

    Ну так Юону надо же чуть подтрунить над верующими.

    Юон. Сергиев Посад. 07 Трапезная. 1923.

    Не знаю, как вам, читатель, меня не только эта перегруженность деталями стены бросилась в глаза, а и кривое изображение крыши. (Если всмотритесь, я кривизну подчеркнул жёлтыми прямыми линиями.) Как-то подозрительно много чести, мол, отдали верующие в ценность загробной жизни совсем не загробному делу еды. И эта кривизна крыши… Да и не все вертикали есть вертикали. Например, водосточная труба справа. От неё до края картинки наверху на моём экране – 10 мм, а внизу – 12 мм.

    И, наконец, эти подколки что дореволюционному, что советскому массовому оптимизму.

    Юон. Весенний солнечный день. 1910.

    Юон. Праздник кооперации в деревне. 1928.

    Лучше всего – словами Эфроса:

    "Контуры несколько слишком резки, краски несколько слишком свежи, детали слишком ясны” (Там же).

    Даже тут…

    Юон. Сандружинницы. 1945.

    Юон. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. 1949.

    Даже облака построились, не только залёгшая прямо на снегу цепь держащих оборону. А слева как-то по-детски одинаково все поднялись в контратаку.

     

    Человек понимает, что у него нет вдохновения (а я это называю подсознательным идеалом). И он выкручивается тем, что выдаёт лёгкие усмешки.

    "Мир чуть-чуть нарочит и игрушечен. Жизненная мудрость состоит в том, чтобы все принимать ласково, но не слишком серьезно. Это как бы игра для детей, в которую любят играть взрослые. Надо уметь играть в нее и по-настоящему, и по-детски – одновременно” (Там же).

    Землю роя за то, чтоб был принят подсознательный идеал как признак художественности, я готов всё творчество Юона числить второсортным, прикладным искусством (в данном случае призванным посмеиваться надо всем), а не первосортным, неприкладным, призванным обеспечить общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу.

    Я понимаю его психологию так. – Он чует, что настоящие художники таки боговдохновенны, красно говоря. И инстинкт ему шепчет, что признаком этого является какая-то странность, у каждого своя. Он её ощущал у других, у великих, и с ним происходило ЧТО-ТО, словами невыразимое. Но с ним самим подобное ЧТО-ТО не происходит. Что делать? И он нашёл выход – незаметно посмеиваться. И сам тешишься, и люди чуют, что тут ЧТО-ТО. И, вроде, знакомое, но какое-то иное. Сразу и не поймёшь, что. Откровенные смехачи просто пошлы. А вот тонко улыбающиеся – самое то, мол.

    16 июня 2020 г.

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль? "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом? Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих . . .

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100