TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.01.2018
10:55

Роман о навязывании счастья.

    Уважаемые читатели! Я всегда старался не нагружать вас собою, пытаясь у вас на виду добраться до понятности того недопонятного, что передо мною открывалось в . . .

23.01.2018
18:33

Совпадение.

    Я начал с того, что отыскал такую вот цитату (я как бы предвидел, что я её отыщу): "Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, . . .

22.01.2018
17:39

Недопонятное.

    Я наткнулся на такие слова: "…творческие способности (в свое время позволившие Копернику и Дарвину построить свои теории) происходят из сознательного доступа к . . .

19.01.2018
13:38

Развенчание поклёпа на Джорджоне.

    На днях у меня разгорелся спор с одной моей случайной читательницей. Я в статье был за углубление понимания живописи, она – против. Она за “просто нравится”. И – . . .

15.01.2018
16:30

Вот проклятье...

    Чувствую себя, как Дон Кихот. Неправды вокруг слишком много, а у меня нет воли проходить мимо, когда я думаю, что мне ничего не стоит прижучить. Вот касалось бы это современной живописи. Так нет. С нею я не подкован, как с живописью, про которую написаны прорывные разборы. Я имею в виду работу Н.Н. Александрова “Стиль модерн” (http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).

    Лауреат Нобелевской премии по медицине Кандель Александрова явно не читал. И мелет чушь в своей книге “Век самопознания”.

    1.

    "Эмили Браун отметила, что темно-синее существо, извивающееся за большим животом женщины и напоминающее древнее морское животное, служит отражением господствовавшего в то время представления о том, что развитие эмбриона повторяет ход человеческой эволюции”.

    Климт. Надежда I. 1903.

    Имеются в виду, наверно, всё-таки существа, а не существо.

    Другие пишут в том же русле:

    "…картина полна чувственного эротизма, воспевает женственность и является ярким воплощением философской идеи художника о женском начале мира, живописным гимном любви и плоти” (Википедия).

    На изображённое смотреть противно, а не эротизм… Но Кандель хотя бы “текстуально” без натяжек конкретен ("темно-синее существо”). Всё-таки учёный.

    2.

    "Климт поместил биологические символы и на картину, изображающую визит Зевса в виде золотого дождя к Данае… золотые капли и черные прямоугольники в левой части полотна, символизирующие семя”.

    Климт. Даная. 1907 - 1908.

    3.

    Должен признаться читателю, что поводов злиться на Канделя у меня так много, что я в растерянности, оспаривать ли его немедленно при появлении раздражителя в читаемом тексте, или сперва классифицировать. – Нет, я не справлюсь со своей злостью – буду писать, как бог на душу положит.

    Моей идеей-фикс является обнаруживать, каким подсознательным идеалом (то есть чем-то обязательно позитивным с некоторой точки зрения и если подсознательное удаётся критику перевести в своё сознание) был движим художник при создании конкретного произведения путём создания конкретных элементов произведения.

    Чем-то подобным движим и Кандель. Более того, название его книги состоит из двух предложений. Второе: “Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней”. Но каким-то странным образом он – пока, по крайней мере – пишет так, что ясно, что он выявляет не бессознательное, а, наоборот, осознаваемое.

    Я это могу даже и использовать. Осознаваемое выдаёт Кандель, опираясь на конкретику “текста”. А подсознательное (да простится мне привычное мне, но не употребляемое в психологии слово) буду выдавать я. И опираться я буду не только на конкретику текста, не замеченную Канделем, но ещё и на общие рассуждения об истории духа на рубеже XIX и XX веков в Западной Европе.

    А там и тогда было засилье серости из-за перехода центра революционности в Россию. Высокие идеалы себя изжили. Развился натурализм-безыдеалье. Даже самые бедные и голодные (импрессионисты) всё равно принимали действительность – абы какую. Ну так от нетерпимости к этому одни ударились в, так сказать, сверхвверх (в символизм), а другие – в субвниз (в ницшеанство).

    Это второе мне повезло понять как такую крайнюю альтернативу действительности, - иномирие, - которое аж похоже на иномирие христианства и символизма, но… принципиально недостижимо, только помыслить можно, да и то каким-то кривым, что ли, образом (Вневременность, Апричинность…). – Эти Абсолюты (позитивные!) в таком, абсолютном, качестве оказываются не только редкостью, но и подсознательны.

    (Что не доказуемо, но вероятно.)

    И только резкость неприятия действительности остаётся осознаваемой (так оно, неприятие, и не позитивно как раз, а негативно).

    И – пожалуйста (если вам двух предыдущих мерзких репродукций мало):

    Климт. Женщина в кресле. Ок. 1913 г.

    Тут мерзки только пальцы. Но я не из-за них обращаю внимание, а из-за текста (опять):

    "Вот что писал Альберт Элсен:

    Его натурщица не позирует… в искусственных декорациях… вынужденная не замечать зрителей. Она выглядит сознающей, что она наедине с мужчиной, глубоко увлеченным ею не как поэтическим образом, а как женщиной”.

    Так если этот Элсен прав, то перед нами не произведение искусства. Для меня. Принявшего определение неприкладного искусства Атанса Натева: непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного отношении человека с целью совершенствования человечества.

    Нарушена непринуждённость (если верить Элсену, повторяю): рисунок призван вызывать половое возбуждение. И получается уже не испытание, а жизнь. Ну, разве что, всё-таки это произведение графическое, то есть с сильной условностью (нет иллюзорности “как живое”), и поэтому принуждения, как в жизни, всё-таки нет. Но человек молодой – не как я, 80-летний – возбудится-таки (если верить Элсену). И тогда это – произведение прикладного искусства (призванного усиливать знаемые эмоции, здесь – полового возбуждения). – Так я и против восхваления прикладного искусства тоже. Я, повторяю, за неприкладное (со следами подсознательного идеала). И данное – из-за силы и осознанности – неприкладным никак не сочтёшь. – То есть “фэ”, пока не будет общепризнано, что неприкладное ценнее, чем прикладное.

    И Браун, и Кандель, и Элсен манифестируют позитив побуждений художника:

    "Глубокое понимание художником женской сексуальности… эротичность обнаженного тела… особое внимание наслаждению… интерес к биологии… Климт предлагает зрителю задуматься о размножении и развитии человека в свете эволюционных представлений… бесстрашно погружались в мир инстинктов… познать себя… новые представления о человеческой психике… В графических работах Климт изображал наслаждение, которое женщина может получить от партнера (партнерши) и самостимуляции. Тем самым он обогатил западное искусство новым взглядом на женскую сексуальность… правдивое изображение эротики… позы, подсказанные художником, или позы, которые должны были ему понравиться… большинству его современников и это было в новинку… выражение растущего осознания сексуальной самодостаточности женщины…”.

    Но это, по-моему, как бы хорошая мина при плохой игре. Мина перед самим собой. Самообман.

    Мне вспомнился фильм Салтыкова “Председатель” (1964). Измученный борьбой с догматиком эмгэбэшником, всесильным в послевоенное время, всё же верит, но уже не в партию а в то, что, мол, несмотря ни на какую усталость (а послевоенные колхозники работали адски) Манька все-таки пробуждает желание в Ваньке, и он идет к ней.

    Позитив побуждений на стыке XIX и XX веков в Западной Европе мог быть только подсознательным и только у несчастных, бедных и туго признаваемых импрессионистов. Они доходили до воспевания просто существования… того материала, из которого творили: самих линий, если это графика.

     

     

    Роден. Эротические рисунки.

    Причём самообман присутствовал и тут:

    "Роден научился рисовать, не сводя глаз с натурщицы, в то время как другие переводили взгляд с модели на рисунок и обратно, рисуя, в сущности, по памяти” (Кандель).

    Если Кандель это написал от имени Родена, а тот так и говорил, то говорил он о точности, а получалась – каша линий, их как бы самостоятельная жизнь. Что и восторгало Родена, подсознательно исповедующего торжество любого существования.

    Самообман же Климта, творящего в стиле модерн, состоял в том, что для него на самом деле позитива в Этом мире не было. Отрицал он всё. И радикально. Говоря (если он говорил) все те позитивности, какие я выписал о нём у Канделя.

    И есть у меня доказательство. Самое маленькое – в последней здесь его репродукции (я подчеркнул те слова выше): мерзкие пальцы. Это пальцы скелета, а не женщины.

    И тут вступает вышеупомянутый Н.Н. Александров: неживое нарисовано, как и у импрессионистов, живым (складки платья в рисунке “Женщина в кресле”), а живое нарисовано мёртвым.

    Посмотрите на трупные пятна на теле Данаи, на то же в “Надежде” и на синий оттенок лица в той же “Надежде”.

    Я не зря писал с большой буквы Этот мир. Идеал Климта – не Этот мир. Иномирие. Отличающееся от христианского и символистского. Те – благие какие-то: бестелесное Царство Божие, облачное Нечто… И они в принципе считаются достижимыми. А ницшеанское – нет. Над Добром и Злом. И помыслить о нём едва ли возможно. Тем более позитивное чувство – иметь ТАКОЕ за высшее.

    Это, правда, я уже выразился, словно осознан идеал. Но осознать ТАКОЕ можно только критику, а не творцу. (И слава богу, а то б творение сразу стало иллюстрацией, а не чем-то художественным. Уж не знаю, как, но мы бы почувствовали. И не смогли б воздать Климту хвалу – за умение выразить невыразимое.) И… такой особый, с позволения сказать, критик, я, по-моему имею право Климта хвалить, хоть непосредственно глядя на его вещи испытываешь гадливость. (Потому Канделю, знающему про гадливость, и понадобилось столько позитивной патоки вылить по поводу модерна.)

     

    Надо признаться. Я подгонял факты, если говорить об этом самыми плохими словами. Не все эротические рисунки Родена со множеством разбредающихся линий.

    Не всюду в рисунках у Климта пальцы выдадут, что они скелет.

    Климт. Сидящая обнаженная с руками за головой. 1913 г.

    Можно ли мне простить? – Я думаю, можно. Есть понятие нехарактерное. – Вот я нехарактерное и отсеял.

    7 января. 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340116  2018-01-15 16:44:45
Константин Бучельников
-

13.01.2018
11:53

Попробовать, что ли?..

    Мне не видать балета “Нуреев”, и я не понимаю, почему его связывают не с балетмейстером в первую очередь, а с режиссёром (Серебренниковым), но Серебренников у меня . . .

08.01.2018
15:02

Готфрик графоман или не графоман?

    Я уже признавался где-то, что боюсь разбирать произведения безвестных поэтов. В конце концов я самоучка. Я паразитирую на том, что в парадоксальном загоне . . .

05.01.2018
09:53

Я вынужден поднять перчатку.

    Прочитав злобную хулу людей, далёких от искусства, оскорблённых ценой, за которую был перекуплена картина Леонардо да Винчи “Спаситель мира” (около 1499), я счёл . . .

03.01.2018
16:18

В пролёте?

    На слове "тусс” я решил, что надо начинать писать статью. Не нашёл я такого слова в интернете. Перед этим то же было со словом "рантность”. Но там я быстро сообразил, . . .

01.01.2018
16:54

Учиться властвовать собой?

    Тихим бешенством я снедаем. Потому тихим, что, чтоб меня понимал широкий читатель, я должен изрядно долго его подготавливать. И вот что мне делать: начать . . .

28.12.2017
14:20

Со свиным рылом в калашный ряд.

    С чего начать? Начну с впечатления от рассуждений Фомичёва (это крупный пушкинист нашего времени), от одного абзаца этих рассуждений о пушкинском “Я вас любил…” . . .

26.12.2017
14:59

Хорошо о Серебренникове.

    Задумываясь о своей жизни в целом, я прихожу к выводу, что наиболее на неё повлиял учитель физики Вадим Фёдорович Цыбуляк. Природа оказалась с тайной. С тайной . . .

25.12.2017
16:57

Правота и неправота Шкловского.

    Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — это убеждение, что . . .

24.12.2017
22:01

Трубецкой и Ковальчук.

    Хорошо было мне с Берксом, шершаво изобразившим в 1979 году Эйнштейна, наплевательски относившегося к своему внешнему виду ради, получалось у меня, спасения людей . . .

22.12.2017
19:37

Нне зннаю.

    Смею ли я пытаться приближаться к толкованию рассказа Бунина “Чистый понедельник” (1944)… со своими сомнительными методами. Должен сказать, что надо мной довлеет . . .

20.12.2017
16:00

Совпало.

    Кто меня знает, знает, что я люблю, чтоб в произведении искусства было ЧТО-ТО, чему не находится слов, по крайней мере, поначалу. Я сидел, читал книгу маленьких эссе . . .

19.12.2017
20:07

Почему так мягко отвергнута советская власть.

    Продолжая название: в фильме Мельникова “Здравствуй и прощай” (1972). Написанию этой статьи я обязан злости. На низкий культурный уровень центрального . . .

16.12.2017
12:24

Свиридов.

    Есть такой термин – разорванное сознание. Оно часто случается в переходные эпохи. И я страннейшим образом являюсь его представителем. Потому страннейшим образом, . . .

12.12.2017
18:41

Смута.

    Смута в душе моей, читатели. Не ошибся ли я с Прилепиным? И вообще, не предвзят ли я по отношению к ницшеанскому идеалу? И ещё более, не оторвался ли я уж слишком от . . .

06.12.2017
14:54

Отчего бывает не сразу понятно.

    Хорошо, знаете ли, посмотреть кино, как-то не понять его, пойти гулять и начать пробовать найти то, что объяснит всё-всё-всё непонятое, и… найти то, единственное . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100