TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.01.2018
10:55

Роман о навязывании счастья.

    Уважаемые читатели! Я всегда старался не нагружать вас собою, пытаясь у вас на виду добраться до понятности того недопонятного, что передо мною открывалось в . . .

23.01.2018
18:33

Совпадение.

    Я начал с того, что отыскал такую вот цитату (я как бы предвидел, что я её отыщу):

    "Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, рассказа. Излюбленным жанром писателя становится очерк…” (http://mirznanii.com/a/357802/biografiya-uspenskogo-gleba-ivanovicha).

    А очерк – по моему, экстремиста, мнению – не относится к художественной литературе.

    Потом я впрямую спросил поисковик: “очерк Г. И. Успенского Выпрямила”. И получил несколько совпадений в предлагаемом поисковиком списке.

    Я потому так отчитался, что знаю доподлинно, как агрессивно воспринимают иные писатели мои заявления, что очерки – за гранью искусства. (Если не понимать искусство в расширительном смысле.)

    Так вот прочёл я очерк “Выпрямила” (1885) и поразился, насколько я совпадаю с Успенским, говоря, что только то произведение неприкладного искусства художественно, которое несёт в себе след подсознательного идеала, что выражается для восприемника произведения в том, что тот чувствует ЧТО-ТО, не поддающееся словесному выражению.

    Вообще-то я себя словом “подсознательного” загоняю в сомнительный угол: как можно доказать, что у художника в подсознании таки был идеал, а не в сознании? Например, касательно античных художников, которые соразмерность числами выражали.

    "Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой.

    В своем “Каноне” Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост “Дорифора” относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени” (http://www.people.su/88513).

    Зритель-то, ясно, что только подсознанием ощутит, когда пропорции скульптуры будут соблюдены. Или даже если ощутит сознанием, как различаются гармонические созвучия, то никакому сознанию не дано постигнуть что натяжение струн, дающих приятный звук, есть 3 к 2.

    Про звуки, пишут, Пифагор опытом определил числа. А как с человеческими фигурами? Наверно, обсуждениями, кто красивее сложён. А есть же так называемое эйдетическое зрение – фотографическая память. Про детей думают, что они все поначалу эйдетики. Так если древние люди были в этом ближе к детям, чем теперешние, то представимо, что древнегреческий скульптор был в состоянии и повторить в материале фигуру, признанную в натуре самой красивой, и измерить потом её параметры. И потом все скульпторы точно знали, как ваять, чтоб получилось красиво.

    И как тогда быть мне с моей идеей-фикс насчёт подсознательного идеала автора?

    Может, с человеческими фигурами не так всё жёстко определённо, как с музыкальными тонами?

    Тогда появляется неуловимость. А стремление к ней именно в таком качестве, как к неуловимой, может, обретёт мистический аспект? Метафизический… И негуманный!

    Ведь что такое гуманизм – это отказ от акцента на строгую духовность, это ценность пусть и грешности, пусть и несовершенства.

    А стремление к Абсолюту красоты, ещё и неуловимой…

    Успенский вступает – и очень убедительно – в спор с Фетом, восславившим чувственность, мол, воспетую Агесандром, сыном Менида, гражданином Антиохии в своей Венере Милосской. Особенно меня убеждает, что скульптура-то изображает полуодетую женщину. И не так полуодетую, чтоб вожделение мужское к ней усиливать.

    Фет-то, шопенгауэрец, был вправе исказить намерение скульптора. (Маленькая заминка тут у меня в том, что – для себя, по крайней мере – я различаю разные степени шопенгауэрства-ницшеанства. Слабую степень я называю недоницшеанством. В отличие от недостижимости ницшеанства у недо… – достижительность в чести. И Фет как раз из недо… Он славит волю. И в своём стихотворении как бы овладевает Венерой Милосской. В этом ещё остаётся сколько-то гуманизма. А у ницшеанца-Агесандра его совсем нет.)

    (Новая загвоздка, что сама повторяемость типов идеалов в веках не очень-то принята искусствоведением, следовательно, и вами. Но что мне делать, если я принял? Примите и вы, читатель. Тогда вам не станет странно, что я ницшеанцем называю автора жившего за 19 веков до Ницше.)

    Так вот Агесандр – будучи ницшеанцем – воспевает своей скульптурой неуловимый Абсолют Красоты, иномирие некое, как числовое отношение 3 к 2 в гармоничном созвучии не существует в материальном виде, а только в идеальном. Мы то думаем, что, раз мы Венеру Агесандра видим глазами, то виденное и есть зримый образ зримого же.

    А это не так!

    Тут – новое затруднение. Венера Милосская была изваяна во II веке до новой эры, то есть в эллинистический период, когда драчки между полисами кончились, и была политическая тишь да гладь, да божья благодать.

    А к Абсолюту (никакому!) не стремятся в хорошее время.

    Меня выручают такие слова:

    "Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и восточных начал во всех областях жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, так что этот регион может рассматриваться как район классического эллинизма. В других регионах было больше социально-экономических, политических и культурных отличий от классического эллинизма Ближнего Востока. В частности, в двух последних регионах, а именно в Балканской Греции и Македонии, Великой Греции и Причерноморье, т. е. на территории собственно Древней Греции, синтеза древнегреческих и древневосточных начал не существовало. Историческое развитие в этих областях проходило на одной основе, а именно основе древнегреческой цивилизации как таковой” (Ю. Андреев. https://history.wikireading.ru/92738).

    Ну а в классический (доэллинский) период полисы дрались друг с другом. И было плохо.

    А вообще, было ли когда-нибудь хорошо? Всем…*

    В общем, если принять, что Агесандр был крайне удручён Этим миром, то идеалом его, подсознательным, было убежать из Этого мира? Куда? – В иномирие, в Абсолют Красоты.

    Это-то и почуял экстремист (революционер) Успенский. Народник. Пред ним был крах народничества и надежды на некапиталистический путь России. И он завопил, фигурально завопил своей интерпретацией (почти верной!) статуи Агесандра. Он улетел мечтой, как и Агесандр, вон из действительности. Только, в отличие от Агесандра, иномирие Успенского было не принципиально недостижимым, а принципиально достижимым. С помощью социальной революции. Пусть в 1885 году и совершенно Успенскому не видно, когда она может наступить.

    "И желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека для этого светлого будущего, даже и очертаний уже определенных не имеющего, радостно возникает в душе”.

    Совершенно чётко дано диаметрально близкое к Агесандру как экстремисту определение идеи Венеры Милосской.

    Нужна, конечно, моя наглость и безответственность, чтоб я потому назвал эту скульптуру художественной, что идеал иномирия у Агесандра был подсознательный, ибо доказательство – чуяние в скульптуре ЧЕГО-ТО таким зрителем, как Успенский.

    Сам-то я не чую. Но Успенский меня убедил. Может, потому, что у нас одинаковое отношение к этому неуловимому ЧТО-ТО, словами невыразимому. По крайней мере, простому зрителю не дано это выразить словами.

    17 января 2018 г.

    *- Это выглядит натяжкой.

    - Согласен. Я вник. Драчка перешла с уровня полисов на социальный. Развивалось рабовладение (рабов продавали в крепнущий Рим) и обеднение демоса. Отсюда восстания, "жестокие распри, в которых многие были умерщвлены или изгнаны” (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st043.shtml). Смерти вокруг прибавилось. И это обеспечило неприятие Этой жизни вообще.

    18.01.2018.

22.01.2018
17:39

Недопонятное.

    Я наткнулся на такие слова: "…творческие способности (в свое время позволившие Копернику и Дарвину построить свои теории) происходят из сознательного доступа к . . .

19.01.2018
13:38

Развенчание поклёпа на Джорджоне.

    На днях у меня разгорелся спор с одной моей случайной читательницей. Я в статье был за углубление понимания живописи, она – против. Она за “просто нравится”. И – . . .

15.01.2018
16:30

Вот проклятье...

    Чувствую себя, как Дон Кихот. Неправды вокруг слишком много, а у меня нет воли проходить мимо, когда я думаю, что мне ничего не стоит прижучить. Вот касалось бы это . . .

13.01.2018
11:53

Попробовать, что ли?..

    Мне не видать балета “Нуреев”, и я не понимаю, почему его связывают не с балетмейстером в первую очередь, а с режиссёром (Серебренниковым), но Серебренников у меня . . .

08.01.2018
15:02

Готфрик графоман или не графоман?

    Я уже признавался где-то, что боюсь разбирать произведения безвестных поэтов. В конце концов я самоучка. Я паразитирую на том, что в парадоксальном загоне . . .

05.01.2018
09:53

Я вынужден поднять перчатку.

    Прочитав злобную хулу людей, далёких от искусства, оскорблённых ценой, за которую был перекуплена картина Леонардо да Винчи “Спаситель мира” (около 1499), я счёл . . .

03.01.2018
16:18

В пролёте?

    На слове "тусс” я решил, что надо начинать писать статью. Не нашёл я такого слова в интернете. Перед этим то же было со словом "рантность”. Но там я быстро сообразил, . . .

01.01.2018
16:54

Учиться властвовать собой?

    Тихим бешенством я снедаем. Потому тихим, что, чтоб меня понимал широкий читатель, я должен изрядно долго его подготавливать. И вот что мне делать: начать . . .

28.12.2017
14:20

Со свиным рылом в калашный ряд.

    С чего начать? Начну с впечатления от рассуждений Фомичёва (это крупный пушкинист нашего времени), от одного абзаца этих рассуждений о пушкинском “Я вас любил…” . . .

26.12.2017
14:59

Хорошо о Серебренникове.

    Задумываясь о своей жизни в целом, я прихожу к выводу, что наиболее на неё повлиял учитель физики Вадим Фёдорович Цыбуляк. Природа оказалась с тайной. С тайной . . .

25.12.2017
16:57

Правота и неправота Шкловского.

    Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — это убеждение, что . . .

24.12.2017
22:01

Трубецкой и Ковальчук.

    Хорошо было мне с Берксом, шершаво изобразившим в 1979 году Эйнштейна, наплевательски относившегося к своему внешнему виду ради, получалось у меня, спасения людей . . .

22.12.2017
19:37

Нне зннаю.

    Смею ли я пытаться приближаться к толкованию рассказа Бунина “Чистый понедельник” (1944)… со своими сомнительными методами. Должен сказать, что надо мной довлеет . . .

20.12.2017
16:00

Совпало.

    Кто меня знает, знает, что я люблю, чтоб в произведении искусства было ЧТО-ТО, чему не находится слов, по крайней мере, поначалу. Я сидел, читал книгу маленьких эссе . . .

19.12.2017
20:07

Почему так мягко отвергнута советская власть.

    Продолжая название: в фильме Мельникова “Здравствуй и прощай” (1972). Написанию этой статьи я обязан злости. На низкий культурный уровень центрального . . .

16.12.2017
12:24

Свиридов.

    Есть такой термин – разорванное сознание. Оно часто случается в переходные эпохи. И я страннейшим образом являюсь его представителем. Потому страннейшим образом, . . .

12.12.2017
18:41

Смута.

    Смута в душе моей, читатели. Не ошибся ли я с Прилепиным? И вообще, не предвзят ли я по отношению к ницшеанскому идеалу? И ещё более, не оторвался ли я уж слишком от . . .

06.12.2017
14:54

Отчего бывает не сразу понятно.

    Хорошо, знаете ли, посмотреть кино, как-то не понять его, пойти гулять и начать пробовать найти то, что объяснит всё-всё-всё непонятое, и… найти то, единственное . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100