19.10.2016 11:54 |
Притяжение.
Естественное дело: сперва нравится, а потом начинаешь думать, почему. Да? Но я стесняюсь. Как вдова, почернела земля заповедная. На угрюмой реке неспокойна вода . . . |
17.10.2016 15:51 |
Страсти по Гроссману.
1.1 Я про Гроссмана услышал в перестройку. А та очень скоро стала мне подозрительна, что дело ведётся к реставрации капитализма. И, хоть я был противником . . . |
14.10.2016 14:28 |
Песни об Иване Васильевиче.
|
В Орле открыли памятник Ивану Грозному.
Новости. |
Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного характера. Как бы ни варьировались тексты – цель одна.
Со времён Ивана Грозного появилась, видно, в народе такая черта, что русские – самые-самые среди народов. В частности, среди русских есть такие физически сильные люди, каких среди соседних народов нету. И эти силачи – образ народа-силача.
Порождена ли сила моральным угнетением иностранца (то есть сила – от духа)?
|
Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ,
Любимый царскій шуринушка.
Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ поборотися,
За прокладъ поводитися:
Онъ хочетъ каменну Москву въ полонъ себѣ взять,
Онъ хочетъ взойти во Кремль городокъ,
Онъ и хочетъ съ насъ пошлины брать,
Съ воротъ поворотныя,
А съ дымовъ подымовныя.
. . . . . . . . . . . .
Похваляется Темрюкъ-Мастрюкъ,
Онъ хвалится своей силою:
Я Москву вашу насквозь пройду,
Не найду я себѣ спорщика,
Съ кѣмъ бы могъ я поборотися! |
Заявлено вслух не было о полоне, но народ подумал. Важно, однако, что сила не в духе сопротивления.
Как факт, в другом варианте таких, оскорбляющих москвичей-государствеников, помыслов про Темрюковича нету.
|
Выбежал тут Мастрюк
На крылечко красное,
Кричит во всю голову,
Чтобы слышал царь-государь:
"А свет ты, вольной царь,
Царь Иван Васильевич!
Что у тебя в Москве
За похвальные молодцы,
Поученые, славные?
На ладонь их посажу,
Другой рукою раздавлю!” |
Но в обоих вариантах инициатива меряться силою происходит от Темрюка, и в обоих вариантах – на свадьбе Грозного и черкешенки.
Одинъ гость хлѣба-соли не ѣстъ,
Хлѣба-соли не кушаетъ,
Бѣлаго лебедя не рушаетъ,
Зеленаго вина въ ротъ не беретъ,—
Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ,
Любимый царскій шуринушка.
Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ
поборотися, |
А един не пьет да не ест,
Царской гость дорогой
Мастрюк Темрюкович,
Молодой черкашенин.
И зачем хлеба‑соли не ест
Зелена вина не кушает,
Белу лебедь не рушает?
У себя на уме держит:
Изошел он семь городов,
Поборол он семьдесят борцов,
И по себе борца не нашел;
И только он думает ‑
Ему вера поборотися есть
У царя в каменной Москве,
Хочет царя потешити
Со царицею благоверною
Марьею Темрюковною;
Он хочет Москву загонять,
Сильно царство Московское. |
Это след памяти от бесконечных в прошлом набегов степняков на Русь. Зато теперь, после окончательной победы над ними при Иване Грозном (он включил себе в царство и Казанское, и Астраханское, и Сибирское ханство) есть у народа желание не просто продемонстрировать силу-победу, а и осмеять слабость-поражение соседа. (Не красиво. Но. Таков народ, прежде много настрадавшийся от степняков.) Это народное желание чует царь. В одном случае он даёт соответствующий наказ русским борцам.
|
Говорил тут царь‑государь,
Царь Иван Васильевич:
“Ты, Никита Романович,
Веди борцов на двор,
На дворец государевой,
Борцов ученыех,
Молодцов похваленыех,
И в том им приказ отдавай:
Кто бы Мастрюка поборол,
Царского шурина,
Платье бы с плеч снял
Да нагого с круга спустил,
А нагого, как мать родила,
А и мать на свет пустила”. |
В другом случае он этого не делает. Само так получается.
|
Схватился со меньшимъ братомъ:
Тотъ его беретъ за лѣвый воротокъ,
Поднимаетъ на правый на носокъ,
Онъ приподнялъ повыше себя,
Ударилъ о сыру землю,
По колѣни его въ землю вшибъ.
По колѣни, чуть не по поясъ;
Онъ и цвѣтное платье съ него сшибъ,
Пустилъ его косо на босо,
Пустилъ его, въ чемъ мать родила. |
Но победно-насмешническая суть народного характера в обоих вариантах выражена царём. Невеста в обоих вариантах обиделась за брата и возмутилась. А что царь?
Сказалъ тутъ Царь-Государь,
Царь Иванъ сударь Васильевичь:
— Ты баба, ты бабье знай!
Не то-то намъ дорого,
Что татаринъ похваляется,
А то-то намъ дорого,
Что русакъ насмѣхается! |
Говорил тут царь-государь:
"Гой еси ты, царица во Москве,
Да ты, Марья Темрюковна!
А не то у меня честь во Москве,
Что татары те борются;
То-то честь в Москве,
Что русак тешится!
Хотя бы ему голову сломил,
Да любил бы я, пожаловал
Двух братцов родимыех,
Двух удалых Борисовичев”. |
Что народу надо от царя? Народ понял, что ему не житьё от степняков при раздробленности. Спасение – только в централизованном государстве. А уж более быть централизованным, чем при Грозном, и быть не может. – Так воспеть его, Ивана Васильевича, выразителя духа народного.
А теперь в роли степняков – Запад… - Ну так и сказывается народный характер.
14 октября 2016 г.
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
|
12.10.2016 21:19 |
Странность как индивидуализм.
Я очень практикую вживание при попытках открыть художественный смысл конкретного произведения искусства. И это основано на вере, что я могу вжиться в кого угодно. . . . |
11.10.2016 14:43 |
Всё сходится.
Сходится вот что: 1) что Сокуров в 2016 году повёз свой фильм “Франкофония” (2015) на 7-й Одесский международный кинофестиваль (а всё-таки там русофобская власть, . . . |
09.10.2016 09:54 |
Тургенев-то - не реалист.
Нехорошую закономерность замечаю: я всё чаще начинаю писать статью, очень и очень мало представляя себе, что нового я смогу сказать. То есть мне приходится . . . |
07.10.2016 13:39 |
Потомки религии Вуду.
Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . . |
06.10.2016 16:02 |
Люблю себя ставить в трудное положение.
От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как . . . |
04.10.2016 10:40 |
Пути Господни... исповедимы.
Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . . |
03.10.2016 17:47 |
Завывание.
В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . . |
01.10.2016 21:32 |
Провокация.
Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . . |
28.09.2016 13:59 |
Муки сомнений.
Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . . |
27.09.2016 11:14 |
Как изнасиловали Чуковского.
Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на . . . |
26.09.2016 22:41 |
Предлагаю переслать.
- Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, . . . |
26.09.2016 20:22 |
Скандол со Стурджесом (Sturges).
С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, . . . |
25.09.2016 11:11 |
Разгадать Гольбейна.
Уважаемый читатель! Разрешите мне привлечь ваше внимание собою, чтоб говорить честно. А потом, через моё ви`дение, я предложу вам посмотреть на Гольбейна. А по . . . |
17.09.2016 10:04 |
Туман неведенья.
Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса . . . |
16.09.2016 10:04 |
Снявши голову, по волосам не плачут.
Но, если я с плача начну, то, может, раскачаюсь и напишу что-то толковое. Чем чёрт не шутит, когда бог спит? Я стал читать “Пушкина” (1936) Тынянова. И мне как-то . . . |
14.09.2016 08:30 |
На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.
Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . . |
10.09.2016 19:07 |
Авось кривая вынесет.
Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . . |