TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.10.2016
11:54

Притяжение.

    Естественное дело: сперва нравится, а потом начинаешь думать, почему. Да? Но я стесняюсь. Как вдова, почернела земля заповедная. На угрюмой реке неспокойна вода . . .

17.10.2016
15:51

Страсти по Гроссману.

    1.1 Я про Гроссмана услышал в перестройку. А та очень скоро стала мне подозрительна, что дело ведётся к реставрации капитализма. И, хоть я был противником . . .

14.10.2016
14:28

Песни об Иване Васильевиче.

    В Орле открыли памятник Ивану Грозному. Новости. Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного . . .

12.10.2016
21:19

Странность как индивидуализм.

    Я очень практикую вживание при попытках открыть художественный смысл конкретного произведения искусства. И это основано на вере, что я могу вжиться в кого угодно. . . .

11.10.2016
14:43

Всё сходится.

    Сходится вот что: 1) что Сокуров в 2016 году повёз свой фильм “Франкофония” (2015) на 7-й Одесский международный кинофестиваль (а всё-таки там русофобская власть, . . .

09.10.2016
09:54

Тургенев-то - не реалист.

    Нехорошую закономерность замечаю: я всё чаще начинаю писать статью, очень и очень мало представляя себе, что нового я смогу сказать. То есть мне приходится . . .

07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как . . .

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, при котором создали в память погибшим в гражданской войне 1936-1939 гг. всего-навсего гигантский крест.

    И мне подумалось: вот сейчас я одержим идеей-фикс, что художественность – это след в “тексте” произведения подсознательного идеала автора. Раз. И я – в своём стремлении открывать обязательно скрытый художественный смысл – никогда не рассматривал произведения архитектуры. Два.

    Это я к тому, что мне захотелось проверить, смогу ли я, враждебный фашизму, почувствовать антипатию к такому кресту. В смысле – вдруг и в архитектурном произведении (произведении прикладного искусства, - искусства, вообще-то не связывающего себя со скрытостью смысла, а, наоборот, призванного усиливать знаемое переживание) есть какой-то дальний отголосок подсознательного (например, при замысле). Скажем, как в готическом соборе: дух взлёта души к богу выражен же противоречием страшенной толщины стен с вытянутостью вверх окон и какими-то кажущимися невесомыми каменными кружевами на окнах и шпилях, тоже очень вытянутых вверх. Или переживание победы духа над телом в любви к Богу могло быть подсознательным только при зарождении идеи христианства у первого потенциального христианина, но не через века и века? То есть нечего заикаться о подсознательном в архитектуре. В египетских пирамидах тоже не было ничего подсознательного, а вполне осознаваемая идея организации: нижние подчиняются верхним. Египтяне ж открыли государство как таковое. А Возрождение открыло, что человек и Бог – в гармонии, а не несоизмеримы. Соответственно в архитектуре главным стало жилище человека – дворец и замок. Просвещение открыло религию Разума. – Архитектурные символы этого упростились. – Триумфальные арки и другие простые геометрические фигуры стали довлеть. Потом высшими из смертных стали жрецы искусства – главными постройками в городе стали музей, театр. Промышленная революция вызвала плоские крыши, гладкие стены. И всё – ясно. Даже термин такой ввели – говорящая архитектура. (Это я пересказывал Бибихина.)

    И тогда мыслимо себе задавать такую трудную задачу на поиск выражения фашизма.

    Впрочем, все говорят, что выражена была идея примирения. Которого не было.

    Так видна в строении фальшь или не видна? Или в призыве к примирению в принципе не может быть фальши сразу после победы одной стороны (через год после победы стали строить)? Или как раз и может, раз в тюрьмах сидят живые побеждённые?

    Мугуруса, Мендес. Долина павших. 1940-1958.

    Я впервые это вижу. – По-моему, красиво. И идея ясная: все равны перед Богом. Или перед вечностью, если по-атеистически.

    Бенедектинское аббатство.

    Горизонталям противопоставлена вертикаль.

    Меня вообще, боюсь, всё большое впечатляет.

    А если вспомнить, или согласиться, что полюсом Свободы является Порядок, то лично я, пожалуй, за Порядок.

    Но при чём здесь я?

    Хорошо. Объективно: бурность скал, наверно, хорошим образом Свободы является. А под ними и над ними – царствует Порядок. Он был, он стал. – То есть всё сделано соответственно идее преобладания умиротворения. Пусть и предлагаемого после победы победителями для согласных сторонников и для несогласных противников.

    Может, и в России, несмотря на вековечный раскол общества, возможен архитектурный символ примирения?

    1 октября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337035  2016-10-01 21:46:07
Воложин
- Лисинкер навёл. Спасибо.

337036  2016-10-01 23:35:52
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- На " ... Лисинкер навёл. Спасибо. ... " //

- " Не виноватая я ". Но заметки любопытные и, слава Богу, спокойные и убедительные. Горизонтальное - вертикальное ... Да, есть это в природе человека. Вперёд и вверх.

337039  2016-10-02 13:13:26
Воложин
- Лисинкеру на 337036.

Так не только ж горизонтальное/вертикальное. Ещё ж и бурность скал/ упорядоченность построенного.

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

27.09.2016
11:14

Как изнасиловали Чуковского.

    Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на . . .

26.09.2016
22:41

Предлагаю переслать.

    - Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, . . .

26.09.2016
20:22

Скандол со Стурджесом (Sturges).

    С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, . . .

25.09.2016
11:11

Разгадать Гольбейна.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне привлечь ваше внимание собою, чтоб говорить честно. А потом, через моё ви`дение, я предложу вам посмотреть на Гольбейна. А по . . .

17.09.2016
10:04

Туман неведенья.

    Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса . . .

16.09.2016
10:04

Снявши голову, по волосам не плачут.

    Но, если я с плача начну, то, может, раскачаюсь и напишу что-то толковое. Чем чёрт не шутит, когда бог спит? Я стал читать “Пушкина” (1936) Тынянова. И мне как-то . . .

14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100