TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.11.2024
20:59

Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие

    Решетников. Опять двойка. 1952. Ведь семья эта по тому времени очень зажиточная. Один велосипед для малого чего стоит. А часы какие богатые, деревянные. Платяной . . .

19.11.2024
19:47

Провал Льва Толстого

    Он “Смертью Ивана Ильича” опустился к прикладному искусству, осуществив замысел сознания: плохо жить индивидуалистом, надо жить не для себя. Доказательство? – . . .

16.11.2024
21:33

Проследим за логикой искусствоведа

    Он, Попов, Алексей Валентинович, рассуждает о таком портрете: Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971. И пользуется сравнением с такими картинами: Салахов . . .

14.11.2024
21:30

Продолжение уныния с Чеховым

    Кто читал начало (тут), знает, что уныние – от беспомощности некоего Катаева адекватно понимать произведения Чехова. И это в довольно свежей книге “К пониманию . . .

08.11.2024
18:50

Наверно, не попала под репрессии картина

     

    Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал “Живопись”, набредаю там на останавливающую внимание репродукцию, и о ней пишу. В этот раз ею оказалась такая:

    Тутунов. Утро. 1958.

    Ненавистная авторесса подала эту репродукцию в виде озвученного видео. Объектив ползает по репродукции, а звукоряд даёт деревенские звуки: птичий гомон, звук приблизившейся, а потом удалившейся пчелы, кукарекание далёкого петуха, ещё какое-то мычание невнятное. – Идиллия, мол,

    Затем я отправляюсь в алфавитный указатель моего сайта – смотреть, писал ли я об этом художнике. Оказалось, писал и много. Прочитал. Он поначалу, - писал я, - имел в подсознании идеал типа трагического героизма, конкретнее – ратовал за традиционализм перед лицом наступающего повсеместного техницизма.

    Это резалось с прямо транспарантом в одном месте, пока я искал, с какой репродукции делать копию: “Реализм. Утро”. – Трагический героизм – конечно же, не реализм.

    Надо было поискать, что трагического было с традиционализмом до даты написания картины. – Нашёл. Целый антиэкологический период в СССР под мичуринским слоганом: “Мы не можем ждать милостей от природы, взять у неё их наша задача!”

    "Уже после войны, в 1948 году появляется “Сталинский план преобразования природы”, который дает старт “великим стройкам коммунизма”: некоторые проекты поражают глобальностью масштабов. Несмотря на то, что идеи поворота течения рек с целью локального изменения климата, улучшения снабжения водой и развития сельского хозяйства активно обсуждались учеными еще в девятнадцатом веке, наибольшего пика инженерное воображение достигает ближе к середине века двадцатого. Среди выдвинутых идей: и оттаивание вечной мерзлоты путем перекрытия Берингова пролива специальной дамбой и перекачивания холодной воды в Тихий океан, и опреснение Балтийского моря, и создание гигантского водохранилища под названием “Сибирское море” площадью 260 тыс. квадратных километров, которое наполнялось бы за счет стока Иртыша, Тобола и Оби с последующей перекачкой воды в Центральную Азию, и соединение Дуная и Днепра для организации активного водообмена между реками. Отдельной строкой шли проекты по созданию каскада гидроэлектростанций европейской части России, Волжско-Камского гидроузла и Камо-Печорского водохранилища” (https://kyrgsoc.org/utopiya-sovetskogo-ekologicheskogo-proekta-i-zelenyj-kommunizm/).

    И пришлось бы усомниться в типе идеала Тутунова и задуматься, не реалист ли он, провидящий будущее, если б не такая цитата:

    "В 1957 году, в первом номере журнала “Природа”, публикуется коллективная статья академиков Д.И.Щербакова, Н.В.Цицина, члена-корреспондента АН СССР Л.А.Зенкевича и других ученых под названием “В защиту природы”: “Мы стремились показать что непродуманная, недостаточно научно-обоснованная хозяйственная деятельность в одной области наносит большой ущерб другой, а порой и всему народному хозяйству; на устранение этого ущерба потребуются многие десятилетия, не говоря о колоссальных затратах труда… Нужно, чтобы каждый работник, какой бы он пост не занимал, каждый трудящийся в своей повседневной деятельности правильно учитывал интересы защиты природы”, — призывают академики. Эту статью можно считать тем краеугольным камнем, который положил начало новому советскому экологическому проекту: идеологическая основа природоохраны в СССР снова меняется. На место концепции “великого преобразования природы” приходит парадигма гармоничного сосуществования с природой…” (Там же).

    То есть новое, ещё никем не замечаемое в социуме (что требуется, чтоб мне, по крайней мере, отнести произведение к настоящему реализму), не вытанцовывается. Идея озвучена на год раньше. Остаётся только на местном уровне борьба со старым мышлением о господстве над природой.

    Остаётся только возражение: а где ж корёжение натуроподобия, раз тип идеала трагический героизм?

    А оно тут как тут. Только маленькое, соответственное малому масштабу трагизма.

    В 1950-м в СССР появилась стиральная машина. В деревню она в 1958-м не попала. Но и не это было самым-самым ужасом деревенской жизни. Соответственный в картине и не ахти какой резкий контрапост, выражающий трагический героизм: голова, плечи руки – в одной плоскости,

    спина – в другой, таз – в третьей, ноги – в четвёртой. Соответственно – и постановка ступней: пятками врозь. Всё это замаскировано под реализм – психологически: потягивается девушка после долгой стрики белья в пруду. Тут-де не до естественности позы. – Вот и не попала, наверно, под репрессии эта картина за формализм.

    А почему нет лица у главного персонажа? – Позволю себе смелое предположение.

    Техницизм связан с эрой Потребления, которая второй волной (первая волна была после Первой мировой войны) захлестнула планету после Второй мировой войны. А это – безнравственность с традиционалистской точки зрения, за которую дерётся Тутунов. Слишком много белья – это эхо эры Потребления. А контрапост – борьба с этой безнравственностью. А как боролся с безнравственностью католической церкви Микеланджело, наибольший применитель контрапоста как борьбы? – Образом страдания: лишением персонажа лица недовырубленностью!

    .

    Получается, опять у меня политическая коннотация…

    А без неё и невозможно, если вещь – неприкладного искусства. Она ж идеалом каким-то вдохновлена. А идеал – от слова “идея”, а та ассоциативно близка к политике, как причастности к духу времени. Вот и…

    16 августа 2023 г.

07.11.2024
21:08

Моя китайская месть Губерману

    Месть простая. (Смейтесь, если хотите.) Я ж считаю что человечество когда-нибудь примет моё предложение резко отличать от произведений неприкладного искусства . . .

06.11.2024
15:04

Как «Антифейк» Первого канала не смог искусствоведчески побороться с измышлениями украинских националистов

    Что врут на Украине? "Украинец, ставший одним из лучших художников XIX века . Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это . . .

04.11.2024
21:21

Мой провал

    Озаглавил после того, как написал до конца. Я пишу для рафинированных любителей искусства. А в России – разделение людей: на Уралвагонзавод и креативный класс . . .

02.11.2024
19:25

Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели

    Антисоветчики в СССР были правые и левые. Левые считали социализм лжесоциализмом и дорогой к реставрации капитализма в качестве ужаса, правые – в качестве . . .

01.11.2024
15:56

Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году

    Я немного обижен на мою маму. Когда она умерла, на её лице застыла горькой складкой губ обида. Она в 73 года умерла. Могла б, может, и дольше прожить, если б медицина . . .

29.10.2024
21:46

Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал

      Попалась книга о чеховских произведениях – Катаев. “К пониманию Чехова” (2018). Одной страницей - https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19. "Если "Чайка" - это пародия на . . .

28.10.2024
21:29

Академизм – это стабильность

    Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в . . .

28.10.2024
20:27

Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!

    "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет космополитизма”. Я начну издалека для разгона. На излёте первой . . .

19.10.2024
20:05

С точки зрения имеющего политический темперамент

    Обжёгшись в молодости на головокружительных красавицах, я перестал их воспринимать вообще. Без всякой натуги это произошло. Я их перестал уметь запоминать, . . .

16.10.2024
21:35

Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!

    Я эту фантастическую изворотливость впервые заметил у литературоведов, посещая научную Пушкинскую комиссию при Одесском Доме учёных. Например, известно, что . . .

14.10.2024
10:04

Любовь к трудности

    Вот попалось мне на глаза такое стихотворение. Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, . . .

11.10.2024
14:10

Ляп Эйзенштейна

    На меня иногда нападают приступы очень неприятного сомнения, правильно ли я поступаю в своей искусствоведческой деятельности… Дело в том, что я взялся что-то . . .

02.10.2024
12:31

Ну как это назвать? Крохоборством?

    Я занимаюсь разработкой своего, пардон, открытия, что в подсознательном идеале (наверно, прекрасной революции) у футуристов была подсознательная часть – . . .

30.09.2024
13:16

Есть только мои ощущения?

    Есть такая Лёля Городная. Захотелось её не только покритиковать за пустой трёп о живописи (или молчание), но поблагодарить дистанционно (она меня заблокировала . . .

27.09.2024
21:31

Чудо прикладного искусства

    Оно, вообще-то, не должно создавать впечатление чуда, ибо создаётся из головы, а не из подсознательного идеала с естественной для такой “мути” недопонятностью. А . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100