TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.08.2024
09:44

Бзик

     

    Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой картине

    Попков. В выходные. 1958.

    левую руку центрального лыжника должны б пересекать тени от двух деревьев, а пересекает только тень от одного.

    От других его наседаний я отбился. Солнечное пятно в центре обширной тени на насыпи я объяснил ему тем, что это высокая кочка на в тени находящейся гладкой железнодорожной насыпи, - настолько высокая, что аж попала под солнечное освещение. Отсутствие тени от довольно густого паровозного дыма я объяснил ему тем, что та просто нам не видна, ибо находится глубже и заслонена от нас пригорком переднего плана. То же – с отсутствием уменьшенной по высоте – относительно вагонов – тенью от низкой и пустой платформы.

    Потом-потом я сообразил, что и две (вместо одной) тени на руке тоже можно объяснить: просто эти тени слились в одну. Все ж тени расположены, в общем, веерообразно. Вот во исполнение этой веерообразности тени от тех двух деревьев и слились в одну.

    Но вообще, Попков не утруждал себя придерживаться школьной перспективы. Размашисто писал. Для подчёркивания этой размашистости он перспективу везде поднарушил. Великоват лыжник, взбирающийся на железнодорожную насыпь. Больно уж хаотичны балки железнодорожного моста.

    Но к слиянию двух теней деревьев я пришёл после провала поиска по другим картинам раннего Попкова подобного хулиганства с перспективой и сомнительностью с тенями и светом.

    А что я хотел нагородить, если б нашёл? – Не постесняюсь и опишу.

    Оптимизм этой картины безусловен. Дата – 1958 – год после начала Хрущёвым политики децентрализации управления хозяйством. Перешли от всесоюзного отраслевого управления (центрального) к территориальному, к совнархозам. Идея – великая: начать приближение к управлению хозяйством самих работающих в хозяйстве. К местному самоуправлению! К тому, что – смутно чуялось – и было настоящим социализмом. От которого, ради централизации, пришлось отказаться ещё в 1918 году из-за начавшейся гражданской войны (а потом была угроза новой войны, а потом – сама новая война, а потом – ядерная угроза). И только, мол, с обретением атомной бомбы можно стало вернуться к перспективе настоящего социализма, т.е. с отмирающим государством. Когда совсем отомрёт – настанет коммунизм. А пока, думалось, на местах виднее, как маневрировать. Из центра не так хорошо видно. Нарушения перспективы и игры сомнительностью теней и световых пятен я счёл образами недосмотров за хозяйством из центра. Не от ума придуманными образами, а невольно получившимися, от размашистости и оптимизма из-за добродушности поведения центра, делящегося своей властью с народом, - от идеи, не доходящей до сознания художника, а из-за подсознательного идеала настоящего социализма прорывающаяся в “текст” произведения.

    И всё б совпадало! Странности натурокорёжения – от подсознательного идеала…

    Да вот не было в других картинах именно такого (с тенями и светом) натурокорёжения. Оно было самое разнообразное, но не с тенями. Оно было в фантастических оттенках цвета всего окружающего.

    В ярких обложках книжек на фоне общей слякоти и послевоенной бедности повсеместной. Я приблизительно тогда и стал интересоваться научно-популярной литературой, дешевейшими брошюрами серии “Библиотека солдата и матроса” и стал самостоятельно духовно расти.

    Попков. Продают лимоны. 1950-е.

    В кажущейся яркой голубизной серости неба между облаками.

    Попков. На железной дороге. 1958.

    В ослепительно голубой покраске какого-то сарая.

    Попков. Москва. Морозное утро. 1959.

    В неожиданно зелёном оттенке неба безоблачного зимнего дня.

    Попков. Улица в Переславле-Залесском. 1961-1962.

    В светозарности всего-всего.

    Попков. Большой театр в строительных лесах. 1959.

    Та же светозарность.

    Попков. Новый дом готов. 1961.

    А тут откровенно синий обрыв в тени.

    Попков. На работу. 1961.

    Или эта нарочитая декоративная скупость однотонных только что вылезших из почек листочков какого-то жалкого дерева, как-то выросшего в депо. И, как прозреваемая противоположность – сила чувств любви, какие пробудит весна.

    Попков. Весна в депо. 1958.

    Подсознательный идеал Попкова стал типа повторяющегося в веках Высокого Возрождения: гармония низкого и высокого. Эта железность паровоза и любовь. Эта мощь природы и любовь. Это грязное рабочее настоящее и лучезарное душевное будущее. Попков в глубине души поверил Хрущёву.

    А потом что-то* провалилось. Но там уже другой Попков.

    12 июля 2023 г.

    * - А то и провалилось, что не с самого низа Хрущёв начал децентрализацию. Это был МОЛ настоящий социализм, а не просто настоящий. И вообще, из сегодня глядя, рано было отказываться от децентрализации при наличии органически неприемлющего даже и не то, чтоб любой социализм, а просто иную (российскую) цивилизацию Запада.

    23.08.2024.

22.08.2024
10:56

Невысоцкий

    "Эти люди поставили перед собой задачу уничтожить свою страну и делали это не просто осознанно, но и с энергией, азартом и изобретательностью. Вы понимаете, что . . .

21.08.2024
12:45

Почему я не читаю «1984» Оруэлла

    Кто меня читал больше обычного, знает, что моё амплуа: переводить подсознательный идеал автора произведения (я такое обязательно называю художественным) в слова. . . .

20.08.2024
22:10

Смирение и смирение

    Мне нравится страшно актуальное теперь высказывание об одном стихотворении и заодно о “Возмездии” (1910-1921) Блока: "…показывает глубину его готовности любить . . .

19.08.2024
15:38

Второе продолжение претензий к Прилепину

    Вообще-то я усомнился, стоит ли продолжать критиковать Прилепина. Он не выдвигает нового положения, а муссирует одно и то же, начальное, что Есенин сатанист: не . . .

18.08.2024
10:58

Продолжение попрёков Прилепину

    Потрясши щеками, как от дурного сна, приступаю я к продолжению слушания видео Прилепина “Уроки русского” по поводу Есенина. Должен отдать должное Прилепину. Он . . .

17.08.2024
18:51

Ну что: давно я не ругал Прилепина?

    За темноту духовную. За отсутствие вкуса, не чующего – в этот заход – что не смерть была идеалом Есенина, а то недостижимое благое для всех сверхбудущее (Есенин . . .

15.08.2024
14:16

Кто: я! – против кого? – Дугина

    Отвергая глобализцию как западный цивилизационный проект, Дугин подменил схему на схему и исключил науку из общечеловеческих ценностей. Что просто страшно . . .

13.08.2024
14:15

Ну кому это нужно?

    Я сегодня как-то особенно остро чувствую никчемность своей деятельности: просвещение тёмных – относительно живописи, в первую очередь. Когда-то, в первый, . . .

12.08.2024
09:48

Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та

    Я в своей насмешке пляшу от таких слов: "Вместо замкнутых одноэпизодных картин художники разрабатывали живописные композиции, в которых сочетаются . . .

11.08.2024
19:53

Мне остаётся только горько плакать, фигурально выражаясь

    Читатель! Вы имеете перед собой трагикомическую личность – меня, самодеятельного критика. Я самообразовался и стал кем-то читаемым в эру интернета. На меня даже, . . .

09.08.2024
18:17

Поэт-сатанитст Дмитро Корчинский

    Бог шельму метит Надо же… “Опять встретились”. Заочно, конечно. По ТВ. Первый раз во время какой-то из чеченских войн. Одесское ТВ транслировало его призыв к . . .

07.08.2024
13:10

Стыдно до слёз

    А тот, кто читает меня не первый день, будет смеяться. Он помнит, какие пафосные речи я закатывал во славу художественности по Выготскому, про которую все . . .

05.08.2024
17:43

Tik Tok таки враг России

    Я как-то мельком слышал, что Tik Tok – социальная сеть для пустоголовых. А у меня есть внучка переходного возраста. Она и всегда была бунтарка, а теперь и вовсе… Тут я . . .

03.08.2024
12:59

Ух, и уел же меня Никита Михалков

    Я заранее извиняюсь перед теми, кто любит распланированное повествование. Ибо я принимаюсь описывать свою, воинствующего атеиста, душевную смуту, в какую меня . . .

01.08.2024
09:02

Анекдот с попыткой госпереворота

    Пишется это в день объявления контртеррористической операции из-за Пригожина, подбившего часть своей частной военной компании “Вагнер” на военный переворот . . .

31.07.2024
21:15

Гайдай нас ненавидел

    В самой последней глубине души. См. тут. Собственно, подсознательно ненавидел, из-за связанности с подсознательным идеалом коммунизма, которому не бывать с . . .

30.07.2024
13:34

Грех перед поэзией у грешного по жизни, если он грех не воспевает

    Не все украинцы нацисты, явно. Укронацисты – сатанисты. Они перещеголяли Гитлера, не успевшего сменить у народа христианство на что-то языческое, более жестокое, . . .

28.07.2024
17:40

Культурная гегемония Запада над Россией

    Так получилось, что я думаю, что в области культуры я наиболее что-то понимаю в живописи, в изобразительном искусстве. Оно не требует знания иностранных языков (а . . .

27.07.2024
22:45

Читая Янгфельдта о Бродском

    Я авантюрный человек в смысле свободы мысли. Мне с моей кочки зрения представляется, что как-то не принято Иосифа Бродского называть ницшеанцем. Я было подумал . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100