TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.06.2024
17:52

Что бы это значило?

    Хочу вникнуть в психологию.

    Фрагмент.

    И немного хитрю с вами, читатель, начиная с фрагмента. Ибо только на большом увеличении и не абы какой репродукции видна психология этих трёх. На полном формате лица совершенно теряются, и не догадаешься даже, что в них весь перец.

    Это колхозники. Вещь называется “Земля”. Кончили работу и, судя по самому молодому, справа, до последней степени умаялись. Младший обескуражен. Самый старший, в центре, ко всему привык и всё вытерпит. А средний по возрасту не хочет терпеть такое напряжение. Это не дело. Всё-таки пошла вторая половина ХХ века (картина написана в 1963-64 годах). Не так должно всё быть организовано на селе. Радикально не так.

    Другое дело, что колхозники – последние люди, которые могли дойти до такой мысли. Мало того, я не верю, что до неё мог дойти Е.Е. Моисеенкоgj .

    В 1963 году ему 47 лет. Родился в белорусском местечке в 1916 году. Пусть он в 15 лет прибыл аж в Москву. Но учился в художественно-промышленном училище на отделении росписи по металлу и папье-маше. Ну, мог он дойти до философских высот? – Нет, конечно. В 1935 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Здесь, конечно, мог просветиться. Воевал, попал в плен и концентрационный лагерь, потом опять воевал. Тут было не до философии. В 1947 закончил институт. И стал писать во славу советской власти. Дипломная работа – “Генерал Доватор”. Удивительно успешный командир в самом начале войны. Просто сказка. Кавалерист. Соответствующая и картина.

    Моисеенко. Генерал Доватор. 1947.

    Вихрь-картина. Вождь – это всё. Так пишущему художнику только в подсознании могли прийти в голову какие-то диссидентские мысли, что неладно что-то в Датском королевсве.

    И он оказался “прав”. (В кавычки я беру потому, что это было подсознательное чуяние того в социуме, чего ещё никто не чуял.) Прищло время постиндустриализации. Править должны были специалисты, а не партийцы. Сталин ещё в 1944-м хотел было так передать власть, но не смог перебороть консервативное Политбюро. (Может, его за то и убили через 9 лет, чтоб он не повторил попытку.) Факт тот, что по глазам этого крайнего слева на картине получается, что Моисеннко это почуял. (Сознанию его это, конечно, дано быть не могло. Его несла мода хрущёвской оттепели. А именно - левое её подразделение: что наступило время сменить лжесоциализм {с тоталитраризмом} на настоящий социализм {с отмирающим ради самоуправления государством}. Что тоже не было дано сознанию левых диссидентов. Художники, эти неискоренимые формалисты, в сознании имели одно: новое – это натурокорёжение. И поначалу их подсознательный идеал был исторически оптимистичен.)

    "…с колхозников, рабочих и служащих списывалась задолженность по обязательным поставкам продуктов животноводства. Произошло значительное повышение государственных закупочных цен на мясо, молоко, масло и зерновые… “эффект принятых в 1953 г. решений по сельскому хозяйству сохранялся до конца 1950-х гг.”, на что указывает увеличение на треть валовой сельскохозяйственной продукции… [Произошло] предоставление крестьянству, работникам совхозов и МТС большей самостоятельности в планировании и управлении производством, внедрение принципа материальной заинтересованности в труде” (https://cyberleninka.ru/article/n/kak-reformy-malenkova-i-hruscheva-izmenili-zhizn-kolhoza-bolshevik-opyt-mikroistoricheskogo-issledovaniya ).

    Художник из Ленинграда мог лишь подсознанием почуять, что творится на селе с подачи Маленкова. Как факт, до него не дошёл вскоре наступивший крах сельскохозяйственной политики, сменившийся из-за вошедшего в силу волюнтариста Хрущёва. Вот тогда Моисеенко и стал писать свою “Землю”. Когда СССР впервые стал закупать зерно за границей. Этому ужасу соответствует вся остальная картина, кроме лиц.

    Моисеннко. Земля. 1963-64.

    То провидение, то слепота… – Но другого объяснения я не могу дать какому-то странному соответствию всматривания вдаль левого персонажа при таком вопиющем натурокорёжении. Ну что это за пар несётся вдаль от колеса какого-то сельскохозяйственного механизма?

    Сеялки, наверно. - Ну как может быть так черна земля, когда солнце ещё не село или когда это белая ночь? – А как так черны руки? Мотор трактора чинили, что ли? – И откуда такие кручи, там,

    где белые ночи?

    Живописная страсть кипит так же сильно, как слабо сказался порыв левых шестидесятников спасти заблудившийся социализм.

    Для контраста можно сравнить с картиной того же времени художника, который так же страстно был предан той власти, какая есть.

    Угаров. Ленинградка (В сорок первом). 1961.

    Не знаю, как у вас, читатель, у меня дух захватывает от шикарного контраста тёмных оттенков дополнительных цветов: пурпурного и зелёного (в системе красный-зелёный-синий), контраст пальто с водой в Неве.

    31 мая 2023 г.

    Как к “Земле” – по антисоветски, в смысле прокоммунистически (живописно – по экспрессионистски), очень грубо говоря – можно подходить к любой картине Моисеенко на деревенскую тему.

    Моисеенко. Дождик. 1969. Холст, масло.

    Сознанию Моисеенко его собственная антисоветскость не дана (прокоммунизм – тем паче). Поэтому сознанием своё деревенское отрочество (где-то до 14 лет) он потом-потом вспоминает в духе импрессионизма (а формула этого идеостиля: хвала абы какой жизни):

    "Я не помню, когда начал рисовать. Больше помню детство, ночь; мы, мальчишки, совсем одни, разудало носимся на конях. Вдруг молнии — первая гроза... Испуганно спешились, накрылись старыми армяками... Прошел дождь, и открылось бездонное звездное небо дивной красоты” (https://dzen.ru/a/Y_YfwMpm_h9_0N2d).

    Роль хвалы в этом отрывке играет "разудало” и "дивной красоты”. Роль “абы какой жизни” – "Испуганно спешились” и "накрылись старыми армяками”.

    Это где-то 1929-30 год. Деревня – в низу своего социалистического развития.

    Мы видим, что, вспомнив живописно об этом низе через 40 лет, он не буквально повторил фабулу о грозе: нет пацанской компании, ночи и спешенности. То есть, можно предположить, что это живописное не только воспоминание, но и сравнение, что изменилось. А материально изменилось мало что, если по большому счёту.

    Об этом же говорит и график урожайности зерна.

    А это плохо для второй половины ХХ века, особенно, учитывая низкий результат начала сравнения. То есть что-то не то в Датском королевстве…

    А судя по экспрессионистским искажениям натуры: туман всё же мало вероятен при дожде, блики на жеребёнке и армяке уж больно белы для затянутого тучами неба, или что это за ореол вокруг дальней лошади… Подсознание Моисеенко рвало и метало в 1969 году на положение дел в сельском хозяйстве страны. Хоть название картины ласковое.

    19 сентября 2023 г.

     

29.05.2024
14:20

Молодцы* были американцы, когда издевались над собой

    Это было в 60-х годах, когда пошла вторая волна эры Потребления. Издевались художники поп-артисты. Кто хочет развитого обоснования этого заявления, смотрите . . .

28.05.2024
13:32

Буча

    Хоть Михалкову нельзя верить ни на полслова (обманет, если это ему нужно), но его несколько слов о Буче я решил принять на веру. Вот они: "Разве не по этому методу . . .

26.05.2024
15:08

Я волком бы выгрыз авангардизм

    Оттуда, где его нету… . Розалинда Краусс поманила меня миражом, что я не единственный, кто применяет теорию художественности по Выготскому (т.е., что произведения . . .

25.05.2024
23:04

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Кроме одного (см. тут), уже найденного… . Я и всегда почти начинаю с себя, а теперь, чувствую, надо начать с себя очень давнего. Со времени, когда мне, провинциалу, . . .

24.05.2024
10:29

Искусствоведы – несчастные люди

    Это становится очевидным, когда после прочтения неисчислимого множества их текстов натыкаешься на один – настоящий. (И тогда возникает тихий вопрос: неужели те, . . .

22.05.2024
09:16

Искусствовед Екатерина Андреева и… всераздрай

    Мои последние поиски первоисточников в недавнем прошлом нынешнего предательства России, прямого или потенциального, некоторыми представителями культуры . . .

01.05.2024
19:50

Своим искусствоведением – на жалобу артиста Галкина, что неверно его в иноагенты записали

    Наказали его за распространение заведомо ложной информации о действиях Вооружённых сил РФ на Украине. Я подумал: вдруг он прав, раз жалуется… – Стал проверять. Я . . .

30.04.2024
16:44

Антон Долин молодец и лукавец

    Молодец, потому что имеет вкус, лукавец, потому что уже в 2014-м был потенциальный враг России. Доказать то и другое довольно трудно. Потому что тонко. Я говорю . . .

11.04.2024
16:40

У меня явная слабость к предателям России: у иных есть тонкость, а я её люблю

    Креативным классом они себя называют, и некоторые, хоть и тёмные (художественности по Выготскому не знают), но всё же… Антон Долин, один из таких (увы, не первый . . .

02.04.2024
21:44

Утончённый антисоветизм Екатерины Андреевой

    Вообще-то моё амплуа – открывать, каким подсознательным идеалом был вдохновлён автор художественного произведения (т.е. произведения неприкладного искусства) . . .

24.03.2024
11:06

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Он простой – антисоветизм. Потому что СССР сохранил государственность России и русский менталитет, а Запад теперь поставил задачу то и другое на земном шаре . . .

19.03.2024
14:25

Не перейти грань с этими преступниками

    Писать эту заметку я стал после долгого лазания по интернету в попытках найти что-то, толкующее о пособничестве. Нашёл такое: "В случае, если лицо, не являясь . . .

02.03.2024
17:08

Есть ещё те, кто задумывается, «что вдохновляло» художника

    Это человек, назвавшийся Dzmitry Mikhnevich по адресу https://yablyk.com/245918-bruno-catalano-voyageurs/. Правда, он дал несколько предположений, чему я принципиальный враг, ибо это способ . . .

24.02.2024
18:50

Кто знает хоть строчку из «Илиады»?

    Я б мог знать, потому что не одну заметку написал о художественном смысле этой поэмы на примере первой строки, в частности. Но не запомнил. “Гнев свой воспой…” . . .

09.02.2024
00:08

Страдания иноагента Ксении Лариной

    Начать я хочу с моих страданий. Я внутренне обязан писать разборы художественных произведений. А Ларина журналист. Иноагент. То есть её слова мне интересны (как . . .

05.02.2024
00:00

Деформация и деформация

    ,   Недоброжелатели говорят, что не было блокады Ленинграда. И доказывают, какой огромный грузооборот военной продукции был из города и какой, следовательно, в . . .

30.01.2024
22:31

Обожаю, когда я себя не понимаю

    Тогда я беру, начинаю в себе разбираться публично. И получаю от этого удовольствие. Этакий человековед. Чтоб иметь право выставлять самокопание на публику, я его . . .

27.01.2024
17:43

Пластов однажды вырвался из выражения просто радости жизни

    Это случилось в 1944 году. Именно тогда он задумал такую картину. (Рисовал её долго.) Пластов. Весна. 1954. И, кто меня знает, знает, что для меня дата создания картины . . .

19.01.2024
15:45

Пути Господни в варианте художника – исповедимы

    У меня был один замечательный товарищ. (Уже умер.) Он был пронзительно умный и тонкий, имею в виду эстетический вкус. Впрочем, я было думал его звать наказывать . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100