Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.07.2024 |
Сам я пишу плохо, но судить других берусь
|
||||
24.07.2024 |
|
||||
22.07.2024 |
Проколы Венедикта Ерофеева в его «Об Иосифе Бродском»
|
||||
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
||||
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
||||
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
||||
19.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (3-е продолжение)
|
||||
10.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (2-е продолжение)
|
||||
08.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (Продолжение)
|
||||
07.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не занимался ничем иным, кроме сочинения художественных произведений
|
||||
04.07.2024 |
Какая может быть логика у вывода, что массовых репрессий 1937-8 гг. вообще не было
|
||||
03.07.2024 |
Новый (для меня) вид импрессионизма
|
||||
30.06.2024 |
Я понимаю, почему большинству отвратительно натурокорёжение
|
||||
28.06.2024 |
|
||||
18.06.2024 |
|
||||
17.06.2024 |
И Никита Михалков свалился раз в антисемитизм
|
||||
15.06.2024 |
«Полюбилась» мне предательница Вольтская
|
||||
15.06.2024 |
«Полюбилась» мне предательница Вольтская
|
||||
13.06.2024 |
Меня пленяет трудность как таковая
|
||||
09.06.2024 |
Смутность
Чем она хороша, смутность? – Обещанием любимого труда по прояснению недопонятного. . Так случилось, что я стал как-то чересчур оригинальным. Принял в качестве своих такой набор понятий, что получился уникальный букет. Только в самое последнее время нашёл почти единомышленницу – искусствоведа Екатерину Андрееву – в понимании ницшеанства как метафизического иномирия. И обладателями так понимаемого ницшеанского идеала совершенно неожиданно оказались – при разборе – Чехов, Чайковский и Левитан. (Что дико для многих.) Но вдруг я натыкаюсь на указание, что Пастернак их, всех троих, ввёл в одно стихотворение. Зима приближается
Я радуюсь, конечно, тороплюсь скорей посмотреть, как именно это сделано. И – ужас – это 1943 год. Война. А Пастернаку хоть бы хны. Может, он какими-то военными судьбами был заброшен в какую-то Тмутаракань? Нет. В Карачеве он был осенью 1943-го. Это между Брянском и Орлом, а не края "севера строгого”. Город был разрушен до основания, а не "Домишки… обители”. И была жаркая осень, "командировка писателей закончилась 10 сентября 1943 года” (https://dzen.ru/a/X5UpLJjldwSh5xDk), а не "Октябрь”. И в эвакуации он был в Чистополе, это около Казани. Он почти на севере был в поселке Всеволодо-Вильва в Пермском крае, но в 1916 году, "с середины января до конца июня” (https://permneft-portal.ru/newspaper/articles/permskiy-period-borisa-pasternaka/). Так он там нашёл себя, пишут. Как беспечного, пишут. Удрал от переосвидетельствования, грозившего мобилизацией, пусть и короче у него одна нога. На пароходе
Господи! Неужели это всё один и тот же Пастернак, влюблённый в миг! Собственно, в абы какой! – "Сводило челюсти” (спать хочется в "три” ночи), “бред” – это плохое. Но! "Синее оперенья селезня / Сверкал за Камою рассвет”! А в 43-м? – То же самое! – "угол медвежий” и масса тому подобного – это плохое. Но! – "Накрытые небом, как крышей!” Формула ж идеостиля импрессионизма какая? – Хвала абы какой жизни. Идёт 1916-й, идёт 1943-й, война, а… хороша любая жизнь. Даже любой её миг. И потому – в пику – кончается первое стихотворение тремя ницшеанцами, тоже исключительно относившимися к мигу. Но! Как к нестерпимому горю, что вот он, миг, НАВСЕГДА уходит и больше никогда не повторится. Что нестерпимо. Аж до неприятия всего Этого мира с его физикой, временем и изменчивостью. – Что ж вместо Него? – Иномирие! Так вот Пастернак так не согласен. Для него "сумерки” есть "Блеск оловянный”. А это – хвала абы какой жизни. То есть автор, пишущий о символизме и наведший меня на Пастернака, понял его с точностью до наоборот: ""Серебряный век”, “духовный ренессанс”, “греческое Возрождение”, “новый александрийский период”. Отметим: все эти выражения отмечены меланхолическим пассеизмом и осенне-сумеречным мироощущением. Очень точно в метафоре осени Б. Пастернак, соединив имена писателя, композитора и живописца, определил настроение современников: “Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана” (“Зима приближается...”, 1943)” (К. Г. Исупов. Блеск и нищета символизма. https://www.academia.edu/27138517). Символизм был таки не без трагизма. Но это потому, что его идеостиль описывается формулой, схожей с поговоркой: “Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься” в сверхбудушем с его Добром для всех. И потом. Серебряный век – это не только символизм, а и декадентство (Добро и Зло равны, ну и пусть), и акмеизм (над Добром и Злом). – Всё с трагедией. Потому и сумерки есть образ этого века. Исупов до всех этих тонкостей не доходит. 1 июня 2023 г.
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"