TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б возвести в ранг идеала. А если и не слышал, то сам подумал, что он постмодернист, и показалось, что это мне не новость. Подумалось же, из-за его признания во внезапной неприязни к Достоевскому и продолжающейся любви к Чехову после вторжения в Чехословакию в 1968 году. Признание √ на 8-й странице его книги ⌠Жак и его господин■ (С.-Пб., АЗБУКА. 1971).

    Объясняю сам себе, почему я так подумал.

    Постмодернизм √ последняя фаза развития искусства, реакция на крах всего-всего в мире: и фашизма, и социализма. И либерализм надоел до противности. Но всё-таки наибольшую дискредитацию претерпел социализм. И ницшеанство было последним идеалом, что на это реагировал. Так этот последний как-то более свой отказу от всех идеалов, чем какой-либо из социалистических идеалов. А Чехов же √ ницшеанец, и Достоевский √ за христианский социализм. Так ясно ж, что вторжение в Чехословакию советских войск под флагом лжесоциализма не затрагивало любви Кундеры к Чехову и вызывало отвращение к Достоевскому. Экстремистскую коллективистскую одержимость Достоевского и его русский мессианизм Кундера переименовал так:

    ⌠В Достоевском меня раздражала сама атмосфера его книг, мир, где всё превращается в чувство, иными словами: где чувство возведено в ранг истины и добродетели■.

    Вместе с социализмом не проходило и христианство (они родственники в коллективизме), а следовательно √ и Средневековье. Кундера это переназвал так:

    ⌠История христианского общества √ это тысячелетняя школа чувственности: Иисус на кресте призывал нас принять страдания┘■

    Понятно, что Возрождение тогда понимается √ если крайне √ как порыв к индивидуализму, что переназывается Кундерой так:

    ⌠Но начиная с эпохи Возрождения западная чувствительность уравновешивается┘ духом разума и сомнении, игрового начала и относительности всего [вот они √ зародыши будущего пофигизма]■.

    И Кундера с радостью осознаёт, что в России не было эпохи Возрождения, в чём:

    ⌠┘коренится пресловутая загадка русской души (и её глубины, и её жестокости)■

    Его пофигизм родом из индивидуализма и рационализма, и потому противоположное, русское, он переназывает:

    ⌠┘тяжеловесная русская иррациональность обрушилась на мою страну■.

    Казалось бы, пофигизм┘ Ему б как раз быть иррациональным? √ Нет. К слову пришлось иррациональность оставить России.

    Запад к посмодернизму подошёл как раз из рационализма. Опротивел рационализм. Но┘ Кундеру несёт┘

    И он выводит истоки своего произведения, подозреваю, из дальнего предвестия пофигизма в XVIII столетии: из ⌠Тристрама Шенди■ Стерна и его эха, мол, ⌠Жака-фаталиста■ Дидро, игровые возможности■ которых прошлая литература не использовала.

    При слове ⌠игровые■ я ещё раз уверился в пофигизме Кундеры. Раз ничто ценно под луною, то всё √ несерьёзно.

    ⌠Роман Дидро √ это всплеск дерзкой свободы без самоцензуры и эротизм без чувственной составляющей■.

    А пьеса Кундеры, мол, вариация романа Дидро.

    Дидро

    Кундера

    ⌠Дидро создаёт пространство, прежде невиданное в истории романа: это сцена без декораций■

    ⌠На протяжении всего действия сценография не меняется┘ В основном┘ сцена, оформленная как можно проще и абстрактнее, почти пуста. Лишь в некоторых эпизодах актёры (слуги) принесут необходимые детали и реквизит √ стол, стулья┘■

    Ничто ж не ценно. √ Вот образ этого и даёт сценография.

    Но то я прочёл в книге потом. А пока √ всё натыкался на пост-Модернизм.

    ⌠┘перед лицом вечной русской ночи [так Кундера переназвал коллективизм] я переживал в Праге жестокий конец западной культуры, такой, какой она мне мыслилась на заре Модернизма, культуры, основанной на приоритете личности и её разуме, на плюрализме мнений и терпимости [вне советской досягаемости, на закате Модернизма, превратившего все эти плюсы в минусы с помощью массового искусства; но что до этого Кундере, зато`ченном против СССР и русских]. В маленькой западной стране я переживал конец Запада. И это было великим прощанием■

    Пусть вас не сбивает вдруг-пафос. Всё отдаёт ⌠скептицизмом нашего столетия■.

    А дальше √ текст пьесы. И тут всё √ смех:

    ⌠ПЕРВАЯ СЦЕНА

    Появляются Ж а к и Г о с п о д и н. Увидев зрителей, Жак прихолдит в замешательство.

    Ж а к (робко). Господин┘ (Обращает его внимание на публику.) Почему они на нас пялятся?

    И √ понеслось┘

    Это, конечно, не то прикладное (к смеху прикладное) искусство, какое у эстрадных смехачей. Оно √ прикладное к философскому тезису, что нет ничего, достойного быть идеалом. Образы вопиющей женской неверности воплощают идею отсутствия идеалов в мире. Нет никакого выражения подсознательного. Нет того, что называют высочайшим искусством. То есть √ подтверждается мысль, что отсутствие идеала есть малоэнергичное явление и потому не способно породить великое произведение искусства.

    Если┘ я не ошибаюсь где-то.

    Мне трудно читалась эта пьеса. Тому есть физиологическое объяснение. Я брал в руки книгу после обеда и ложился на диван читать. И┘ вскоре засыпал.

    А этого со мной не бывает, если книга вызывает напряженное внимание. Тут же┘ Чего напрягаться? Всё √ ерунда, несерьёзно┘

    И анализировать нечего. Чем-то выражается что-то. Да ещё и заранее осознаваемое.

    Но. Ещё одно экзотическое подтверждение правильности моей оценки хочется рассказать.

    Книга состоит из: 1) ⌠Введения в вариацию■, 2) собственно пьесы, 3) текста под названием ⌠Транскрипция √ игра. (Из книги ⌠Нарушение завещания■)■ и 4) теста ⌠Замечания автора об истории пьесы■.

    И в третьей части (написанной через 22 года, в 1993-м) Кундера подключает к своему мироотношению (пофигиста, понимаю я) музыку Стравинского. Конкретно √ ⌠Пульчинеллу■.

    И тут я невольно произвёл искусствоведческий (или не знаю, какой) эксперимент.

    Только прочитав название балета, я бросил книгу и пошёл в Интернет, чтоб послушать, что это за музыка. Чтоб понимать, о чём там пойдёт речь.

    Послушайте и вы: http://www.youtube.com/watch?v=Uah3nC6UMOI .

    Музыка классицизма, этого стиля, считавшего себя борцом с этой дикостью, Средневековьем, написана Стравинским┘ какими-то русскими народными мелодиями и исполняется на √ в том числе и фантастически огромных размеров √ балалайках. √ Насмешка! И тут насмешка! И в самом тембре звучания, и резкости обрывов и ещё во много чём (не умею сказать, будучи музыкально необразован, но чувствую) √ насмешка. Всё-де √ ерунда.

    Я потом открыл ещё какой-то сайт из подобранных поисковиком √ http://www.moskva.fm/stations/FM_99.2/news/71861 √ а там первые слова:

    ⌠⌠Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!■. ⌠Пульчинелла■ √ театральное представление с музыкой танцами и пением. Написал Игорь Стравинский, изобразил Пабло Пикассо, придумал Сергей Дягилев, а танцевали Леонид Мясин и великолепная Тамара Карсавина┘■.

    Сочинил он музыку в 1919, Первую Мировую войну (1914 √ 1918) не видев (поехал в Швейцарию перед её началом, и там её и пересидел). Но разочаровался, видимо, здорово (собственно, и сверхразочаровавшийся дадаизм там, в Швейцарии, родился).

    И вот теперь Кундера вспомнил эту вещь для того, чтоб отбить её, я извиняюсь, художественный смысл у Адорно, когда-то истолковавшего тот как профашистский, как музыку насилия.

    Казалось бы┘ И пьеса Кундеры как бы порождена насилием СССР над Чехословакией┘

    Но он написал что?

    ⌠Получив собственный небольшой опыт, я могу лишь признать дурацкими высказывания по поводу огрубления и насилия у Стравинского■.

    И всё сошлось.

    10 октября 2013 г.

     

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100