TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

07.01.2021
13:12

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа

    Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”. Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент. Так что она изначально называлась . . .

06.01.2021
19:23

Кульбиты Кульбина

    "Мальчик и туда, и сюда, в результате никуда”, - так меня, отставшего в любовных делах юношу, определила одна тёртая, наверно, и опытная женщина, подруга той, за . . .

04.01.2021
18:58

Любовь к мысли

    Где-то когда-то я вычитал, что представители первобытных племен от малейшего раздражения, выводящего их из дремоты, стараются исчезнуть. Могут сидеть часами . . .

03.01.2021
17:13

О пользе догматизма в искусствоведении

    Художники в принципе амбициозны. И даже не потому, что умеют то, чего не умеют другие. А потому, что даже видят не так, как другие. И язык у них получается не такой, . . .

01.01.2021
13:31

Добром добра не будет – только через зло!

    Попытка медленного чтения рассказа “Сон” (1904) Бориса Зайцева. Ну чем, смотрите, не воспевание вот этого и тут мига ("был четвертый час дня – в июне, при слегка . . .

31.12.2020
14:20

3 Соломон Воложин Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства

    Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) . Расстегни свои застежки и завязки развяжи . . .

30.12.2020
13:26

Какой Гитлер художник

    Я должен начать издалека. Моя дочка в школе плохо относилась к литературе. Кончала она школу уже при реставрации капитализма, то есть после гласности. Помнится, я . . .

29.12.2020
13:19

Результат разговоров с рисующим

    Рисующий – Святослав Котельников. Разговоры – по интернету.

     

    Есть вариант, что всё – закономерно. Тогда и случайности – тоже закономерны.

    И вот так случилось, что мне встретились три взаимосогласующиеся теории: происхождения человечества (заодно и искусства), Поршнева, главной функции искусства, Натева, и художественности, Выготского. Приблизительно в одно время они стали более-менее широко известны и до меня, самообразовывавшегося тогда в искусствоведении, дошли. Авторы друг друга не знали, и их теории – тоже. Сходились теории на понятии противоречие. Поршнев объяснял, почему не гиб предчеловек от стресса из-за одновременного действия противоположных стимулов. (Тот был мутант, недоношенный, сохранявший детские черты на всю жизнь: высоколобый, бесшёрстный и внушаемый. Шерстистый внушатель внушал бесшёрстным самкам отдать, а бесшёрстным самцам убить их детёныша на съедение стаду. Ни противоречить стаду нельзя, ни отдать ребёнка нельзя. – Стресс. Но он разряжается в новообразование, в лобную кору мозга. И рождается третье, экстраординарное и не запрещённое. Например, ожерелье из просверленных ракушек, протянутых через дырочки жилкой. Например, орнамент из нескольких царапин из прямых линий. Тем самым предчеловек становился человеком: со второй сигнальной системой и искусством. У остальных животных тоже было сознание – в бодрствующем состоянии и бессловесное мышление – зримостями и слышимостями. Но только у бесшёрстных, отбивших ребёнка у впавшего в ступор от ожерелья или иной экстраординарности, в подсознании сперва осело, что они – люди. Это было сокровенное. И они навсегда приобрели некую зависимость – хотеть испытывать сокровенное условностью.) Вот Натев и назвал непосредствененое и непрнуждённое испытание сокровенного мироотношения главной функцией искусства. Ибо оно обросло неисчислимыми второстепенными: компенсатороной, воспитательной, познавательной, развлекательной – несть числа. А что такое испытание? Это как сгибание палки в противоположные стороны. На что обратил внимание Выготский, назвал дразнением противочувствиями от противоречивых деталей произведения, осознаваемыми, ради получения результата – подсознательного третьего переживания, катарсиса, осознаваемого за пределами акта искусства. Например, искусствоведами.

    Ясно, что занятия главной функцией, испытанием сокровенного, выражением подсознательного (в катарсисе) идеала занимается неприкладное искусство. А всем остальным, по преимуществу осознаваемым, - искусство прикладное.

    При рождении искусства оно было синкретично. Польза от спасения ребёнка была прикладной стороной, а какое-то подсознательное переживание, что мы – люди, было стороной неприкладной: далеко не сразу люди удрали от внушателей.

    От удирания началась история людей и искусства. Но всегда искусство как экстраординарное стремилось к противоречивости. И вся его история, как неприкладного, исторически эволюционировала между полюсами, среди которых оно родилось: коллективизма (всё – ради стада) и индивидуализма (всё – для продолжения вида). Исторически то коллективизма, то индивидуализма становилось больше. Например, удрав от внушателей, и осознав роль в этом ожерелья или орнамента, люди решили, что экстраординарность есть опасность для стада людей, и она была запрещена, под страхом отрубания фаланги пальца за каждое нарушение. Что мы и видим теперь в оттисках ладоней на мягкой глине, окаменевшей с тех пор. Нарушавший испытывал в себе сокровенное подсознательное в виде индивидуализма, не данного его сознанию. Было бы дано, он бы не подвергал себя опасности, не делал бы такую экстраординарность, как некое отображение себя (у всех людей пять пальцев + только у меня они такие длинные → Я.). Степень осознания “я” зависит от степени опасности поползновений “я” для племени.

    "Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но укравший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется” (https://studopedia.ru/2_10243_chelovek-v-pervobitnom-obshchestve.html).

    “Преобладают "руки" небольшого размера…” (https://a-fixx.livejournal.com/225291.html).

    То есть шли на поводу своего индивидуализм ещё недостаточно социализировавшиеся дети. Однако знающие, что это почему-то нельзя. (Чему доказательство – тёмные и дальние места пещер с оттисками.)

    Но история искусства многопланова. Искусство в большой степени отвлекалось от главной функции и надолго становилось прикладным. К религии, скажем. Или к превознесению главных людей. Там подсознательный идеал не требовался. Он и пропадал у изобразителей и выразителей. Но то и дело там и сям возрождался. – История неприкладного искусства – как пунктирная линия с очень редкими и коротким чёрточками.

    И вид этой линии – синусоида. Именно в неё превращается траектория движения по кругу (от полюса “коллективизм” к полюсу “индивидуализм” и обратно) при вытягивании хода времени в прямую.

    И на этой синусоиде подсознательных идеалов очень мало (6) характерных точек – типов идеалов.

    Потому искусствовед, ограничивающий себя только выявлением подсознательных идеалов автора, превращается как бы в исповедующего канон средневекового деятеля.

    Ибо он оторван от рассматривания произведений, порождённых сознательным замыслом. Которым нет числа.

    К не ограничивающим себя деятелям (может и вследствие неимения подсознательного идеала) относится упомянутый Святослав Котельников.

     

    У меня с ним случилось разногласие. Он счёл нормальным для Сезанна пространственные отклонения от натуры. А я возразил, что натуроподрбие надо считать нормой объективной, а не субъективной, например-де, и в средневековье есть выдерживание натуроподобия в изображениях зверей в церквах и портретов королей вне церквей. Теперь, в связи с этим вот экскурсом в искусство стотысячелетней давности, я вспоминаю и тех времён доказательство объективной нормальности натурподобия для людей.

    Искусство родилось как условность (ожерелье, орнамент, ритм – как “мы люди”, оттиск ладони – как “я”. Но натуроподобие и тогда доказывало своё главенство в жизни (искусство – не жизнь, ибо условно). Когда матерям пришлось подтягивать умственно отсталых, не умеющих абстрагировать малышей, путём демонстрации им абсурда в виде "то же, но не то же” (Поршнев), путём рисования натуралистичных портретов конкретно знакомых малышам животных со своими индивидуальными чертами, - для женщин этих натуроподобие было сверхценно. Правда, те рисунки – как тренаж недоразвитых – не есть искусство, что, - из-за введения историчности для понятия натуроподробие в искусстве, - снижает мою доказательность объективности этого понятия в искусстве. Правда – в обратную сторону – если вспомнить, что в прикладном искусстве есть функция обучения то…

    Святослав Котельников со мной согласился. И в благодарность мне хочется объективно (если смогу) показать место его рисунков в этой стране Искусство.

     

    Одним из видов иметь дело со знаемым является иметь дело со знаемым неречевым сознанием и мышлением (которые, как сказано выше, есть и у животных). Если автор произведения прикладного искусства рождает замысел произведения в этом неречевом сознании и мышлении, то замысел этот ну очень трудно выразить словесно. – Получается сильная аналогия с ЧЕМ-ТО, словами невыразимым, являющимся подсознательным идеалом в искусстве неприкладном. Которое я тенденциозно считаю первосортным по отношению к искусству о знаемом, прикладном, из-за тонкости его восприятия.

    Тонкость получается и с таким вот прикладным. Особенно, если тонкий автор не даёт название своему произведению.

    Хорошо разбирать такое искусствоведу со вкусом (то есть смолоду видевшему много эстетически совершенного и способному его распознать, не пользуясь словами). Я не таков по обстоятельствам рождения и детства. Те несколько ЧТО-ТО, соответствующих упоминаемым 6-ти типам подсознательного идеала мне ещё удалось за долгую жизнь научиться чуять. Но я бессилен перед многими из бесконечных числом замыслов сознания (речевого и неречевого, последнего в особенности).

    И всё же я рискну.

    Котельников. Жизнь животных жжёт, и не чета ей человек.

    Я это название придумал в поисках созвучия со словами жук и жужжат, после обнаружения божьей коровки

    на нарочито грубо нарисованных листьях неясно каких трав. Что я не ошибся, говорит то, что позже этой придумки я обнаружил ещё двух шмелей на опять нарочито грубо нарисованных ромашках.

    Человека в название я вставил из-за того, что узнал от автора, что заваливание назад правого из домов есть не результат негативизма к человеческому, а того, что нарисовано акварелью и ошибку исправить невозможно. Я названием подправил: не негативизм тут к человеку со стороны животных (тут кроме бросающихся в глаза ласточек есть очень красивая птичка {я не смог найти, как она называется}, мотылёк {подобного тоже не нашёл} и рыжий кот), - не негативизм тут, а словно человеческого и нет для животного мира. Даже для кошки, которая гуляет сама по себе.

    Для тутошней живности, собственно, и вообще ничего нет, кроме того, что съедобно. Травы несъедобны - ноль им внимания, потому они так анонимны и нарисованы шаляй-валяй. С деревьями и небом – такая же история. И потому они тоже нарисованы небрежно. Непонятно, правда, почему и ромашки сделаны без тщания, а иные вознесены на большую высоту (справа).

    Может, тут взгляд всё-таки не с точки зрения живности, а с точки зрения человека, лёгшего в высокую траву и принявшегося отрешённо думать теми самыми несловесными мыслями, которые побуждают рисовать.

    Да простятся мне мои потуги влезть в душу к тому человеку.

    25 ноября 2020 г.

     

27.12.2020
16:09

Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ

    Я об её стихотворения уже зубы ломал (см. тут). Жаловался, что нет учебников по признакам графомании. А с живописью ж совсем беда – там измов (примитивизм, . . .

26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

26.12.2020
15:10

Железная логика во всём вокруг Навального

    Быть логичным не значит быть правым. Высказывание моего покойного товарища. Главный выгодополучатель от отравления Навального – компании, добывающие . . .

25.12.2020
14:16

Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?

    Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя… Потом, . . .

24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100