TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути.

    (Одно только было бы не мимо – два слова с корнем “пошл” – если б они относились не к искусству*, а относились бы к Этому миру.)

    Почему я считаю, что важно, чтоб не врали про эту картину?

    Потому что она вместе с фамилией автора есть ругательные слова в умах миллионов людей, живописно не образованных. Я же претендую на просветительство. А все другие – нет. Мне так кажется. Все другие ограничиваются, максимум, популяризацией, а минимум – развлечением. Развлечение – легчайший подход, популяризация – полулёгкий. И только просветительство занимается глубиной.

    Что есть глубина в искусстве? – Его источник.

    Принято считать источником вдохновение. А содержательную часть вдохновения составляет дух времени, - по мнению Венской школы искусствознания.

    Так я сподобился считать глубже: если дух этот уловлен подсознанием художника и принят им себе в качестве подсознательного идеала. В противном случае, если дело ограничивается осознностью, то искусство скатывается из неприкладного в прикладное, с меньшими странностями, чем в неприкладном. Что происходит из-за вмешательства сознания автора.

    Осознанным духом времени стыка XIX и XX веков являлась пошлость. Пошлость политической устойчивости мира (все мировые державы приобрели колонии; революции, какими кипела Европа в XIX веке, заводила мировой политики, прекратились; в России, куда переместился центр революционного движения, это движение терпело крах за крахом {народничество, революция 1905 года} – так пошлы и побеждённые, смирившиеся и не смирившиеся, и победители). Пошлость, мол, победительной, всё знающей науки с венчающей её философией – позитивизмом. Пошлость забитой наукою религии. Пошлость пытающихся эту религию заменить теософов и символистов. Пошла вся суета сует и всё улёты от суеты.

    И куда ж тогда деваться всё-всё-всё отрицающему духу времени, осознающему себя в таком вот качестве? – В осознаваемое “над Добром и Злом”. И в неосознаваемое метафизическое иномирие, принципиально недостижмимое, в пику принципиальной достижимости на том свете христианского Царствия Божиего на небе для прощённых бестелесных душ.

    В чём тогда радость этого побега в принципиально недостижимое? – В умении творцов дать образ этого иномирия, которое и сознанию-то творцов не дано, только в качестве подсознательного идеала и обретающегося. И подсознаниями восприемников учуиваемое.

    Ультратонкость. Как, впрочем, и с другими типами подсознательных идеалов бывало. Только те были более постижимы большинству людей. А этот, ницшеанский, менее постижим.

    Из-за чего иномирие никак и не пробивается в искусствоведение. Вокруг им вдохновлённых произведений потому искусствоведы и врут невольно.

    А история искусства слепо, но верно, вела не осознающих иномирия художников по пути всё меньшего и меньшего натуроподобия в создании образа этого подсознательного иномирия.

    Что бы ни думал про изобретённый им супрематизм Малевич, он дал образ иномирия своим пространством без… предметов (потому что геометрические фигуры это не предметы), ибо заслонять они друг друга – могут: вот и получается, что пространство всё же изображено). Чего оно так странно изображено? – Того, что это образ иномирия.

    Квадрат из того же набора, чем изображено.

    И совершенно не важно, ровно он нарисован или нет.

     

    А Tallir врёт, что важно, расписывает (наверно действительные) факты неравности сторон, неповторимости оттенка чёрного, получившегося от смеси таких-то красок, ссылаясь на слова Малевича (из текста с названием “От кубизма и футуризма к супрематизму”, 1916):

    "Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование”.

    И совершенно игнорируя, что словесный текст Малевича это литературное произведение, в котором он темнотой этого текста, всякими отклонениями от нормальной речи (типа "Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни академического искусства”) даёт образ наигранной смелости, которую проповедовали футуристы совершенно осознанно.

    Можно немедленно подловить Малевича на нелогичности: ноль форм не может дать индивидуальное существование форме.

    Но сама нелогичность есть образ наигранной смелости. И Малевич прав, неся словесную околесицу, а Tallir не прав, на что-то выдернутое из контекста ссылаясь и иллюстрируя это пусть и действительными фактами.

     

    Даже когда Tallir верно говорит:

    "…это то произведение, суть которого не в том, как и что написано, а то "зачем"”, - объясняя это "зачем" (дать образ иномирия, по-моему), он сбивается на фальшь:

    "Начиная с середины XIX века человечество неумолимо продвигалось вперед в вопросах науки. Интересно, что в ХХ век физики вступали с полным ощущением того, что физика как наука завершилась и исследовано абсолютно все, что возможно исследовать. А после этого был открыт квант, теория относительности и многое другое. Таким образом, было доказано, что понимание окружающей реальности не объективно, оно относительно”.

    Дело не в том, что "не объективно”, а в том, что был открыт мир, микромир, в котором иные законы. То есть жизнь требовала-де туда похода. То есть – образа иномирия. То есть поход открывания нового – радость.

    Так дело в том, что радость – это футуризм. Это прорыв к позитиву.

    Но у Малевича-то позитив самой выдачи образа иномирия, а не позитив самого иномирия, принципиально недостижимого.

    Tallir подменил осознаваемым футуризмом неосознаваемый объект стремления супрематизма, как вида ницшеанства. Неосновательный оптимизмом подменил самый-самый из пессимизмов. Подменил одно "зачем" другим. Подменил кое-чем осознаваемым нечто подсознательное.

     

    То есть есть протест и протест. Футуристический – для утверждения. За его нигилизмом – новое устройство. Например, в политике Италия надеялась отхватить у кого-нибудь новую колонию. И Маринетти (поверим) это освящал своими кульбитами в литературе. Да и Малевич за ним следовал в словесном манифесте 1916 года. Но не в своей живописи. Сознанию Малевича была нужна не колония, скажем, проливы Босфор и Дарданеллы для России, а скорое наступление и победа в России анархистской революции.

    А подсознанию Малевича ничего на Этом свете не надо. Ему надо только в живописи дать образ принципиально недостижимого иномирия. И все врут, словами это обходя.

     

    Tallir даже прав, намекая, что главное – не квадрат, а "триптих",

    ибо средства супрематизма не предметы, а фигуры.

    Но он врёт, что: "Чёрный квадрат не должен нравиться или не нравиться…”.

    Он должен ого как нравиться тому, кто непосредственно и чувственно ощущает тонкость образа принципиально недостижимого иномирия, в качестве подсознательного идеала вдохновлявшего Малевича на творчество.

    Самому мне, увы, это нравится опосредовано. Я самоучка, из низов, и естественно мне нравится то, что и низам: что-то как живое. Но от низов я отличаюсь тем, что не поношу “Чёрный квадрат”.

    1 декабря 2020 г.

    *- Художники упрощают себе жизнь. Про мир не заморачиваюся. А просто занимаются выпендрёжем друг перед другом и эпатажем отсталых, мол, зрителей.

    - Есть у них такой бзиг. Его можно проиллюстрировать примером одного теоретика, Куценкова. Куценков выдвинул мысль, что в обычном искусстве:

    "…более позднее изображение копирует не только реальный объект, но и предшествующий образец.

    Схематически это можно представить примерно так:

    ".

    А в каноническом - не так.

    Сходство выпендривающихся с канониками можно объяснить подражанием верующим. Верующие имели канон, описанный не до подробностей:

    " X. Святые мученики и внешний вид их

    1. Святой Георгий, молод, без бороды. 2. Димитрий, молод, без бороды. 3. Прокопий, молод, без бороды. 4. Феодор Стратилат, молод, кудряв, с закрученною бородою. 5. Феодор Тирон, с черною бородою и волосами выше ушей. 6. Меркурий, молод, с показавшеюся бородою " (https://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija-ili-nastavlenie-v-zhivopisnom-iskusstve-sostavlennoe-ieromonahom-i-zhivopistsem-dionisiem-furnoagrafiotom/3).

    Вдохновлённый верой иконописец, следуя канону, от полноты чувств, что, собственно, силой веры Георгий дракона победил, берёт и рисует копьё не толстым, как предшественник, а тонким-претонким.

    Выпендривающиеся видят, что вдохновенные чему-то там, им одним ведомому, следуя, выдают всё иное и иное. Вот и они так себя ведут. Они или как дети, недоразвившиеся, или пройдохи.

    2.12.2020.

07.01.2021
13:12

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа

    Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”. Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент. Так что она изначально называлась . . .

06.01.2021
19:23

Кульбиты Кульбина

    "Мальчик и туда, и сюда, в результате никуда”, - так меня, отставшего в любовных делах юношу, определила одна тёртая, наверно, и опытная женщина, подруга той, за . . .

04.01.2021
18:58

Любовь к мысли

    Где-то когда-то я вычитал, что представители первобытных племен от малейшего раздражения, выводящего их из дремоты, стараются исчезнуть. Могут сидеть часами . . .

03.01.2021
17:13

О пользе догматизма в искусствоведении

    Художники в принципе амбициозны. И даже не потому, что умеют то, чего не умеют другие. А потому, что даже видят не так, как другие. И язык у них получается не такой, . . .

01.01.2021
13:31

Добром добра не будет – только через зло!

    Попытка медленного чтения рассказа “Сон” (1904) Бориса Зайцева. Ну чем, смотрите, не воспевание вот этого и тут мига ("был четвертый час дня – в июне, при слегка . . .

31.12.2020
14:20

3 Соломон Воложин Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства

    Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) . Расстегни свои застежки и завязки развяжи . . .

30.12.2020
13:26

Какой Гитлер художник

    Я должен начать издалека. Моя дочка в школе плохо относилась к литературе. Кончала она школу уже при реставрации капитализма, то есть после гласности. Помнится, я . . .

29.12.2020
13:19

Результат разговоров с рисующим

    Рисующий – Святослав Котельников. Разговоры – по интернету. Есть вариант, что всё – закономерно. Тогда и случайности – тоже закономерны. И вот так случилось, . . .

27.12.2020
16:09

Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ

    Я об её стихотворения уже зубы ломал (см. тут). Жаловался, что нет учебников по признакам графомании. А с живописью ж совсем беда – там измов (примитивизм, . . .

26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

26.12.2020
15:10

Железная логика во всём вокруг Навального

    Быть логичным не значит быть правым. Высказывание моего покойного товарища. Главный выгодополучатель от отравления Навального – компании, добывающие . . .

25.12.2020
14:16

Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?

    Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя… Потом, . . .

24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100