Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
02.09.2021 |
В бесконечности бредущий Бродский
|
01.09.2021 |
|
31.08.2021 |
|
30.08.2021 |
Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар
|
29.08.2021 |
Мне больше повезло (о Джорджоне)
|
29.08.2021 |
Мне больше повезло (о Джорджоне)
|
28.08.2021 |
|
27.08.2021 |
|
25.08.2021 |
Зла не хватает (О Ян ван Эйке)
|
24.08.2021 |
В чём причина бледнописи Бруни
|
23.08.2021 |
Нецитируемость художественного смысла
|
22.08.2021 |
|
20.08.2021 |
Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)
|
19.08.2021 |
|
18.08.2021 |
|
17.08.2021 |
|
16.08.2021 |
|
15.08.2021 |
Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм У меня хилая позиция в дальнейшем повествовании, признаюсь сразу. – Из-за того, что у меня есть несколько с мира по нитке собранных для собственного пользования законов (или не знаю, как их лучше назвать) искусствоведения (масса же людей не считает искусствоведение наукой, а считает как бы некой игрой в субъективные понятия). Есть и собственное (а кто я такой?) развитие заимствованного. И всё – не общепринято. Так, если у меня складывается из этой мешанины что-то логичное касательно какой-нибудь картины, то я считаю себя вправе выставлять это на обозрение. Читая силлогизмы и бравуры о вот этой картине, Писсаро. Поздний вечер на нашем лугу. 1887. я подумал о ней совсем не так. Бессилие какое-то солнца. Пусть и не такие уж длинные тени, но солнце какое-то полупотухшее. И люди, видно, смирились давно. Если теория тепловой смерти Вселенной в середине 19 столетия была уже разработана, то перед концом века в культуре вполне могло зародиться настроение, ей подобное. Или, наоборот, ей вполне соответствовала философия Шопенгауэра: "Жизнь во временном потоке представляется цепью безотрадных страданий, сплошным рядом крупных и мелких невзгод, то есть жизнь всего лишь эпизод, нарушающий покой абсолютного бытия. Жизнь может и должна заканчиваться стремлением к подавлению “воли к жизни”, превращением в ничто. Только в единстве со смертью жизнь может реализоваться как целое. Небытие является основой для дальнейшего существования” (https://desinfection.livejournal.com/15315.html). И некоторые “измы” вполне оказались способны выразить такое настроение безразличия, бесчувствия. Почти буддистская нирвана. Всё зыбится как марево предпоследних секунд мира. Писсаро. Наводнение в Понтуазе. 1882. Писсаро. Дома в Понтуазе. 1878. Но это – выражение колоссального разочарования. Импрессионисты к такому настроению отношения не имели. Наоборот. Как бы ни было плохо, всё равно хорошо, - хорошо, что есть сама жизнь. И если это верно для не раз голодавшего Моне, то тем более верно для Писсаро, жившего всегда очень бедно. (Не продавалась их мазня, как тогда её считали.) Мне вообще пришлось, я извиняюсь, вывести формулу импрессионизма: хвала (свет, мерцание) абы какой жизни (тема). Оптимизм такой, простецкий и индивидуалистский. Писсаро не устраивало получившееся глубокомыслие пуантилизма. Он попробовал изобрести "монументальный импрессионизм” (https://8-poster.ru/onenews/721/). Писсаро. Молодая крестьянская девушка с кофе. 1881. Как он добился подавления тотальной зыбкости, я не усекаю. Похоже, тем, что в некоторых местах пуантилизма просто нет (в линиях подоконника, в кайме чашки, в ложке, в складках юбки, в кайме блузки, в волосах в тени). Пуантилизм обеспечивает необычное сияние (хвала). А абы какая жизнь – это низменность темы: бедность такова, что нужно ложкой выскрёбывать то, что не выпилось, гущу – всё же добро, не выбрасывать же его. Писсаро. Молодая женщина и ребенок у колодца. 1882. Здесь тоже не во всех местах пуантилизм (в блузке женщины, в её головном уборе, в камнях колодца, собственно, и в зелени, и в домах, и в небе). Только юбка женщины и платье девочки мерцают. В результате он пуантилизм изгнал вообще. Писсаро (слева направо): "Картофельный рынок на бульваре де Фос в Понтуазе" (1882 г.), "Продавщица мяса" (1883 г.), "Рынок домашней птицы в Жизоре" (1889 г.) От хвалы, правда, отпали сильно действующие световые эффекты. Потому он, наверно, ещё раз соблазнился – дивизионизмом (первая репродукция). От которого тоже пришлось отказаться по уже указанной причине. Её, правда, придётся натягивать на такие жизнерадостные вещи. Писсаро. Жатва. 1889. Писсаро. Кирпичный завод “Делафоли” в Эраньи. 1888. Впрочем, можно себя накрутить, что это внешняя жизнь, обман самих себя, делание хорошей мины при плохой игре. А на самом деле всё "всего лишь эпизод, нарушающий покой абсолютного бытия”. Несуществование-де, вон, уже пробивается в этом мареве нерезкости. Пришлось художнику и дивизионизм оставить. Чем он после этого стал выражать хвалу, я как-то не могу ответить. Приблизительностью, что ли? Лёгкостью письма? А абы какая жизнь – это просто: "Писсаро отходит от принятого в ту эпоху изображения городских достопримечательностей – знаменитых памятников, скульптур, архитектурных построек” (https://www.liveinternet.ru/users/publizist/post257304668). Писсаро. Бульвар Монмартр. Дождливая погода днем. 1897. 30 июля 2021 г.
|
14.08.2021 |
|
13.08.2021 |
Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"