Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.07.2020 |
|
||
04.07.2020 |
|
||
03.07.2020 |
|
||
01.07.2020 |
|
||
01.07.2020 |
|
||
30.06.2020 |
|
||
29.06.2020 |
|
||
27.06.2020 |
|
||
26.06.2020 |
|
||
25.06.2020 |
|
||
24.06.2020 |
|
||
23.06.2020 |
|
||
21.06.2020 |
|
||
20.06.2020 |
Господи, я ни с чем не могу согласиться!
|
||
17.06.2020 |
|
||
16.06.2020 |
|
||
14.06.2020 |
|
||
13.06.2020 |
Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.
|
||
12.06.2020 |
Дню России посвящается . Русская исключительность.
Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи начитанным. Потому что то, что я акцентирую, у других слышится только в обертонах. – Речь об этой картине. Остроухов. Сиверко. 1890. Обертоном я считаю слова "несмотря на… самым… русской” в высказывании Бенуа: "…несмотря на свою жёсткую и не особенно виртуозную живопись, эта одинокая картина должна быть отнесена к самым драгоценным явлениям в русской живописи”. Слова "через головы всех” у Грабаря: “В этой вещи есть замечательная серьёзность, есть какая-то значительность, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувства, несмотря на все новейшие технические успехи и через головы всех модернистов”. А я говорю просто: русская исключительность. Несмотря на: "Картина не отличается особенной экзотичной красотой, зато честно представляет русский пейзаж в средней полосе” (https://muzei.club/0861-opisanie-kartiny-ili-ostrouhova-siverko). Оно, конечно, все народы любят себя и в глубине души своей считают себя народом лучшим, единственным и неповторимым. Но русские – как-то с большим правом, чем многие, а может, и все. Даже и объективно великим народом называют мало кого, и русских называют. А среди великих, только русские живут в таком холоде. Даже в южной, казалось бы, степи – тоже холодно, как написал и Лермонтов. Изотерма -8° идёт прямо по большей части западной государственной границы РФ. Изотермы среднегодовой температуры Европы. И очень красящей ландшафт гористости нет на Русской равнине. А есть скромные холмы. И это на менталитет народа повлияло. И он тоже исключительный, в общем, положительный, "несмотря на” всю объективно обоснованную хулу на него соседей ближних и дальних. Но вот вопрос: как Остроухов смог настолько сильно выразить любовь русских к своей Родине? Одну странность я вижу в картине. – Судя по ряби на воде, ветер дует на нас. А судя по вытянутости облаков – перпендикулярно нашему взгляду. В природе направления ветра, ряби и рядов облаков совпадают.
Может ли быть, что это несоответствие создаёт в подсознании неуют, ЧТО-ТО, словами невыразимое. То, о чём непатриотичная нынешняя молодёжь говорит: “Надо валить отсюда”. А у патриотичных, наоборот, неуют шепчет их подсознанию о печальной истории Родины, которую тем более любишь. Как мать – больного ребёнка. В XIX веке (победу над Наполеоном можно считать продолжением самого успешного XVIII века) несчастьями были разгром декабристов, затянувшееся крепостничество, проигранная Крымская война, освобождение крестьян от крепостничества без земли, ужасы первичного капитализма, разгром народничества, политическая реакция при Александре III, спад революционного движения при нём и оценивание России Западом как страны отсталой, что и объективно так было в хозяйственной сфере. Вот и перед нами дикая природа и ноль цивилизации. – Во Франции такое немыслимо. Приятие пейзажа в обоих случаях обеспечивается точкой зрения “с высоты человеческого роста”. В последнем случае обеспечивается дополнительно “приглашающей” ступить на неё дорогой. Зато в “Сиверко” – приглашение “полететь”. Как чайки. Что обеспечивает духоподъёмность. Приятие и духоподъёмность как раз и обеспечивают "Сиверко" исключительность русской суровости перед лицом невзгод. Когда-то, тут, я заикнулся было про эту картину, что национальная исключительность это ницшеанство. Тут я тоже вообще живописный национализм попробовал было приноровить к ницшеанству – не вышло. Из-за коллективизма, из-за воспевания исключительности российского менталитета. Это, по сути, идеал Гармонии низкого и высокого, нищеты и шири, земной любви, тогда как ницшеанство – любит иномирие. А тут – Гармония как русская исключительность! Я ожидал, что представителю нынешней 5-й колоны, русофобской, должен не нравиться “Сиверко”. Спросил. Нет, нравится: "В моем юношестве на байдарках шли вместе с семьей Игоря Гусельникова-Наташи Бурмейстер по Онежскому озеру, и налетел ветер – он поднимал холодные брызги с верхушек внезапно выросших волн. Остроухов написал картину-прогноз о стране”. Для него, контрреволюционера 1980-х и антипутинца сейчас, плевать, что 100 лет назад со времени его байдарочного похода, в 1880х, перед Остроуховым был спад революционного движения, на что художник плевал с точки зрения вечности и сверхценности сурового менталитета русского народа. Он принимал само превращение страны Александром III в полицейское государство, как холодный северный ветер, который только закаляет русский характер, а не требует революционно менять климат, чтоб Россия противоестественно стала тёплой страной, как идущий к эре Потребления Запад. 12 июня 2020 г.
|
||
11.06.2020 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"