TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

09.04.2020
16:26

Удар

    Я получил крепкий удар по моему самому яркому наблюдению – что в “Явлении Христа народу” Иванова никто Христа не видит. А если не по наблюдению, то по выводу из . . .

07.04.2020
15:53

Ну что поделать...

    Каждый плюс, как говорится, имеет свой минус. Так и со мной, толкователем произведений неприкладного искусства. Слишком много их истолковал. Настолько много, что . . .

05.04.2020
09:47

Микены и Украина

    Есть шанс что-то внятное сказать о такой вот скульптуре. Богиня со змеями (малая). Ок. 1600 г. до н. э. Фаянс, глазурь, пигменты, обжиг. Можно объяснить, почему . . .

04.04.2020
22:40

Авось...

    Авось, сама трудность задачи сотворит чудо, и я смогу… Ну чего уж мелочиться? – Смогу увидеть у Полозковой в подсознательном идеале – только не плюйтесь – . . .

03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

02.04.2020
11:11

Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)

    Всякий стиль углублен до мировоззрения, а всякое мировоззрение конкретизировано и доведено до стиля. Лосев. Прочли, читатель, эпиграф? А я хочу ещё большей . . .

31.03.2020
12:22

Поражение, почти равное победе

    Я вздумал опубликоваться в рецензируемом журнале. Смешно началось. За эл. почтой следят и вставляют соответствующую рекламу. Ну вдруг вставили рекламу помощи . . .

29.03.2020
16:31

Провал или спасусь?

    Я был очень благополучен, обнаружив соответствие спусков и подъёмов на большой Синусоиде идеалов в искусстве истории смены общественных формаций (см. тут). Тем . . .

28.03.2020
12:32

На что я уповаю

    Так жаль, что каждый раз, начиная писать, я стою перед проблемой ввести в курс того почти маниакального состояния, которым я одержим: поиском следов . . .

26.03.2020
09:38

Что-то про ничто

    К непосредственному впечатлению в случае с песней Веберна “Как я рад!” (1934) обращаться бессмысленно, но я предлагаю обратиться, чтоб удостовериться (слушать тут) . . .

25.03.2020
17:52

Красота и водка

    Почему вымерли ненандертальцы? Оттого, что оледенение Европы кончилось? Мамонты исчезли, главная еда неандертальцев? Или сжили их со света более умные . . .

24.03.2020
09:56

Энергия новичка

    Энергия новичка смешна у старика, но что делать – интересно… Может, заражу кого – и тому будет тоже интересно…

    Я наткнулся на цитирование Кибирова, понятое, будто он сочинил то цитируемое, "иронически переосмысливая постмодернистскую практику” (https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf), и подумал: "переосмысливая” не значит разве, что тот отказался от постмодернизма? А постмодернизм я понимаю просто – нет ничего, достойного быть идеалом и потому всё достойно насмешки. Так, если я прав, то в принципе не может постмодернист от постмодернизма отказаться. И потому невозможно у него того переосмысление. Ведь так? Если по логике…

    Я стал искать подтверждение своей логичности и нашёл:

    "…цитаты из советских песен и произведений писателей-соцреалистов, составлявшие большой массив в раннем творчестве Т. Кибирова, впоследствие сменились ссылками на писателей-постмодернистов и тексты современной массовой культуры, из чего можно заключить, что Т. Кибиров склонен к пародийной интерпретации не только советской, но и любой доминирующей культурной парадигмы” (Багрецов. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/676/1/urgu0323s.pdf).

    Вот только вопрос: возможно ли через какое-то время после внедрения постмодернизма (внедрение было во второй половине ХХ века) следовать ему так, будто он находится у автора в ранге подсознательного идеала? То есть возможно ли автору оставаться художником (если подходить экстремистски к определению, что художественное – это общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу)?

    Может, видеть "ностальгическую модальность поэта по отношению к советским временам” (Там же) – это видеть ту странность, которая и есть след подсознательного идеала? То есть это таки переосмысленный постмодернизм? Не насмешнический, а грустный… Что настолько ново, что аж не осознаётся…

       
     

    На слова, по-моему, Кирсанова

    песня композитора Тухманова

    “Летние дожди”.

    Помнишь? – Мне от них как будто лучше…

    та-та-та-та… радуги и тучи

    будто та-та-та-та впереди.

    Я припомнил это, наблюдая,

    как вода струится молодая.

    Дождик-дождик, не переставай!

    Лейся на лысеющее темя,

    утверждай, что мне еще не время,

    пот и похоть начисто смывай!

    Ведь не только мне как будто лучше,

    а, к примеру, ивушке плакучей

    и цветной капусте, например.

    Вот он дождь – быть может, и кислотный.

    Радуясь, на блещущие сотки

    смотрит из окна пенсионер.

    Вот и солнце между туч красивых,

    вот буксует в луже чья-то “Нива”,

    вот и все, ты только погоди!

    Покури спокойно на крылечке,

    посмотри – замри, мое сердечко,

    вдруг и впрямь та-та-та впереди!

    Вот и все, что я хотел напомнить.

    Вот и все, что я хотел исполнить.

    Радуга над Шиферной висит!

    Развернулась радуга Завета,

    преломилось горестное лето.

    Дальний гром с душою говорит.

    1995

    Шиферная – это такой населённый пункт в Московской области, - говорит гуглокарта. С большой буквы Завет – это Ветхий завет. Это про то, как Бог, сперва решивший было потопом истребить человечество и всё живое заодно за то, что люди одною плотской жизнью заняты (злом)… Истребить за исключением праведника Ноя и тех, кого тот спасёт на ковчеге… А потом, наслав потоп, остыл… И со спасшимися заключил Завет (радугой): "только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте” (Быт. 9:4), не то кровью же поплатитесь (от нападения другого человека или зверя). И в остальном плотской жизни (злу) уступил: ешьте (в том числе и зверей) и плодитесь. – Фабула такая у Бога: порыв одухотворения – разочарование в осуществлении порыва – разочарование в разочаровании и – умерил новый порыв одухотворения. За серость, мол. Но это – в тексте Завета. А он сочинён порывистой душой. И потому серость её подсознательным идеалом отвергаема. Что и расшифровывается сомнительностью серости как идеала для ТАКОГО автора, каковым он выставляется – для Моисея, которому Бог продиктовал текст. Сомнительность подтверждается фабулой дальнейшего в Пятикнижии. Люди продолжили и продолжили нарушать Завет. Что страстно Богом отвергается. И через наоборот Абсолют торжествует. Но не в тексте, а в подсознательном душ восприемников текста. – Тот редкий случай в истории неприкладного искусства, когда оно прорывается сквозь требования жизни быть прикладным. Тут – прикладным к религии.

    (Характер сочинителя Пятикнижия я не выдумал, а модифицировал из такой цитаты из “Западного канона” Блума:

    "Один из признаков самобытности, благодаря которой литературное произведение может снискать канонический статус, — странность… Нагляднейший пример… [автор] Танаха, фигура, которую библеисты XIX века назвали Яхвистом, или J (от немецкого написания ивритского слова Yahweh, по-английски — Jehovah, вследствие сделанной некогда орфографической ошибки). J… похоже, жил в Иерусалиме или поблизости от него примерно три тысячи лет назад… Кто был “исходным” J, мы едва ли когда-нибудь узнаем. Я предполагаю, основываясь на своих сугубо внутренних и субъективных доводах литературоведческого характера, что J вполне могла быть некая женщина при дворе царя Соломона — среде высокой культуры, изрядного религиозного скептицизма и внушительной психологической изощренности… Вирсавия, мать Соломона — превосходная кандидатура. Тогда легко объяснить [такое качество Пятикнижия, как]… ирония… иронические вольности, которые Вирсавия позволила себе в изображении Яхве. В Яхве J много человеческого — слишком человеческого: он ест и пьет, часто выходит из себя, радуется, причиняя вред, он ревнив и мстителен, декларирует беспристрастность, при этом постоянно оказывая кому-то предпочтение, и обнаруживает изрядную невротическую тревожность, решившись распространить свое благословение с элиты на весь народ Израилев. Когда он ведет эту обезумевшую и измученную толпу через Синайскую пустыню, он уже так маловменяем, так опасен для себя и для других, что J следует признать первейшим богохульником среди писателей всех времен и народов… Амбивалентность во взаимоотношениях божественного и человеческого — одно из величайших изобретений J, еще один признак самобытности” -https://ekniga.org/reader/1726/. Блум просто не вооружён понятием “подсознательный идеал автора”, который нецитируем. И здесь есть Абсолют. Поэтому Блуму и приходится придумать Вирсавию, которая была не израильтянка, а хеттка, позволяющая себе текстовую иронию по отношению к Богу израильтян. А на самом деле ирония есть та странность, через которую выводится содержание подсознательного идеала автора Пятикнижия – Абсолют.)

    Я вообще полагаю, что вся история искусства есть прорывание неприкладного сквозь толщу прикладного, которого гораздо больше, чем неприкладного.

    И это обстоятельство отразилось и в разбираемом стихотворении. – Зачем оно начинается с упоминания Кирсанова?

    Это был единомышленник футуриста Маяковского. Который начал в поэзии с непереносимого крика (неожиданной ломкой стихотворных строк:

    И жуток

    шуток

    клюющий смех -

    из желтых

    ядовитых роз

    возрос

    зигзагом.)

    Это был вопль неприятия интеллигенции, отвратившейся от революции из-за её поражения в 1905 году. Он хотел бы, чтоб те, кто однажды революцию полюбил, не изменял бы ей. А к революции у него была претензия, что она потерпела поражение. Он был недоволен революцией: она недостаточно революционна. – В этом заключался истинный авангардизм: бежать впереди паровоза революции. Ломка строк была образом этого. Можно ещё допустить, что такая неожиданность была рождена всё-таки подсознательным идеалом (поэты умеют как бы приходить в изменённое психическое состояние {в котором сознанию уже не дано, что его хозяин в нормальном состоянии был за революцию}, на первые разы представляется мыслимым такое допущение).

    Иное дело – другие разы.

    Революция не считается с желаниями Маяковского: то проигрывает, то еле выдерживает натиск (в гражданскую войну), и требует от поэта прекратить общаться подсознаниями и говорить с революционным народом прямо. И Маяковский поддаётся жизни и создаёт “Окна РОСТА”, плакаты сатирические. Он и дальше поддавался и дошёл до осознания, что он предал настоящую поэзию (неприкладное искусство, движимое подсознательным идеалом) и – застрелился. Тем паче, что строить стали какой-то… явно не социализм, тогда как он в душе присягнул социализму и коммунизму.

    У Кирсанова изъяны относительно неприкладного искусства были более явными. Вот он весь клокочет от нестерпимого в конце своего правления Хрущёва и пишет “Сказание про царя Макса-Емельяна” (1962–1964). – Поверьте на слово: прочесть может только особо терпеливый. Я прочёл. Вскакивая несколько раз и бегая по комнате, ибо вроде мышечные боли начинались от нетерпения. Потому что, как капли на голову прикованному, долбят неожиданные и непрерывные рифмы.

    Например:

    “Начинаю сей сказ, грешный аз.

    В некотором царстве, нектаром текущем государстве, на самом краю света, в лето не то в это, не то в то, в некогда сущем Онтоне-граде, при свите, при полном параде жил царь”.

    И в таком духе чтение на час.

    Ну ясно ж, что это – от сознания невозможности прекратить маразм, до которого докатился социализм.

    Зная такое про Кирсанова, как мог относиться Кибиров к нему, даже и сдавшемуся обстоятельствам, требовавшим опроститься? Мог он простить такое:

       
     

    Эти летние дожди,

    эти радуги и тучи —

    мне от них как будто лучше,

    будто что-то впереди.

    Будто будут острова,

    необычные поездки,

    на цветах — росы подвески,

    вечно свежая трава.

    Будто будет жизнь, как та,

    где давно уже я не был,

    на душе, как в синем небе

    после ливня — чистота…

    Но опомнись — рассуди,

    как непрочны, как летучи

    эти радуги и тучи,

    эти летние дожди.

    1966

    И не говорите мне, что насмешливы эти односложность: "Кирсанова – Тухманова”, мол-официальность: "На слова Кирсанова песня композитора”, ошибка (композитор не Тухманов, а Минков), привлечение “продавшегося режиму” композитора, обслуживающего официальную потребность в оптимистических песнях, Тухманова, ассоциация с пошло усложнённым звучанием этой песни в исполнении Аллы Пугачёвой (можем, мол, и проблемные песни петь {интересно, есть ли кто из читателей, кому под 60, кто помнит эту песню или может её мелодию напеть}). Нет, конечно, и насмехается Кибиров.

    Но.

    В самом выборе Кирсанова, этого несчастного, вечно подозреваемого советской властью в формализме бегуна впереди революции, - нет ли в этом выборе ноты ностальгии? Кирсанов же был искренне идейный. Разве тянет у Кибирова на идейность обывательщина 1995-го, уже без тоталитаризма, года? Этот "пенсионер”? Не насмешка ли над идеалом обывателя приведение того к "ивушке плакучей и цветной капусте”? К растительной жизни?

    Можно сказать, что это безыдеальный постмодернист Кибиров сочинил. Надо всем смеётся, мол, и никакой идеал для него не идеал.

    Но, опять же.

    Кончает-то он ого чем: радугой Завета и дальним громом по поводу горестного лета. Серьёзно. О радуге над заскорузлой Шиферной забыто.

    То есть тут таки странность – ностальгия по страстно идейному не лживо советскому времени. У которого был свой Абсолют – коммунизм. Равносильный христианскому раю, только на земле.

    Получается, что, по крайней мере, Кибиров второго периода творчества имеет – неведомо своему сознанию – подсознательный идеал типа благого для всех сверхбудущего.

    Случилась та редкость в истории искусства, когда неприкладное искусство ещё раз прорвалось сквозь требование жизни – реставрированного капитализма – приложить искусство к идеалу мещанства, Личной Пользы, столь естественных этому капитализму.

    3 марта 2020 г.

     

     

     

23.03.2020
13:33

Неисповедимы...

    Есть особый восторг, когда совпадают ну тончайшие соображения. Ну тончайшие. Такое произошло со мной от чтения у Эфроса, как Цвейг оказался равнодушным к “Боярыне . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100