TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете . . .

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы . . .

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

07.06.2020
18:36

Подвиг бесполезный

    Конечный смысл любого текста за пределами того, чтобы быть написанным, — также быть и прочитанным. Деление на ночь. Роман Аросева и Кремчукова “Деление на . . .

02.06.2020
10:03

Можно ли разбить кирпич ладонью

    Десантнику разбить кирпич ладонью можно. В десантники берут особенных здоровяков. Плюс их специально тренируют. А вот может ли разбить кирпич хлюпик от роду? – . . .

01.06.2020
09:24

Кота за хвост

    Нравственность должна лежать в характере. И. Кант Начинаю читать выдвинутую в большой список претендентов на соискание премии “Большая книга” 2020 книгу . . .

31.05.2020
15:12

Случайность ли?

    Я не помню, когда я лично по ТВ слышал от Путина общее соображение, что людей жалко. А одно и по конкретному поводу помню, по пожару в Кемерово: мол, заботимся о том, . . .

28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает . . .

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления понравится. Не может же быть, чтоб я был единственный такой любитель трудностей.

     

    Занимаясь толкованием художественных произведений я обречён на неминуемый провал с каким-нибудь из них.

    И вот я подозреваю, что я провалился когда-то (см. тут) с, мол, индивидуализмом Брюсова при сочинении стихотворения “Тени”. Меня на это подозрение навёл Дмитрий Быков, назвав Брюсова эротическим поэтом. А Быков, если вдуматься, почти всегда оказывается не прав. И передо мной встал вопрос, как эти “Тени” защитить от Быкова и прежнего меня.

    Я для этого стал штудировать работу Жирмунского об эротических произведениях более позднего сборника стихотворений Брюсова и стал пробовать примерять почерпнутое к этим “Теням”. И страница за страницей не давали мне ответа. Пока на странице 40-й я не дочитал до понятия “внутренние повторения”.

    "…они не связаны с внешним, словесным повторением. Из… преизбыточного душевного волнения, не воплощённого до конца в одной словесной формуле, рождается ряд сходных поэтических образов, выражающих то же лирическое настроение в разной словесной форме” (https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005113824/viewer/?page=40).

    Тем, кто любит умственные головоломки, я и предлагаю проследить, как до меня будет доходить, что “Тени” не эротическое стихотворение. Я буду пошагово отчитываться.

    Сладострастные тени на темной постели окружили, легли, притаились, манят,

    Наклоняются груди, сгибаются спины, веет жгучий тягучий, глухой аромат.

    И без силы подняться, без воли прижаться и вдавить свои пальцы в округлости плеч,

    Точно труп, наблюдаю бесстыдные тени в раздражающем блеске курящихся свеч;

    Наблюдаю в мерцаньи колен изваянья, беломраморность бедер, оттенки волос...

    А дымящее пламя взвивается в вихре и сливает тела в разноцветный хаос.

    О, далекое утро на вспененном взморье, странно-алые краски стыдливой зари!

    О, весенние звуки в серебряном сердце и твой сказочно-ласковый образ, Мари!

    Это утро за ночью, за мигом признанья, перламутрово-чистое утро любви.

    Это утро, и воздух, и солнце, и чайки, и везде - точно отблеск - улыбки твои!

    Озаренный, смущенный, ребенок влюбленный я бессильно плыву в безграничности грез...

    А дымящее пламя взвивается в вихре и сливает мечты в разноцветный хаос.

    19.08.1895 г.

    Первый же такой повтор: "окружили, легли, притаились, манят”. Он поддержан звукописью – повтором носовых в первой строчке: 6 “л”, 2 “м”, 5 “н”, 3 “р” (все носовые: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]). Происхождение этих носовых из слова “тень”. (Соответственно “т” тоже много: 7 – больше всех.) Причём тень – противоположность свету. А у меня ещё со времён разбора (разбора жалкого) этого стихотворения и стихов других символистов вывелось, что их осознаваемый (а чаще неосознаваемый) пафос сходен с пословицей “не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься”. Что приводит символиста в итоге к идеалу коллективистского типа: благого для всех сверхбудущего. – Эротика, в качестве тёмного, которое преодолено, оказывается вполне уместна. Преодоление оказывается возможным только из-за колоссального накала эмоций. Которые нагнетаются, в частности, вот этими внутренними повторениями. Эротика оказывается тем внешним, на что клюют нечуткие люди. И тогда работает принцип, что если о чём в произведении говорится словами, то не то хотел “сказать” автор. “Сказать” я беру в кавычки, ибо это “говорит” подсознательный идеал автора. А в сознании его этого сверхбудущего нет. Разве только он может признаться, что не знает, куда столь взволнованно он зовёт. – Эта неопределённость видна и в том, что действительно трудно понять, что общего в 4-х перечисленных глаголах. Что-то негативное, аморальное, антихристианское. Последнее важно, ибо в христианстве р-р-разочаровавшиеся в действительности конца XIX века (в России – из-за поражения народничества {а начинал Брюсов с любви к Некрасову и Надсону, неким социальным революционерам} и из-за слепоты, что вместо народников силу набирает марксизм), - так вот разочаровавшиеся удрать мечтами хотели и от христианства, как части мерзкой действительности.

    Кстати, тот же тон тени, темноты, аморальности имеет и другое внутреннее повторение на первой же строке: "Сладо-”, “страстные”, “постели”, - поддержанное звукописью “ст” из “постели”. Если вспомнить, что глухое “т” паруется со звонким “д”, то повтор есть и в "СлаДо-”. – Вот, какая насыщенность!

    На неиндивидуализм работает и такое соображение:

    "За внешним стремлением эпатировать публику, поразить ее экзотичностью не то чтобы образов, а больше строк и выражений, рисовалось другое – неприятие мира унылого бытия” (https://megalektsii.ru/s45496t1.html).

    Экзотичность было первое свойство Брюсова, выделенное Жирмунским, но я не мог её найти в первый заход. Может, во второй увижу?

    "сказочно-ласковый”.

    Мало. Но хватит и внутренних повторений.

    "Наклоняются”, “сгибаются”.

    “груди”, “спины”.

    “жгучий тягучий, глухой”.

    “подняться”, “прижаться”, “вдавить”.

    “наблюдаю”, “Наблюдаю”. – Ну, это простой повтор, а не внутренний. Но он тоже взвинчивает.

    "плеч”, “колен”, “бедер”, “волос”.

    “мерцаньи”, “изваянья” - повторение созвучий и изысканности из-за “ь” вместо “и”.

    "О”, “О”.

    “Это утро”, “Это утро”. – Простые повторы.

    "утро, и воздух, и солнце, и чайки… улыбки”.

    “бесстыдные тени”, “стыдливой зари”.

    “Озаренный, смущенный”, “влюбленный”.

    “А дымящее пламя взвивается в вихре и сливает… в разноцветный хаос” - 2 раза.

    Вот что значит – аналитический талант Жирмунского!

     

    Для меня безумную трудность представляет отделить декадентство от символизма. Если у символиста эротические стихи – на самом деле не эротические, то от декадента я ожидаю обратного. Эстетизации Зла жду. Эстетизации – из-за злости на поражения Добра. И – осознанной эстетизации? – спрашиваю я себя строго. И, боясь подыгрыша в пользу Добра, давайте, читатель, я предположу, что в подсознательном идеале оказывается радость трезвости, несамообмана. Что-то противоположное пушкинским стихам:

       
     

    Но жалок тот, кто все предвидит,

    Чья не кружится голова,

    Кто все движенья, все слова

    В их переводе ненавидит,

    Чье сердце опыт остудил

    И забываться запретил!

    У Пушкина голос автора радуется своему реализму: что плохо – то и плохо, а не иллюзия чего-то иного; но из этого плохого не значит, что всё – плохо: и оттого – такие чеканные стихи.

    А у декадента именно всё – плохо, и открыть это – есть хорошо. Абсолют! Какой тут реализм с его адекватностью?

    Конкурентом такого пафоса может быть только ницшеанское метафизическое иномирие, “над Добром и Злом”. С ним радость в том, что удалось выразить ТАКОЕ – иномирие. (Этот вариант тем хорош, что декадентство тогда можно пустить по разряду выражения не подсознательного идеала Зла, а по разряду прикладного искусства, приложенного к знаемой идее Абсолютного Зла.)

    Пролог

       
     

    Гаснут розовые краски

    В бледном отблеске луны;

    Замерзают в льдинах сказки

    О страданиях весны.

     

    От исхода до завязки

    Завернулись в траур сны,

    И безмолвием окраски

    Их гирлянды сплетены.

     

    Под лучами юной грезы

    Не цветут созвучий розы

    На куртинах пустоты,

     

    А сквозь окна снов бессвязных

    Не увидят звезд алмазных

    Усыпленные мечты.

    19 февраля 1893

    Я текст этого стихотворения взял отсюда - https://www.bookol.ru/dokumentalnaya_literatura_main/kritika/53320/str2.htm#book . Название – отсюда - https://www.bookol.ru/dokumentalnaya_literatura_main/kritika/53320.htm . А дату создания – отсюда - https://libking.ru/books/poetry-/poetry/314594-valeriy-bryusov-tom-1-stihotvoreniya-1892-1909.html#book . Вот бы взять эпиграф отсюда - https://slova.org.ru/briusov/juvenilia_prolog/ , где “Прологом” называется набор из 10-ти стихотворений, а цитируемое есть второе – тогда было б совсем хорошо:

    "Parler n'a trait a la realite des

    choses que conimercialement.

    St. Mallarme”

    Перевод: Разговор не о реальности вещей, которая неубедительна.

    Потому было б хорошо, что “неубедительная реальность” вместе со словом "пустоты” ну очень годятся для признания этого стихотворения ницшеанским.

    Но не декадентским.

     

    Вот то ли дело повесть “Декадент” (1894).

    "Этого завтра я ждал с восторгом. Когда в назначенный час я пришел на свидание, Нина уже ждала меня.

    — Нина! так ты не сердишься?

    — За что же? — ты выпил лишнее.

    О! она была слишком ласкова! я начал остерегаться.

    — Прошлый раз, Альвиан, ты сказал мне много такого, о чем лучше было не заговаривать [он сказал, что хочет жениться на ней, но сперва, чтоб она отдалась, иначе он будет себя презирать, ибо “сказали бы, что я до того влюбился, что даже предложил руку. Я презирал бы себя!”]. Я уже начинала сживаться с мыслью…

    Так что, если все было сказано тобою случайно, лучше просто позабыть это.

    — Я никогда не отказываюсь от своих слов.

    Что другое я мог ответить ей?

    — Значит…

    — Да что же иное могло быть? я только не хотел тебе говорить, но ты сама должна была догадаться, что я не отдам тебя никаким Буниным! Милая! я люблю тебя, и ты — ты ведь тоже меня любишь?

    — Люблю.

    — Дорогая! милая! жена моя!

    Но и целуя ее, я ни на минуту не забывал, что она никогда не будет моей женой.

    В этот день Нина отдалась мне.

    “Мы оба, — записано у меня в дневнике, — и я, и она, разыграли свои роли прекрасно и казались очарованными. Бедняжка, плохое средство избрала ты, чтобы привязать меня к себе””.

    Зло эстетизируется. Вот только нет эротики. Зато сколько пакостей натворил этот Альвиан… И так сладко-нейтрально это описано!.. Я поражаюсь. (Я не люблю высказываться эмоционально о разбираемом произведении. Но здесь – что-то чудовищное. Такие пакости!..)

    По-моему, это сделано так нагло, что и речи не может быть, чтоб было сделано с иной целью, чем усилить знаемое, в общем, переживание, дескать, как же это хорошо, что царствует в Этом мире Зло. Переживание, прямо противоположное ницшевскому: как плохо, что царит на Этом свете Зло (с соответствующим подсознательным у ницшеанца: вон из Этого мира в иномирие!).

    Ужаснувшись в себе ТАКОМУ, понятно, что Брюсов бросился в символизм ещё более страстно. В символизм как в благое для всех сверхбудущее.

    Это разрешает психологическую загадку, которою я мучился – откуда взялось эта сложнятииа: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

     

    Призна`юсь: я пишу в перерывах между чтением этого “Декадента”. И, строго говоря, не известно, что за фортель Брюсов ещё выкинет, раз, вот, Нину уже похоронили (она покончила с собой, раз Альвиан на ней не женился), а повествование продолжается.

    А я уже вынес своё суждение об этой повести, как о прикладном искусстве.

    Так пусть это будет проверка, что я прав. Ибо, мне кажется, что только о произведении неприкладного искусства нельзя судить окончательно, не дочитав его до конца. – Вот и посмотрим: смогу ли я подтвердить свой вывод, дочитав повесть до конца. Если смогу – сатанизм как подсознательный идеал у человечества не существует.

    Ну вот. Прочёл. Мнение не меняю.

     

    Хорошо. А мыслимо ль найти декадентское эротическое стихотворение (вероятно, где-то около 1893 года), чтоб можно было доказать, что оно таки не символистское, ни в какие дали коллективистские не порывающееся?

       
     

    Слезами блестящие глазки,

    И губки, что жалобно сжаты,

    А щечки пылают от ласки,

    И кудри запутанно-смяты.

    В объятьях — бессильно покорна,

    Устало потуплены взоры,

    А слез бриллианты упорно

    Лепечут немые укоры.

    1 ноября 1893

    Чем повтор "глазки”, “губки”, “щечки” хуже повтора из “Теней”: "плеч”, “колен”, “бедер”, “волос”? Неужели уменьшительностью слов? То есть несерьёзностью намерений лирического “я”. То есть прямым воспеванием Зла? Что подчёркнуто словами "жалобно” и “укоры”? – Даёшь вожделение, которое разжигается от морального сопротивления… - Элементарное произведение прикладного искусства, приложенного тут к усилению знаемого – вожделения.

    Или опять я впадаю в провал? Плюс ещё в провал и относительно Быкова: Брюсов таки писал эротические стихи.

    19 апреля 2020 г.

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100