TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

     

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и политическому, Быков хочет уничтожения самобытности России. То есть хочет исчезновения её.

    А какой её понимаю я? – Я понимаю её с менталитетом по Феофану Затворнику (цитату я укоротил с конца): "Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца”. Одним словом – иррационализм. А Быков – за рационализм. Поэтому его не устраивает современное положение России на периферии долларового мира, в какое она попала из-за ментального отвращения к рациональному, к капитализму (ну вот нельзя было всё взять и продать Западу за большие деньги при реставрации капитализма, как в какой-нибудь Литве – народ бы совсем не понял).

    Рационализм же диктует Быкову и соответствующее отношение к поэзии. Что в стихотворении вычитывают его глаза, то, он думает, и хотел “сказать” автор.

    Я взял “сказать” в кавычки из-за своего эстетического экстремизма. Я считаю, что художественный смысл хорошего стихотворения нельзя процитировать. Общаются подсознательный идеал автора с подсознаниями восприемников, когда присутствует художественность. Там не до рацио.

    А Быкову – до. И он пишет:

    "Но Брюсов 1903 года, Брюсов времён “Граду и миру” – это ещё человек, которого больше всего занимает он сам, занимает его миссия поэта. И для него самодисциплина, огранка стиха, чеканка, сверхчеловечность, подчинение себе и читателей, и женщин, и времени – выдающаяся задача! И должен я сказать, что, если бы сегодня Россия читала Брюсова, она бы, конечно, не смирилась с нынешним своим положением, потому что поэзия Брюсова – поэзия именно сверхчеловеческой дисциплины, максимальной требовательности к себе. “Вперёд, мечта, мой верный вол! / Неволей, если не охотой! / Я близ тебя, мой кнут тяжёл, / Я сам тружусь, и ты работай!”” (https://www.litmir.me/br/?b=614818&p=8).

    И плевал Быков, во-первых, на то, кому посвящено это стихотворение – П. П. Перцову. Плевать Быкову на то, что Брюсов был в сущности в контрах с Перцовым.

    А за что был Перцов?

    Он был представителем ""самообманного" национализма” (Философов. http://az.lib.ru/f/filosofow_d_w/text_1900_nacionalizm_i_dekadentstvo.shtml), русскости без православия, он "отрицает мистическую основу русского самосознания” (Там же), по крайней мере умалчивает о нём. Не вроде ли меня, урезавшего религиозный конец высказывания Феофана Затворника?

    Как националист Перцов против западников (лишь болтает о слиянии Запада и Востока в России). А среди западников есть декаденты. Брюсов, например. И эти декаденты какие-то неправильные. Нарушили распределение на славянофилов (мистиков) и западников (реалистов). Декаденты – мистики. У русских декадентов только буквы русские. "Литература их -- имеет видимость перевода с иностранного и представляет собою предел уклонения от всего национального -- самобытного” (Там же).

    Брюсов зол, естественно. Философов его, в частности, защищает:

    "И что ж тут удивительного, что самые яркие, самые даровитые представители русской литературы, проделав необходимый и неизбежный путь декадентского подполья, пошли дальше и пекутся о будущей "всемирно-русской" культуре. Очень жаль, что г. Перцов вместо того, чтобы открыто протянуть им руку, лишь удивляется, как это они так нарушили его полную здравого смысла табличку” (Там же).

    И сам Брюсов, имея в виду (в качестве подсознательного идеала) такой коллективизм, как заботу о ""всемирно-русской" культуре”, посвятил-в-кавычках Перцову такое, как-то очень пахнущее русским крестьянином, стихотворение. Правда, пахали тогда на волах и на Западе.

    https://moyleningrad.livejournal.com/tag/%D0%91%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

    В ответ

       
     

    П. П. Перцову

    Довольно, пахарь терпеливый,

    Я плуг тяжелый свой водил.

    А. Хомяков

     

     

    Еще я долго поброжу

    По бороздам земного луга,

    Еще не скоро отрешу

    Вола усталого - от плуга.

     

    Вперед, мечта, мой верный вол!

    Неволей, если не охотой!

    Я близ тебя, мой кнут тяжел,

    Я сам тружусь, и ты работай!

     

    Нельзя нам мига отдохнуть,

    Взрывай земли сухие глыбы!

    Недолог день, но длинен путь,

    Веди, веди свои изгибы!

     

    Уж полдень. Жар палит сильней.

    Не скоро тень над нами ляжет.

    Пустынен кругозор полей.

    “Бог помочь!” - нам никто не скажет.

     

    А помнишь, как пускались мы

    Весенним, свежим утром в поле

    И думали до сладкой тьмы

    С другими рядом петь на воле?

     

    Забудь об утренней росе,

    Не думай о ночном покое!

    Иди по знойной полосе,

    Мой верный вол, - нас только двое!

     

    Нам кем-то высшим подвиг дан,

    И спросит властно он отчета.

    Трудись, пока не лег туман,

    Смотри: лишь начата работа!

     

    А в час, когда нам темнота

    Закроет все пределы круга,

    Не я, а тот, другой, - мечта, -

    Сам отрешит тебя от плуга!

    1902

    Для убедительности стоит переписать стихотворение славянофила Хомякова.

    Труженик

       
     

    По жестким глыбам сорной нивы

    С утра, до истощенья сил,

    Довольно, пахарь терпеливый,

    Я плуг тяжелый свой водил.

    Довольно дикою враждою

    Боролся крепкой я борьбою...

    Я утомлен, я утомлен.

    Пора на отдых. О дубравы!

    О тишина полей и вод

    И над оврагами кудрявый

    Ветвей сплетающийся свод!

    Хоть раз один в тени отрадной,

    Склонившись к звонкому ручью,

    Хочу всей грудью, грудью жадной,

    Вдохнуть вечернюю струю.

    Стереть бы пот дневного зноя!

    Стряхнуть бы груз дневных забот!...

    "Безумец, нет тебе покоя,

    Нет отдыха: вперед, вперед!

    Взгляни на ниву; пашни много,

    А дня не много впереди.

    Вставай же, раб ленивый бога!

    Господь велит: иди, иди!

    Ты куплен дорогой ценою;

    Крестом и кровью куплен ты;

    Сгибайся ж, пахарь, над браздою:

    Борись, борей, до поздней тьмы!"

    Пред словом грозного призванья

    Склоняюсь трепетным челом;

    А ты безумного роптанья

    Не помяни в суде твоем!

    Иду свершать в труде и поте

    Удел, назначенный тобой;

    И не сомкну очей в дремоте,

    И не ослабну пред борьбой.

    Не брошу плуга, раб ленивый,

    Не отойду я от него,

    Покуда не прорежу нивы,

    Господь, для сева твоего.

    1859

    До отмены крепостного права написано.

    Это – гимн менталитету народному, составляющему "опору материального и нравственного величия России” (http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/9e958c0f-f8df-4322-b86d-69b11c9cf906/SlavyanofilyiZapadnikitxt.pdf). Терпение и стойкость в ранге служения. Публика (высшая прослойка) с таким отношением не может относиться к крепостному праву, как к язве. И, получается, что гимн служению есть выражение освобождения как нормы. Пафос → свобода. Судьба и родина – едины! (Опять художественный смысл нельзя процитировать.)

    Брюсов, беря такое стихотворение в эпиграф, хоть и ту его часть, где пахарь проявляет слабость, рассчитывает на память обо всём стихотворении как о перекликающемся с тем, что написано в его собственном.

    Но есть принципиальная разница между стихотворением Хомякова и Брюсова. Первое воспевает совершенно определённую подразумеваемую ценность: самобытные веру и государство (православие и централизм). На них намекает такая странность: "Ты куплен дорогой ценою; / Крестом и кровью куплен ты”. Куплен – крепостником же!.. – Нет. Всё – от Бога. Который любит Россию. – А в чём "мечта” Брюсова – не известно. То, что я процитировал из Философова, не дано сознанию Брюсова. – Вполне символистская ситуация: неясность устремления.

    И как парадокс – страстная вещность для выражения этой неясности: "По бороздам земного луга”… Казалось бы, зачем слово "земного”? – А так вещественнее. – "Взрывай земли сухие глыбы”, “Уж полдень. Жар палит”, “Пустынен кругозор полей”.

    Видно, крепкое поражение потерпели народники со своей конкретностью (скатились до теории малых дел), что такая страсть ВЛечёт (ВоЛ) неизвестно куда символиста.

    (Над Брюсовым смеялись за такое соединение конкретности и неясности. У него было стихотворение из одной строки: О, закрой свои бледные ноги! “Иначе простудишься”, - шутили, внося приземлённую ясность.)

    Как мог Быков не увидеть выси и коллективизма у Брюсова, так опростоволоситься: "Брюсов… человек, которого больше всего занимает он сам”?

    Он, наверно, читал письма Брюсова Перцову:

    "В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника! Она и есть сущность — все остальное форма! И сюжет, и „идея“ — все это только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душою художника” (https://www.litmir.me/br/?b=98705&p=8).

    А ведь Брюсов иносказательно написал то, что исповедую я касательно неприкладного искусства. – Оно существует только в подсознании автора и восприемника. Больше нигде. В процессах творчества и сотворчества. Стихотворение, напечатанное в книге, если книга лежит в библиотеке – не искусство (неприкладное). Когда его (например, брюсовский “В ответ”) читает Быков, акта искусства (неприкладного) тоже не происходит: у Быкова не работает подсознание, оно не чует подсознательный идеал Брюсова. Иносказание Брюсова лишь в том, что "общение с душою художника”, противопоставленное “материальным” атрибутам стихотворения ("сюжет” и др.), надо понимать как общение с подсознательным идеалом художника. Вот и всё.

     

    Я погрузился в такую старину, а как приятно. Что именно? – Тонкость. Чуяние подсознанием подсознания. Ну и счастье удачи: перевелось из подсознания в сознание.

    Мне жалко Быкова. Для него такой тонкости не существует. Но хорошо, что он есть – провоцирует на возмущение им, на активность.

    14 апреля 2020 г.

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

09.04.2020
16:26

Удар

    Я получил крепкий удар по моему самому яркому наблюдению – что в “Явлении Христа народу” Иванова никто Христа не видит. А если не по наблюдению, то по выводу из . . .

07.04.2020
15:53

Ну что поделать...

    Каждый плюс, как говорится, имеет свой минус. Так и со мной, толкователем произведений неприкладного искусства. Слишком много их истолковал. Настолько много, что . . .

05.04.2020
09:47

Микены и Украина

    Есть шанс что-то внятное сказать о такой вот скульптуре. Богиня со змеями (малая). Ок. 1600 г. до н. э. Фаянс, глазурь, пигменты, обжиг. Можно объяснить, почему . . .

04.04.2020
22:40

Авось...

    Авось, сама трудность задачи сотворит чудо, и я смогу… Ну чего уж мелочиться? – Смогу увидеть у Полозковой в подсознательном идеале – только не плюйтесь – . . .

03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

02.04.2020
11:11

Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)

    Всякий стиль углублен до мировоззрения, а всякое мировоззрение конкретизировано и доведено до стиля. Лосев. Прочли, читатель, эпиграф? А я хочу ещё большей . . .

31.03.2020
12:22

Поражение, почти равное победе

    Я вздумал опубликоваться в рецензируемом журнале. Смешно началось. За эл. почтой следят и вставляют соответствующую рекламу. Ну вдруг вставили рекламу помощи . . .

29.03.2020
16:31

Провал или спасусь?

    Я был очень благополучен, обнаружив соответствие спусков и подъёмов на большой Синусоиде идеалов в искусстве истории смены общественных формаций (см. тут). Тем . . .

28.03.2020
12:32

На что я уповаю

    Так жаль, что каждый раз, начиная писать, я стою перед проблемой ввести в курс того почти маниакального состояния, которым я одержим: поиском следов . . .

26.03.2020
09:38

Что-то про ничто

    К непосредственному впечатлению в случае с песней Веберна “Как я рад!” (1934) обращаться бессмысленно, но я предлагаю обратиться, чтоб удостовериться (слушать тут) . . .

25.03.2020
17:52

Красота и водка

    Почему вымерли ненандертальцы? Оттого, что оледенение Европы кончилось? Мамонты исчезли, главная еда неандертальцев? Или сжили их со света более умные . . .

24.03.2020
09:56

Энергия новичка

    Энергия новичка смешна у старика, но что делать – интересно… Может, заражу кого – и тому будет тоже интересно… Я наткнулся на цитирование Кибирова, понятое, . . .

23.03.2020
13:33

Неисповедимы...

    Есть особый восторг, когда совпадают ну тончайшие соображения. Ну тончайшие. Такое произошло со мной от чтения у Эфроса, как Цвейг оказался равнодушным к “Боярыне . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100