TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Горький. “О вреде философии” По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная . . .

10.06.2019
16:06

Жизнелюбие

    Я (люблю с себя начинать), наверно, жизнелюбивый человек. Другое дело, что я особенно люблю мысль. Штука довольно сухая. Но я люблю. И поэтому вся остальная жизнь мне . . .

07.06.2019
10:58

Запределье

    У меня есть авторитет – Владимир Вейдле. Я даже на его высказываниях о стихах стал коллекционировать его тончайшие наблюдения над поэзией (см. тут). Вдруг да . . .

06.06.2019
10:25

Господи-Боже! Что сомной?

    Почему я плачу? Я подчеркну строчку, на которой на меня вдруг нашло: Благодарю за всё. За тишину. За свет звезды, что спорит с темнотою. Благодарю за сына, за . . .

05.06.2019
16:35

Подход с другой стороны.

    Попробую проверить, что сказал Вейдле о “Пире во время чумы” Пушкина. ""Пир во время чумы”—почти перевод, даже больше перевод, чем “Анджело”, а здесь в . . .

30.05.2019
12:26

Смогу ли я?..

    Я порылся в памяти и вспомнил, правда, невнятно, что раз меня одни товарищ подбил читать, а следовательно и писать, о книге Музиля “Человек без свойств”. Он, . . .

28.05.2019
21:06

Россия после 90-х - феникс

    Я хочу начать, как часто это делаю, с себя. Являюсь я человеком не от мира сего. Тем странен. И, может, интересен кому-то. Про себя я думаю, что наловчился чуять . . .

28.05.2019
10:47

Но какова выдержка!

    У меня плохая эмоциональная память. Соответственно этому я помню один эпизод без всякого сопереживания. Но всё-таки он мне врезался в память крепко-накрепко. Так . . .

27.05.2019
14:23

Виртуальные перемещения

    На первом, кажется, курсе института у нас был такой предмет – теоретическая механика. И мы знали (наверно, от старших курсов), что преподаватель на экзамене . . .

26.05.2019
17:00

Горькая судьбина

    Однажды я прочёл о себе переписку (в интернете), дескать, на бездарей он вообще не обращает внимания. Я тихо порадовался. То было время, когда я начал осваивать . . .

23.05.2019
08:59

Неужели таки всё - наоборот?

    У меня постепенно чеканились формулы моего эстетического мировоззрения. Когда-то, давно уже, мне стало до смешного ясно, что, если художественное произведение о . . .

20.05.2019
09:59

Поиск - не достижение

    Памяти сожжённых пять лет назад в Одесском Доме Профсоюзов. Этих книг – две в одной. “Обитель” (2014) Прилепина. Большая и маленькая. Маленькая Приложением . . .

17.05.2019
17:58

Хоть треснись головой об стену...

    Я уже привык… А то неуютно мне было, когда я чувствовал, что всё-таки надо прятать, что я не такой как все. Я сперва не прятал. По большой бедности я долго очень . . .

16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье.

    Домье. Дон Кихот. 1868.

    И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – критический реалист. Который кричит, что так жить нельзя во Франции.

    Домье. Вагон третьего класса. 1864.

    И в самом деле – скоро грянула Парижская Коммуна. То есть он чуял социальное будущее. – Чем не реалист! От ненависти к капитализму он положил начало так называемой экспрессионистской тенденции в широком смысле этого слова.

    Но отрицать… Дон Кихота!?! Борца за справедливость…

    Да, Дон Кихота осмеивали люди Пользы, люди нарождавшегося в Европе капитализма (когда этого слова “капитализм” ещё не существовало, но примат Чести уже массово пропадал). Да, его осмеивал сам повествователь в великом романе. Но он его осмеивал сквозь слёзы, ибо "В романе явственно светится другой смысл: нет, это весь мир безумен, это весь мир погружён во мрак, низость…” (Кожинов. Происхождение романа. М., 1963. С. 160).

    Так "весь мир”, а не Дон Кихот! Дон Кихот из отвергаемого мира исключён Сервантесом.

    А что сделал Домье?

    Он свою “фэ”-экспрессию направил на чистейшего (пусть и по самоощущению) персонажа! Ну что с Домье стряслось?

    И какими по отношению к этой картине андерсеновскими фальшивыми людьми надо быть, чтоб, как те, не видеть короля голым?

    "Образ Дон Кихота, как смешного и слабого физически человека, который очень остро ощущает несправедливость окружающего мира и демонстрирует силу духа над силой тела, у Домье передан весьма оригинально. Автор отказался от точных линий и реалистичного изображения – лица у героя нет, вместо одежды обобщённые мазки, едва угадывается фактура окружающей обстановки. Домье демонстрирует художественный гротеск для точной передачи эмоциональной составляющей образа. Мастер будто хочет сказать: здесь абсолютно не важна фигура человека – он стремится передать образную, смысловую суть Дон Кихота.

    Но самое удивительное, что через это обобщение, автору достаточно реально и эмоционально удалось передать всемирно известный литературный персонаж. На фоне испанского пейзажа двигается кляча, отдалённо напоминающая лошадь, но верхом сидит настоящий рыцарь с гордой осанкой и тонким копьём, устремлённым в небо. Это, без сомнения, Дон Кихот, хоть и безликий, но стать которого “дышит” благородством и великодушием” (https://muzei-mira.com/kartini_francii/2239-don-kihot-onore-dome-opisanie-kartiny.html).

    “В серии картин, посвященных “Дон Кихоту” (1868 г.), реализм Домье достигает особенной обобщающей силы” (http://hallenna.narod.ru/servantes_illustr.html).

    “…на этой, более поздней, картине он едет верхом один, на фоне монументального пейзажа; исполненный эскизно, всего лишь несколькими цветовыми плоскостями; этот пустынный пейзаж навевает чувство безысходного одиночества. Фигуры Дон Кихота и коня написаны широкими энергичными мазками. Безликий, типизированный образ “рыцаря печального образа” многие расценивают как личную исповедь Домье, как творческое кредо одинокого, отрешившегося от мира художника, который с упрямством Дон Кихота цепляется за веру и мораль ушедшей эпохи. Картина Домье глубоко пессимистична, она отразила настроения людей его времени, утративших иллюзии, перспективы” (http://filosofia.ru/onore-dome-don-kixot/).

    А зачем же после создания этой картины "В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны” (Википедия)?

    А вот это разве утративший иллюзии нарисовал?

    Домье. Бедная Франция. 1871.

    Или я несообразительный. А Домьее своим “фэ” говорит нам, гадам капиталистическим, как мама из “С лёгким паром”: “Это вы Ипполита окатили?”, дескать, он, Дон Кихот, от вашего идеала “Польза превыше всего!” с ума сошёл…

    Нет. Я пользуюсь идеей, что типы идеалов постепенно превращаются один в другого (и это веками повторяющиеся типы идеалов), то есть процесс можно изобразить кругом, а вытянув во времени – синусоидой. Так вот на синусоиде не может быть перескоков. И, если кроме темы Дон Кихота Домье пребывал (пусть коллективизм будет вверху, а изображение времени пусть развёртывается слева направо), - так вот, если всегда Домье был, так сказать, на подъёме Синусоиды Идеалов, то как он мог вдруг оказаться на вылете с неё субвниз – в точке ницшеанство?

    Тут идеалы: 1 – гармонии, 2 – трагического героизма, 3 – благого для всех сверхбудущего, 4 – соединения несоединимого, 5 – абы какой жизни, 6 - ницшеанства.

    А что Домье оказался в ницшеанстве можно доказать логико-исторически.

    Ницшеанство – это крайнее разочарование вообще во всём, не только в низком, мещанском, но и в высоком и, особенно, в сверхвысоком (в христианском том свете после Апокалипсиса). И развивалось оно на фоне в общем спада революционности в Западной Европе из-за уменьшения страшности капитализма для всё большего количества людей в Западной же Европе. – Суета жизни становилась скучной. Весь Этот мир от ненависти к этой Скуке не устраивал. С христианским тем светом включая. – Значит, куда? – В иномирие. Но не христианское, а какое-то…

    Вот не подспудно ли эту тенденцию чуя, нарисовал Домье своего Дон Кихота безлицым? Это ж как переход от арифметики к алгебре. Надоела конкретность (суета). 1+1=2, 1+3=4 и т.д. – целая бесконечность примеров. Не написать ли обобщение: а+b= c. – Надоели эти революции и их самоотверженные герои, эти дон кихоты. Наполеон хотел принести освобождение аж в Россию и Индию. – Поражение. Революция 1830 года. – Поражение. Революция 1848 года. – Поражение. – – Надоело! – Вот и нарисовались "обобщённые мазки”.

    Но вот перескок из 1 и 2 в 6 невозможен. – Значит, что произошло?

    Значит, произошло неосторожное переусиление типизирования (инструмента реализма) "отрешившегося от мира”. Аж лицо исчезло и т.п.

    Ошибка это, а не "художественный гротеск”.

    Ну бывает и на старуху проруха.

    11 марта 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341980  2019-05-13 18:28:38
Воложин
- Сноска ко всем цитатам в статье:

*- Я должен признаться, что, прочитав роман «Дон Кихот» Сервантеса, я понял (см. тут, если у кого хватит терпения то исследование прочесть), что Сервантес не только за Дон Кихота, за его высоту, т.е. против низости рационализма (что соответствовало бы идеостилю маньеризма, выражающему идеал благого для всех сверхбудущего). Сервантес ещё и очень против Дон Кихота, как олицетворения высокого. Т.е. идеал Сервантеса не в Дон Кихоте воплощен. А все авторитеты, над цитатами которых я проставил звёздочку, грубо не правы (да простится мне такая заносчивость).

Значит ли это, что и Домье думал так, как новый я (я после того, как написал эту статью о Домье), - Домье думал о «Дон Кихоте» (произведении!), и безлицестью персонажа выразил приближение мира к массовому исповедованию ницшеанства с того иномирием? То есть, надо ли новому мне признать, что в статье о Домье старый я пришёл к неверному выводу, а перескок идеала из 1 и 2 к 6 всё-таки возможет?

Или надо думать, что Домье сам «Дон Кихота» не читал, поверил, - как и многие, - что можно смешивать отношение к роману с отношением к персонажу, и тогда статья о Домье меня прежнего верна?

А что говорит социология?

«Оказалось, что роман Сервантеса не популярен среди жителей иберийского полуострова.

По данным Центра Социологических Исследований, весь роман осилили всего 21,6% из числа опрошенных. Чуть меньше, а именно, 21,3% знают не понаслышке лишь некоторые главы произведения своего соотечественника. А вот большинство участников опроса, 40,9% вообще не брали книгу «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» в руки» (https://espanarusa.com/ru/news/article/556720).

Смею думать, что во Франции времён Домье было то же самое. И уж совсем позволю себе думать, что и учёные прошлого, так же ошиблись с этим романом, как ошибся Кожинов в ХХ веке. Ну и сам Домье, думаю, роман не прочёл и доверился ошибшимся учёным. – Тогда моя статья о Домье верна.

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед . . .

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 . . .

27.04.2019
23:02

Общее впечатление

    Я толкованиями когда-то занялся от злости на искусствоведов, болтающих что-то вообще, не опираясь на реалии произведения. И вот в кои-то веки мне захотелось – от . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100