Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.06.2019 |
|
||||||
10.06.2019 |
|
||||||
07.06.2019 |
|
||||||
06.06.2019 |
|
||||||
05.06.2019 |
|
||||||
30.05.2019 |
|
||||||
28.05.2019 |
|
||||||
28.05.2019 |
|
||||||
27.05.2019 |
|
||||||
26.05.2019 |
|
||||||
23.05.2019 |
|
||||||
20.05.2019 |
|
||||||
17.05.2019 |
Хоть треснись головой об стену...
|
||||||
16.05.2019 |
Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют
|
||||||
13.05.2019 |
|
||||||
12.05.2019 |
|
||||||
03.05.2019 |
|
||||||
30.04.2019 |
|
||||||
29.04.2019 |
Риск Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 столетие. Время становления централизованного государства. "…конфуцианство к XVII в. заняло в Японии место господствующей идеологии. В эпоху Токугава (1600–1670), т. е. в эпоху централизованного феодального государства, оно являлось средством закрепления в общественном сознании социального неравенства, орудием укоренения в умах и сердцах японцев спокойного отношения к несвободе, к личной зависимости как естественному порядку, результату выполнения “воли неба”” (https://librolife.ru/g4041626). Соответственно поэзия принялась шуткой изливать переполнявшую душу энергию.
Должны были быть недовольные таким положением? – Должны. – Какое у них с необходимостью возникло состояние духа? Оно даже не возникло, а теплилось с прежнего времени, где тоже кому-то было плохо. "В Японии получили распространение две тенденции буддийской мысли, указывавшие два пути спасения сущности человека. Первая предполагала личностную самореализацию посредством вовлечённости индивидуума в социальную жизнь и подчинения всех его интересов интересам общества. Вторая, напротив, призывала к бегству от социальных уз как неистинных и культивировала идеал отшельничества… Суть второй тенденции состоит в признании индивидуального пути спасения: освобождение достигается лишь посредством обособления усилий собственного духа, каждый идёт к истине своим путём. Отсюда крайние формы индивидуализма, например, в дзэн-буддизме, который начал распространяться в Японии с XIII в., придя из Китая. Но и в дзэн-буддизме, несмотря на настойчивое культивирование индивидуального пути спасения, человек рассматривается как органическая часть универсума; ратуя за освобождение индивида от пут социальной жизни, дзэн-буддизм всячески подчёркивает неотделимость человека от природы” (Там же). Вот Мацуо Басё, бедный, болезненный, не умеющий преуспевать, приобрётший отвращение к государственной службе, и пришёл к удовлетворению в отшельничестве и в жизни, и в поэзии. "Несмотря на то, что всю жизнь он страдал от нищеты, Басё, как истинный философ-буддист, почти не уделял внимания этому обстоятельству” (Википедия). Это – в жизни. А вот – в поэзии – идеал и приём: "…человек не просто пассивен, но сознательно выбирает путь ухода от суетливой жизни, уединяясь в своей скромной обители. Отрешение от материального мира помогает на пути к просветлению, к обретению истинной, простой, жизни. Отсюда возникновение идеала “бедности”, поскольку излишние материальные заботы способны лишь отвлечь от состояния умиротворённой печали и помешать видеть окружающий мир в его изначальной красоте. Отсюда и минимализм…” (Википедия).
Хорей первой и третьей строчки, дактиль второй. Перелом ритма. – Ассоциация: ветка корявая. Голая и корявая – "Отрешение от материального мира”. Объектов – три: ветка, ворон и фон, серое от туч (осень) небо. Строк тоже три. Цветов два: тёмно-тёмно серый ворон (не чёрный из-за воздушной влажной перспективы) и тёмно-серый (осенний, значит, дождливый вечер). – Образ "бедности”. "Одинокий ворон - это сила, сила духа… Одинокий, гордый, а главное - не побеждённый жизнью…” (Александров). – Образ "умиротворённой печали”. Серость цветовой ассоциации – сюда же, к печали. Возвращение хорея в третье строчке – тоже: к умиротворению. Потом красив сам минимализм – ценность чего-то, близкого к нирване, к бесчувствию*. В этом позитив, присущий идеалу в принципе. В этой связи хочется поспорить с Дмитрием Быковым (он, похоже, что ни напишет – всё** невпопад): "Я должен сейчас буду сказать довольно парадоксальную и, конечно, навлекающую на меня всякие громы вещь, но дело в том, что островная культура или, во всяком случае, культура, близко граничащая с морем, со стихиями, с горами, с лавинами, она по определению очень смертоцентрична, как заметил когда-то Гребенщиков: “Японская культура построена вокруг идеи смерти, потому что вся Япония построена на идее предела”. Там куда ни шагнёшь, обязательно или извержение вулкана, или море, она вся зажата вот так. И Скандинавия тоже, скандинавская культура наряду с японской самая депрессивная, самая безвыходная” (https://www.litmir.me/br/?b=614818&p=2). Нирвана и бесчувствие это все же про смерть. Какая уж тут депрессия, когда умиротворение.
И красота, красота. Можно, кажется, анализировать бесконечное число элементов трёхстишия, и синтез анализа будет один и тот же, словами выразимый только приблизительно, хоть и определённо. – Абы что, а – прелесть, грусть, одиночество, воля. Такое могло образоваться только при вмешательстве чего-то колоссального: бога – для верующих или подсознания – для атеистов. То есть налицо искомые мною всюду и всегда следы подсознательного идеала. Хоть странно называть подсознательным то, что именуется дзен-буддизмом и известно сотни веков. Но вот пишут: "В 1680-е годы Басё, под влиянием дзэн-буддизма, использовал в творчестве принцип “озарения”” (Википедия). То есть до него этого не было. Он его открыл. Сам я, интерпретатор, применяю слово “озарение” для характеристики этапа, называемого последействием искусства, когда действие – катарсис – подсознательно. Но ведь не исключено, что Басё применял его точно в таком же смысле. На него находил транс, и – он разрешался трёхстрочием, красотой, которую иначе, как неизвестно как получилось, не выразишь. Это “неизвестно как” и есть подсознательный идеал. Да, дзен-буддизма, к тому временем вызванного победительным государственным централизмом в Японии у отвергнутых жизнью лишенцев. 4 марта 2019 г. * - Вы же сами дали пример шуточных трёхстрочий. Значит, минимализм не обязательно соответствует дхен-буддизму. Кроме того, пишут, японский язык его предопределяет. В нём каждое предложение должно кончаться сказуемым в глагольной форме. А у неё ограниченное число окончаний слова. Из-за чего длинная речь ужасно монотонна.- Открытие Басё в изменении тематики, а не в трёхстрочии. ** - Почему это всё?- См. http://art-otkrytie.narod.ru/gogol14.htm , http://art-otkrytie.narod.ru/bykov4.htm , http://art-otkrytie.narod.ru/okudzhava9.htm , http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin29.htm , http://art-otkrytie.narod.ru/merezhkovsky.htm . 5.03.2019.
|
||||||
27.04.2019 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"