TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Горький. “О вреде философии” По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная . . .

10.06.2019
16:06

Жизнелюбие

    Я (люблю с себя начинать), наверно, жизнелюбивый человек. Другое дело, что я особенно люблю мысль. Штука довольно сухая. Но я люблю. И поэтому вся остальная жизнь мне . . .

07.06.2019
10:58

Запределье

    У меня есть авторитет – Владимир Вейдле. Я даже на его высказываниях о стихах стал коллекционировать его тончайшие наблюдения над поэзией (см. тут). Вдруг да . . .

06.06.2019
10:25

Господи-Боже! Что сомной?

    Почему я плачу? Я подчеркну строчку, на которой на меня вдруг нашло: Благодарю за всё. За тишину. За свет звезды, что спорит с темнотою. Благодарю за сына, за . . .

05.06.2019
16:35

Подход с другой стороны.

    Попробую проверить, что сказал Вейдле о “Пире во время чумы” Пушкина. ""Пир во время чумы”—почти перевод, даже больше перевод, чем “Анджело”, а здесь в . . .

30.05.2019
12:26

Смогу ли я?..

    Я порылся в памяти и вспомнил, правда, невнятно, что раз меня одни товарищ подбил читать, а следовательно и писать, о книге Музиля “Человек без свойств”. Он, . . .

28.05.2019
21:06

Россия после 90-х - феникс

    Я хочу начать, как часто это делаю, с себя. Являюсь я человеком не от мира сего. Тем странен. И, может, интересен кому-то. Про себя я думаю, что наловчился чуять . . .

28.05.2019
10:47

Но какова выдержка!

    У меня плохая эмоциональная память. Соответственно этому я помню один эпизод без всякого сопереживания. Но всё-таки он мне врезался в память крепко-накрепко. Так . . .

27.05.2019
14:23

Виртуальные перемещения

    На первом, кажется, курсе института у нас был такой предмет – теоретическая механика. И мы знали (наверно, от старших курсов), что преподаватель на экзамене . . .

26.05.2019
17:00

Горькая судьбина

    Однажды я прочёл о себе переписку (в интернете), дескать, на бездарей он вообще не обращает внимания. Я тихо порадовался. То было время, когда я начал осваивать . . .

23.05.2019
08:59

Неужели таки всё - наоборот?

    У меня постепенно чеканились формулы моего эстетического мировоззрения. Когда-то, давно уже, мне стало до смешного ясно, что, если художественное произведение о . . .

20.05.2019
09:59

Поиск - не достижение

    Памяти сожжённых пять лет назад в Одесском Доме Профсоюзов. Этих книг – две в одной. “Обитель” (2014) Прилепина. Большая и маленькая. Маленькая Приложением . . .

17.05.2019
17:58

Хоть треснись головой об стену...

    Я уже привык… А то неуютно мне было, когда я чувствовал, что всё-таки надо прятать, что я не такой как все. Я сперва не прятал. По большой бедности я долго очень . . .

16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед . . .

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но…

    Берём Японию… 17 столетие. Время становления централизованного государства.

    "…конфуцианство к XVII в. заняло в Японии место господствующей идеологии. В эпоху Токугава (1600–1670), т. е. в эпоху централизованного феодального государства, оно являлось средством закрепления в общественном сознании социального неравенства, орудием укоренения в умах и сердцах японцев спокойного отношения к несвободе, к личной зависимости как естественному порядку, результату выполнения “воли неба”” (https://librolife.ru/g4041626).

    Соответственно поэзия принялась шуткой изливать переполнявшую душу энергию.

     

    Вернулась зима? -

    Куда ни посмотришь, красные

    Сливы носов.

     

    Летние ливни.

    В кои-то веки лягушка в колодце

    Побывает на море.

    Должны были быть недовольные таким положением? – Должны. – Какое у них с необходимостью возникло состояние духа? Оно даже не возникло, а теплилось с прежнего времени, где тоже кому-то было плохо.

    "В Японии получили распространение две тенденции буддийской мысли, указывавшие два пути спасения сущности человека. Первая предполагала личностную самореализацию посредством вовлечённости индивидуума в социальную жизнь и подчинения всех его интересов интересам общества. Вторая, напротив, призывала к бегству от социальных уз как неистинных и культивировала идеал отшельничества…

    Суть второй тенденции состоит в признании индивидуального пути спасения: освобождение достигается лишь посредством обособления усилий собственного духа, каждый идёт к истине своим путём. Отсюда крайние формы индивидуализма, например, в дзэн-буддизме, который начал распространяться в Японии с XIII в., придя из Китая. Но и в дзэн-буддизме, несмотря на настойчивое культивирование индивидуального пути спасения, человек рассматривается как органическая часть универсума; ратуя за освобождение индивида от пут социальной жизни, дзэн-буддизм всячески подчёркивает неотделимость человека от природы” (Там же).

    Вот Мацуо Басё, бедный, болезненный, не умеющий преуспевать, приобрётший отвращение к государственной службе, и пришёл к удовлетворению в отшельничестве и в жизни, и в поэзии.

    "Несмотря на то, что всю жизнь он страдал от нищеты, Басё, как истинный философ-буддист, почти не уделял внимания этому обстоятельству” (Википедия).

    Это – в жизни.

    А вот – в поэзии – идеал и приём:

    "…человек не просто пассивен, но сознательно выбирает путь ухода от суетливой жизни, уединяясь в своей скромной обители. Отрешение от материального мира помогает на пути к просветлению, к обретению истинной, простой, жизни. Отсюда возникновение идеала “бедности”, поскольку излишние материальные заботы способны лишь отвлечь от состояния умиротворённой печали и помешать видеть окружающий мир в его изначальной красоте. Отсюда и минимализм…” (Википедия).

     

    На голой ветке

    Ворон сидит одиноко…

    Осенний вечер.

    _ / _ / _

    / _ _ / _ _ / _

    _ / _ / _

    Хорей первой и третьей строчки, дактиль второй. Перелом ритма. – Ассоциация: ветка корявая. Голая и корявая – "Отрешение от материального мира”. Объектов – три: ветка, ворон и фон, серое от туч (осень) небо. Строк тоже три. Цветов два: тёмно-тёмно серый ворон (не чёрный из-за воздушной влажной перспективы) и тёмно-серый (осенний, значит, дождливый вечер). – Образ "бедности”. "Одинокий ворон - это сила, сила духа… Одинокий, гордый, а главное - не побеждённый жизнью…” (Александров). – Образ "умиротворённой печали”. Серость цветовой ассоциации – сюда же, к печали. Возвращение хорея в третье строчке – тоже: к умиротворению. Потом красив сам минимализм – ценность чего-то, близкого к нирване, к бесчувствию*. В этом позитив, присущий идеалу в принципе.

    В этой связи хочется поспорить с Дмитрием Быковым (он, похоже, что ни напишет – всё** невпопад):

    "Я должен сейчас буду сказать довольно парадоксальную и, конечно, навлекающую на меня всякие громы вещь, но дело в том, что островная культура или, во всяком случае, культура, близко граничащая с морем, со стихиями, с горами, с лавинами, она по определению очень смертоцентрична, как заметил когда-то Гребенщиков: “Японская культура построена вокруг идеи смерти, потому что вся Япония построена на идее предела”. Там куда ни шагнёшь, обязательно или извержение вулкана, или море, она вся зажата вот так. И Скандинавия тоже, скандинавская культура наряду с японской самая депрессивная, самая безвыходная” (https://www.litmir.me/br/?b=614818&p=2).

    Нирвана и бесчувствие это все же про смерть. Какая уж тут депрессия, когда умиротворение.

     

    Старый пруд!

    Прыгнула лягушка.

    Всплеск воды.

    И красота, красота. Можно, кажется, анализировать бесконечное число элементов трёхстишия, и синтез анализа будет один и тот же, словами выразимый только приблизительно, хоть и определённо. – Абы что, а – прелесть, грусть, одиночество, воля.

    Такое могло образоваться только при вмешательстве чего-то колоссального: бога – для верующих или подсознания – для атеистов. То есть налицо искомые мною всюду и всегда следы подсознательного идеала. Хоть странно называть подсознательным то, что именуется дзен-буддизмом и известно сотни веков.

    Но вот пишут: "В 1680-е годы Басё, под влиянием дзэн-буддизма, использовал в творчестве принцип “озарения”” (Википедия).

    То есть до него этого не было. Он его открыл.

    Сам я, интерпретатор, применяю слово “озарение” для характеристики этапа, называемого последействием искусства, когда действие – катарсис – подсознательно. Но ведь не исключено, что Басё применял его точно в таком же смысле. На него находил транс, и – он разрешался трёхстрочием, красотой, которую иначе, как неизвестно как получилось, не выразишь. Это “неизвестно как” и есть подсознательный идеал. Да, дзен-буддизма, к тому временем вызванного победительным государственным централизмом в Японии у отвергнутых жизнью лишенцев.

    4 марта 2019 г.

    *- Вы же сами дали пример шуточных трёхстрочий. Значит, минимализм не обязательно соответствует дхен-буддизму. Кроме того, пишут, японский язык его предопределяет. В нём каждое предложение должно кончаться сказуемым в глагольной форме. А у неё ограниченное число окончаний слова. Из-за чего длинная речь ужасно монотонна.

    - Открытие Басё в изменении тематики, а не в трёхстрочии.

    **- Почему это всё?

    - См. http://art-otkrytie.narod.ru/gogol14.htm , http://art-otkrytie.narod.ru/bykov4.htm , http://art-otkrytie.narod.ru/okudzhava9.htm , http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin29.htm , http://art-otkrytie.narod.ru/merezhkovsky.htm .

    5.03.2019.

27.04.2019
23:02

Общее впечатление

    Я толкованиями когда-то занялся от злости на искусствоведов, болтающих что-то вообще, не опираясь на реалии произведения. И вот в кои-то веки мне захотелось – от . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100